Самара/Стокгольм — Луиза Муландер (Louise Molander), 93 года, пережила все драматические события, случившиеся в России в прошедшее столетие, — и постоянно мечтала о том, чтобы найти своего шведского отца и семью.
И вот мечта стала явью. Газета Expressen нашла ее близких родственников в Швеции.
«Я очень тронута и рада, что сейчас, когда мне уже не так много осталось, я узнала, что у меня есть семья в Швеции», — говорит она, и шведские родственники рады не меньше ее.
В Самаре, на юго-западе России, живет женщина с абсолютно шведским именем Луиза Муландер. Она считает себя шведкой. Шведский отец исчез из ее жизни 90 лет назад, когда ей было всего три года, — и с тех пор она мечтала увидеть его и его родину.
«Всю свою жизнь я мечтала о том, чтобы съездить в Швецию и найти там родственников», — рассказала Луиза Муландер журналистам Expressen, гостившим у нее в Самаре.
«Мне ужасно не хватало папы. Я так никогда и не узнала, что с ним произошло, женился ли он еще раз, были ли у него еще дети», — говорит она.
Жизнь 93-летней женщины проходила на фоне всех самых страшных событий, какие случались в Советском Союзе и России. Она пережила голод и массовые убийства, чистки диктатора Сталина и власть террора, ужасы Второй мировой войны.
Ее отец, капитан Хилдинг Муландер (Hilding Molander), был сотрудником гуманитарной миссии и приехал в голодающий Советский Союз в 1921 году. Он был членом миссии шведского Красного Креста, которая спасла около 100 тысяч человеческих жизней.
В Самаре он встретил Маргариту Кускову, русскую медсестру благородного происхождения. Они поженились в 1922 году, и годом позже родилась Луиза. В 1927 году отец оставил семью и вернулся в Швецию. А затем переехал в Польшу, где помогал движению Сопротивления во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны.
«Иногда мне казалось, что я сойду с ума»
Луиза всю жизнь носила в себе это горе — быть покинутой. Она хотела связаться со шведами, особенно когда шведское посольство в Москве во время Второй мировой войны эвакуировалось в Самару. Но при сталинском терроре контакты с иностранцами могли закончиться плохо. Смертной казнью или отправкой в лагерь.
«Я так много раз плакала и хотела пойти и поговорить со шведами, но не осмеливалась. Иногда мне казалось, что я сойду с ума от того, что не могу спросить их об отце», — рассказывает Луиза.
Пару недель спустя после того, как Expressen встретилась с Луизой в Самаре, мы разыскали ее шведскую семью. Трех племянниц и одного племянника, детей ее двух братьев по отцу от первого брака. И приемную дочь отца, который женился и в третий раз. А еще родственников из более молодых поколений этих семей.
«О, как же я рада! Не каждый день ты обзаводишься новыми родственниками. Дедушка никогда ничего не рассказывал, так здорово найти сестру папы!» — говорит племянница Луизы Биргит Элиассон (Birgit Eliasson), 71 год, мать троих детей, учитель на пенсии, живущая сейчас в Линчёпинге.
Биргит Элиассон, дочь Ханса Муландера (Hans Molander) брата Луизы со стороны отца, рассказывает, что она в прошлом году участвовала в двух семинарах в Стокгольме, в Нобелевском музее и Высшей школе экономики, которые были посвящены миссии Красного Креста в Советском Союзе, в которой участвовал ее дед.
«В Нобелевском музее были представители каждой из семей, чьи члены принимали участие в миссии. Принцесса Кристина представляла принца Карла, который возглавлял проект в Советском Союзе. Я представляла дедушку, — говорит Биргит Элиассон. — Это было очень интересно. Мне передали дедушкины фотографии. В Высшей школе экономики русское правительство выразило благодарность за деятельность миссии».
Племянница Луизы, Эва Муландер (Eva Molander), 57 лет, учительница и художница, живущая в Стокгольме, тоже очень рада новостям о своей прежде неизвестной тете. Она объясняет, что дедушка был очень сдержанным и мало рассказывал про свою жизнь.
«Я тронута, у меня нет слов. Рада и одновременно очень взволнована, все это вызывает массу чувств», — говорит Эва Муландер.
«Удивительно, как мы жили, ничего не зная об истории, которая только сейчас становится известна, а ведь это важно для самоопределения. Я посылаю горячий привет Луизе», — говорит она.
По словам Эвы Муландер, у нее есть письмо, которое Хилдинг Муландер послал из России своему маленькому сыну Бу — отцу Эвы и луизиному брату по отцу.
