Первые мгновения российского космического триллера «Салют-7» напоминают версию альтернативной вселенной фильма Альфонсо Куарона «Гравитация». Два космонавта, вышедшие в открытый космос, перешучиваются с соотечественником на борту космической станции «Салют-7», теоретизируя о том, когда правительство СССР (а сюжет разворачивается в 1983 году) начнет эксперименты с сексом в космосе, и сколько времени потребуется провести с этой целью в учебных тренажерах. Затем в процессе сварки одна из космонавтов повреждает перчатку. По мере того как давление в ее костюме начинает падать, угрожая гипоксией, и женщина начинает терять самообладание, ее напарник спокойно помогает ей справиться с ситуацией. Музыкальное сопровождение, видеоряд и напряженный, возрастающий драматизм данного эпизода дают неверное представление об абсолютном спокойствии мужчины, пока он убеждает напарницу не паниковать. А под ними мы видим Землю, красивую, но грозную и просто-таки головокружительно далекую.
Такой напряженный, интенсивный эпизод — не более чем первый залп высокотехнологичного триллера, во многом напоминающего американские космические блокбастеры, начиная с фантастики вроде «Гравитации» и заканчивая такими историческими драмами, как «Аполлон 13» и «Парни что надо». «Салют-7» основан на реальных событиях, а именно на драматической миссии 1985 года по перезагрузке и спасению мертвой космической станции «Салют-7», когда в результате аварии пропал радиосигнал, и дистанционное управление с Земли стало невозможным. На тот момент станция пустовала, и наземные экипажи не имели возможности определить степень неисправности и возможность ремонта. Вся миссия опиралась на принятие решений в режиме реального времени по мере развития событий. В сюжете фильма «Салют-7» — на фоне знакомых всем любителям космических эпопей угроз сокращения поставок, неисправностей оборудования, непредвиденных катастроф и весьма неблагоприятных внешний факторов — продемонстрированы некоторые принципы работы кассовой киноиндустрии и универсальность определенных видов героизма.
Примечание: на фестивале фантастического кино фильм был показан с английскими субтитрами, а англоязычного трейлера до сих пор нет. Русскоязычный же передает ощущение масштабов картины, графики и звука.
Каков жанр?
Экшн-драма в космосе.
О чем кино?
После вступительных кадров, на которых космонавт Владимир Федоров (Владимир Вдовиченков) отводит свою напарницу Светлану обратно в шлюзовой отсек станции, он видит некий необъяснимо яркий свет. Позже, в ходе послеполетного опроса экипажа он говорит, что это могли быть ангелы. Его немедленно отстраняют от космических миссий по психологическим причинам. Вскоре, когда «Салют-7» ломается и начинает, кувыркаясь, постепенно сходить с орбиты, Советское космическое агентство оказывается в безвыходном положении. Стыковка с крутящейся станцией без привычного компьютерного управления не под силу ни одному из действующих космонавтов, в связи с чем после долгих и напряженных размышлений командир отряда Валерий (Александр Самойленко) наконец-то просит Владимира вернуться в программу и сесть за штурвал аппарата «Союз» для отчаянной спасательной операции.
Владимир и инженер Виктор Алехин (Павел Деревянко) летят в сторону «Салюта-7», понимая, что могут не справиться ни с ремонтом, ни даже со стыковкой. Миссия оборачивается чередой катастроф и неудач: угрожающе низкие температуры, обледенение приборной панели, утечка воды, смещение солнечных батарей, короткое замыкание приборов, повреждение силовой установки астероидом и так далее. Владимир и Виктор — ровесники, практичные люди, привыкшие решать потенциально смертоносные проблемы. Но Виктор как инженер более рассудителен и имеет логический склад ума, а Владимир непредсказуем и зачастую выходит за рамки границ безопасности. Возникающее между ними напряжение иногда перестает сочетаться с опасной окружающей обстановкой и ограниченностью рабочего пространства.
А поскольку это кассовая драма, оба космонавта страдают и от семейных проблем. Жена Владимира злится на его решение вернуться в космос, а их маленькая дочь не понимает, почему папа вдруг должен уйти. Легкоранимая молодая жена Виктора беременна первенцем и видит во сне жуткие кошмары о его смерти, в связи с чем ее надо постоянно успокаивать. «Салют-7» не особенно акцентирует внимание на женских персонажах: жены нужны для поддержания атмосферы напряжения и страданий, Светлана (образ списан со Светланы Савицкой, первой женщины в открытом космосе) находится в кадре достаточно долго, но лишь для того, чтобы оказаться в опасности и затем спастись, а мнение единственной видной женщины из персонала наземного обслуживания постоянно игнорируется и не воспринимается всерьез. С эмоционально-трудовой точки зрения именно она отвечает за здоровье космонавтов, высказывает рациональные сомнения и призывает к осторожности и досрочному завершению миссии. Вся ее роль сводится к тому, чтобы быть обузой для героически игнорирующих риски и рвущихся напролом мужчин.
Однако риски эти демонстрируются в зачастую поразительных подробностях. По словам продюсеров «Салюта-7», съемки в невесомости занимают 40 минут экранного времени, из них 20 минут — в открытом космосе, чего ранее, по их словам, не бывало. Доказать эти утверждения непросто, но они, безусловно, правдоподобны, учитывая кадры с работающими внутри станции и за бортом космонавтами. (И какова перспектива: мир, где снимать в космосе было выгоднее, чем монтировать сцены с помощью цифровых эффектов.) Кроме всего прочего, «Салют-7» — это спектакль об одном чудесном спасении за другим и о том, как находчивая и упорная команда справляется с растущим количеством потенциально смертельных ситуаций.
О чем кино на самом деле?
О героизме. Американским зрителям «Салют-7» покажется во многом знакомым благодаря своему ритму, динамике и образу настоящего героя. В чрезвычайных ситуациях главные персонажи мудры и хладнокровны, достаточно самоуверенны, чтобы рисковать, но при этом способны к рациональному сдерживанию собственных страхов на фоне растущего напряжения. Что примечательно, в случае необходимости они без промедления ставят на кон собственные жизни. В качестве антагонистов выступают политики и канцелярские крысы, остающиеся в безопасности на Земле и размышляющие о том, как бы обернуть действия космонавтов себе на пользу.
Информация явно подается под нужным с точки зрения политики углом, исходя из предположения о том, что правительство деспотично, невежественно, одержимо собственной популярностью и готово убивать космонавтов ради сохранения тайн космического агентства. Американская пресса также берет на себя роль злодея, а нагнетающие панику телевизионные комментаторы вопрошают о наличии на борту «Салюта-7» ядерного оружия и превращают его потенциально аварийную посадку в целый кризис мирового масштаба. В фильме на каждом шагу рассказывается о том, как доблестные мужчины преуспевают там, где терпят неудачу трусливые и эгоистичные институты власти.
Хорош ли фильм?
Порой драматичен и банален подобно многим блокбастерам. Невооруженным глазом видны вымышленные ситуации, а реальные раздуты до огромных размеров. Имена главных героев совпадают с именами реальных исторических личностей (космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, командир отряда Валерий Рюмин), а вот фамилии были изменены для пущего эффекта. Примечательно, что фильм не освещает ошибку реальных членов экипажа, повлекшую неисправность «Салюта», в первую очередь потому, вероятно, что это не вяжется с идеей смелой космической программы, противостоящей равнодушной бюрократии. Ближе к концу картины молниеносные и невероятно драматические решения персонажей видятся уже надуманными и искусственными, как в концовке «Операции „Арго"».
Но «Салют-7», как и «Арго», держит зрителей в напряжении даже когда уходит в сторону явного преувеличения. Сыгранные Вдовиченковым и Деревянко персонажи вызывают сочувствие и демонстрируют баланс между дружелюбием и отзывчивостью с одной стороны и непоколебимой самоуверенностью и превосходством — с другой. Позиция Валерия влечет за собой череду захватывающих ответвлений сюжета, по мере того как он пытается избежать неприятного международного инцидента вкупе с неисчислимыми научными и военными потерями, защищая при этом своих людей от правительства, которое считает их «одноразовыми». Даже когда сценарий (режиссера Клима Шипенко и его соавторов Натальи Меркуловой и Алексея Самолитова) начинает казаться чересчур громоздким, именно актеры привносят ту душевность, что удерживает все элементы данной истории вместе.
Это — единственное, что качественно отличает «Салют-7» от аналогичных американских блокбастеров. Космонавты во многом похожи на американских киногероев: сдержанные и надежные, веселые и искусные, к тому же способные сдерживать эмоции даже перед лицом смерти. Но есть у них и однозначно русские качества, как, например, мировая скорбь и фатализм. Они будто говорят: «Мы привыкли к тому, что все разваливается, нужно просто бороться с этим». И здесь приходит понимание того, что институты власти всегда будут обманывать их ожидания, и они скорее станут распоряжаться сами, чем оставят последнее слово за начальством.
Помня об этом, интересно наблюдать за тем, сколь непочтительно космонавты общаются с наземным комплексом управления. Зачастую они игнорируют приказы и берутся за дело самостоятельно. При этом Валерий и его экипаж ведут себя так, будто все это абсолютно нормально, особенно ввиду успешности результатов. «Салют-7» подтверждает наличие в драматическом героизме определенных относительно универсальных аспектов, в то время как другие являются особенностями различных культур, и дает понять, где именно проходит эта черта.
Если не брать в расчет персонажей, фильм обладает мощным темпом и визуальной динамикой. Шипенко привносит в него элемент случайности, но при этом иногда дает зрителю передохнуть, показывая такие сцены как сближение космонавтов на почве контрабанды водки и созерцание удивительной красоты космической станции, наполненной летающими пузырьками воды. В такие моменты фильм просто великолепен, при этом значительный импульс исходит от таких эпизодов, как тот, в котором «Союз» на вершине столба пламени пронзает слой облаков и достигает орбиты. Восхваляемые сцены в невесомости безукоризненны и создают полный эффект присутствия, а очередность действий основательна и сильна. Благодаря этому фильм стоимостью 15 миллионов долларов тянет на все 150 миллионов, а поклонникам космонавтики дает прекрасную возможность погрузиться в атмосферу станции и понаблюдать за развитием событий.
Однако прежде всего историю интересно увидеть с совершенно не американской точки зрения, выставляющей США смутьянами, построившими многоразовый транспортный космический корабль лишь с целью похищения советских технологий, сосредоточенными на запугивании остального мира и позиционировании себя героями. В одной особенно смешной, но трогательной сцене «Челленджер» облетает «Салют-7» после особо сложных ремонтных работ, а пилоты шаттла салютуют храбрости и профессионализму космонавтов. Здесь можно остановиться и в описании впечатления от фильма в целом: преувеличенный, но искренний поклон героизму космонавтов — вне зависимости от культуры, их породившей.
Как стоит оценить кино?
В картине нет ни секса, ни резни — просто приключенческая история категории PG. И тем не менее в ней полно диалогов, политических махинаций и неторопливых, вдумчивых моментов. У ребят помладше на последнее терпения вряд ли хватит, а напряженность действия может их даже напугать.
Как посмотреть?
«Салют-7» выйдет на экраны кинотеатров всего мира, но в Америке официальный кинопрокатчик на данный момент объявлен не был.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| -19 Салют красочно сгорел в атмосфере Земли где-то над Тихим океаном. Хорошо еще, что никто не пострадал ;) Раскрыть всю ветку (20 сообщений в ветке) 
| 4 AmInvest, туповатый какой-то комментарий. Плохо работаете! 
| 0 Propogator, к комической вашей отрасли я, слава Боку, давно не отношусь ;) 
| 0 AmInvest, к комической вашей отрасли я, слава Боку, давно не отношусь ;) ------------------------- зато космический идиотизм освещает ваши посты. Как троллю вам нет равных, это должны признать все, верю, что не только на этом ресурсе 
| 4 AmInvest, ну а "Скайлэб" красиво сгорел в атмосфере Земли где-то над Австралией. Некоторые из недогоревших обломков даже упали недалеко от Перта -- хорошо, что никого насмерть не пришибли. ))) 
| 0 3lirium, над Австралией? Похоже, вы забыли, где экватор ;) 
| 0 AmInvest, при чем тут "экватор"?? Скайлэб никогда не был геостационарным. )) 
| 0 3lirium, пруфцы-то будут, или так, только языком коллега поболтать тут хочет ;) 
| 0 AmInvest, в австралийских музеях до сих пор выставлены обгоревшие осколки "Скайлэба". )) ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8D%D0%B1 
| 0 3lirium, так это же ру-педия! Серьезнее линк не смогли найти? ;) 
| 0 AmInvest www.space.com/21122-skylab-space-station-remains-museum.html 
| 0 AmInvest, Ку-ку... 
| 3 AmInvest, Челенджер красиво взорвался где-то над СГА - хорошо, что никто не пострадал... Колумбия красочно сгорела в атмосфере Земли где-то там - хорошо еще, что никто не пострадал... Колбасник, сколько космических кораблей с экипажами запустила твоя нынешняя "родина"? 
| 0 Alexxandro, ты - мой любимый копипастер ;) 
| 1 AmInvest, я не по этой части, колбасник - так что не спеши снимать штаны и поворачиваться задом 
| 1 AmInvest, а что он должен был сделать? Рассыпаться как "Колумбия" со всем экипажем? 
| 0 yerm, кто должен? 
| 0 AmInvest, пукнул Аминя - дело сделал. Можно пайку требовать. 
| 0 Какую? Мне с бобовыми культурами не нравится( 
| 0 AmInvest, "Салют красочно сгорел в атмосфере Земли где-то над Тихим океаном. Хорошо еще, что никто не пострадал ;)" - противно понимать что есть те, кому чужие неудачи помогают легче переживать собственные физические недостатки. 
| 0 AmInvest, типично подпиндосовская фишка, ляпнуть глупость и требовать пруфы на ответный пост.... явно туповатый как сам ты, так и комментарий твой, тут Propogator абсолютно прав. 
| 7 В атмосфере Земли сгорают все космические тела. И не кто не страдает, ну разве что АмЛинвесты страдают от бессильной укро злобы! Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 1 Не мы такие, жизнь такая ..., конечно, у них же даже гореть более не чему. Нет ничего, ничего не осталось. Зенит в надире. Космическая программа в.. ну сами понимаете, где.))) 
| 0 Не мы такие, жизнь такая ..., самое интересное, чего хохлы не понимают, они даже через ТЫСЯЧУ лет не отправят свой первый спутник)))) 
| 0 AntiNeo, отправить не отправят, но с десяток украдут - это точно! 
| 2 "А поскольку это кассовая драма, оба космонавта страдают и от семейных проблем. " Хорошее место 
| 8 «Салют-7» основан на реальных событиях, а именно на драматической миссии 1985 года по перезагрузке и спасению мертвой космической станции «Салют-7» ------- Вот это главное отличие от американской Гравитации Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 2 GreyCat, Гравитация по моему вообще фильм - о достижениях компьютерной графики и спецэффектах. Там даже сценария не прощупывается. Некий новый жанр, журнал "Техника молодежи", через призму художественного фильма. Потому смотрелся хорошо, но без остатка, положительного либо отрицательного. Как ТТХ танка прочитать. 
| 0 GreyCat, "Апполон-13"? 
| 0 Аватара Тары, специально его не упомянул. :))) Так как это фантастический сюжет о нереальном полете американцев на Луну. Лучше бы сняли фильм как снимали полет на Луну. :)))) 
| 11 ох уж эти русские варвары - на рискованное до предела дело отправили исключительно мужчин, причем среди них не оказалось ни одного извращенца и ни одного негроамериканца... наверное все дело во вместимости Союза - не влезли туда все, кому "положено" по понятиям янки! Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| 1 Alexxandro, да, трансов нет, в Америке кассы не соберёт. 
| 0 Консервативный реакционер, да ладно - транса, хватило бы и негроамериканской женщины лесбиянки инвалидки с синдромом дауна! 
| 0 Alexxandro, да уж, это вам не толерантный мерикоский фильм про Чужих - в последней части была команда из 6 пар для колонизации планеты. Подвох в том, что одна из пар состояла из голубей (но не мира). Вот где политкорректность побеждает природу ;) 
| 0 Kirmann84, ну собственно Чужому что девочка. что мальчик - как .... разница! :-))) Хищнику - тоже не сильно интересна ориентация чучела при жизни чучела! Но подход любопытный - вот просто интересно - КАК именно эти "пары" собирались заниматься "калонизированием"? 
| 0 Alexxandro, во-первых респект и +1. Красава))) А во-вторых рекомендую к просмотру фильм "Вторая жизнь Уве". Реально, шведы в своей толерантности метили на Оскар. Что-то не срослось. И гей-подросток-мусульманин, и беженка-мусульманка-инженер-со знанием шведского-беременная третьим ребёнком от шведа и с двумя детьми бежавшая из Пакистана)))) Я ТАК ржал!!! Там только инвалида не хватало для Оскара! Советую к просмотру))) 
| 8 В целом нормальная рецензия. 
| 2 Аминька проснулся и опять взялся за старое - все какает и какает ... Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 1 Andrew2006, нет, просто от него (или неё) куски отваливаются от переизбытка. 
| 0 Andrew2006, он вообще-то какает и какает вне зависимости онлайн он или офлайн ) Это непроизвольно у него. 
| 0 Andrew2006, Да это просто команда такая троллей, которые своими дикими провокациями натравливают нормальных людей против определённых точек зрения и мнений. Так сказать держат народ в тонусе. Правильная работа. 
| -1 по мере того как он пытается избежать неприятного международного инцидента вкупе с неисчислимыми научными и военными потерями, защищая при этом своих людей от правительства, которое считает их «одноразовыми». Даже когда сценарий (режиссера Клима Шипенко и его соавторов Натальи Меркуловой и Алексея Самолитова) начинает казаться чересчур громоздким ----- Русский интеллигент не может обойтись без разделения всех на хороших и начальство-сволочей. Не хватает у него ума понять, что все проблемы далеко не только от начальства. А потом он начинает ныть о том, что думал не о гражданской войне, а всеобщем примирение. Вспомним 7 роту и прочие "шедевры" русского кинематографа. Жрет и гадит. И все в одном месте. Удивительно. Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 0 GreyCat, Седьмую роту ??? Да вы , батенька , из тех , кто "не смотрел , но осуждаю" . 
| 0 samsonoff.aleksei2012, Седьмую роту смотрел. Зачем было извращать реальные события и писать, что фильм основан на реальных событиях не понятно. Там и там есть настоящий подвиг без гнилой интеллигентской вишенки про забытый взвод, который на связь не выходил. 
| 0 GreyCat, Так то да , но рота все таки девятая . 
| 0 samsonoff.aleksei2012, конечно. Что-то меня зациклило на цифре 7. Реклама проклятая. :) 
| 0 GreyCat, 9 рвоту, разве не? 
| 0 alfalex, чего не? 
| 6 Как стоит оценить кино? В картине нет ни секса, ни резни --------- США все еще не хватает резни? Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 4 GreyCat, явно не хватает - стрельбы много, резни маловато... 
| 0 Alexxandro, плохо, плохо работает национальная ассоциация бензопильциков. Совсем не лоббирует продажу бензопил. Каждому американцу по бензопиле. А маньякам еще по одной запасной. 
| 1 Я, конечно фильм не смотрел , но уверен, наверняка кровавый Путин приказал, чтобы в сюжете фильма - все свободные демократии были ответственными за поломку этого Салюта. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Paranoidd, да хуже. Проклятые демократы по приказу Путина (начальство сволочи) ее и невесомость на станцию навели. Но наши космонавты знали главный закон. Супротив русского лома нет приема, если нет другого лома. И гравитация позорно бежала.
Показать новые комментарии (0)AmInvest
Propogator
AmInvest
asur
3lirium
AmInvest
3lirium
AmInvest
3lirium
AmInvest
amuravlev
GeorgichPTI
Alexxandro
AmInvest
Alexxandro
yerm
AmInvest
Консервативный реакционер
AmInvest
Кнут
типазнаю
Не мы такие, жизнь такая ...
Вундер-вафля
AntiNeo
ger.neufeld
0ncnjqybr
GreyCat
Вундер-вафля
Аватара Тары
GreyCat
Alexxandro
Консервативный реакционер
Alexxandro
Kirmann84
Alexxandro
AntiNeo
Сипай
Andrew2006
spech
Кнут
Варнак
GreyCat
samsonoff.aleksei2012
GreyCat
samsonoff.aleksei2012
GreyCat
alfalex
GreyCat
GreyCat
Alexxandro
GreyCat
Paranoidd
GreyCat
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)