«Это удивительное письмо, порядком потрепанное и с пожелтевшими фотографиями, он послал его домой своему сыну, моему папе. В нем рассказывается о буднях дедушки, о строительстве детского дома, о лишениях местного населения, о том, как простыми средствами велось земельное хозяйство, и так далее», — говорит она.
Приемная дочка Хилдинга Муландера Сена Засада-Хультгрен (Zena Zasada-Hultgren), 71 год, зубной врач в Стогольме, тоже поражена. Как и все члены семьи, она говорит, что он очень мало рассказывал о своем прошлом.
«Невероятно увлекательно и интересно услышать о Луизе. Ее отец, Хилдинг, был хорошим отчимом — приятным и дружелюбным человеком», — говорит она.
Российская часть семейства, живущая в Самаре, тоже очень рада. После долгой и тяжелой жизни, в течение которой она страдала в том числе и из-за своего зарубежного происхождения, Луиза, наконец, обрела большую семью в Швеции. Она говорит, что слишком стара, чтобы поехать туда и встретиться с ними, но надеется, что ее новообретенные родственники приедут и навестят ее сами.
«Большое спасибо за то, что вы мне рассказали! Я очень тронута, невыразимо тронута. Я так рада узнать, что у меня есть семья в Швеции, в особенности потому, что у меня не так много родственников и в России», — говорит она, когда мы обо всем ей рассказали.
Ее внук Виссарион Кантария также с удовольствием встретился бы со шведской ветвью семьи. Он говорит, что двое его детей учатся в Санкт-Петербурге и легко могут отправиться в Швецию.
«Мы очень рады и с удовольствием встретимся с нашими родственниками в Швеции. И мы будем очень рады, если они приедут в Самару. Мы посылаем им приветы от всего сердца, — говорит Виссарион Кантария. — Моему сыну Георгию 21 год, а дочери Анне — 17, они учатся в Санкт-Петербурге. Он изучает медицину, а она хочет стать дипломатом. Они с удовольствием съездят в Стокгольм и будут счастливы встретиться там с родственниками».
Дразнили, запрещали, увольняли
Луиза Муландер и сейчас живет в своем родном городе Самаре — в маленькой квартирке в одном из новых районов города. Дом полон фотографий и медалей. Над постелью висит православная икона, Луиза глубоко религиозна.
«Я рада, что мой папа был шведом, и что я тоже шведка. И я, само собой, благодарна шведскому Красному Кресту, который спас здесь столько жизней».

Она рассказывает о своей тяжелой жизни со всеми ее горестями и неудачами. Она никогда не скрывала своего шведского имени, хотя это оказался тяжкий крест. Потому Чем более закрытым становился Советский Союз, тем подозрительнее относились к иностранцам и тем тяжелее становилась жизнь Луизы.
Ее дразнили в школе, ей запрещали вступать в советские молодежные организации, которые были важной частью общества. Однажды какой-то новый начальник обратил внимание на ее иностранное имя, и ее уволили.
Она вышла замуж и родила двух дочерей, младшая умерла в возрасте четырех лет. Позже Луиза несколько десятилетий работала на авиационном заводе, в местной администрации и в самарском музее. Она получила несколько советских медалей за труд и вышла на пенсию в возрасте 78 лет.
Иногда она пыталась связаться со шведами. В самый разгар сталинской эпохи опасно было приходить в эвакуированное в Самару шведское посольство. Но много лет спустя, после развала Советского Союза, в 1997 году, она отправилась в шведское посольство в Москве. С собой у нее были все документы о папе и его фотографии.
Она рассказала, что просто хотела поговорить с кем-то в посольстве, чтобы попытаться найти свою шведскую семью, но ей бесцеремонно отказали.
«Они меня даже внутрь не впустили. Потом я долго плакала», — говорит Луиза Муландер.
Выставка о деятельности шведской гуманитарной миссии во время катастрофы
Прямо сейчас ее отец Хилдинг Муландер и спасательная миссия со шведами во главе чествуются выставкой в Самаре.
Голод в Советском Союзе в 1921-1923 годах, жертвами которого стали пять миллионов человек, относится к худшим катастрофам такого рода в современной истории. Под руководством принца Карла шведский Красный Крест организовал крупную гуманитарную миссию в сильно пострадавшем Поволжье.
«Без зарубежной помощи мы бы все умерли. Русская нация могла сойти на нет», — говорит историк Григорий Циденков, результаты исследований которого сейчас можно увидеть на выставке в Самаре, посвященной шведской миссии.
Он разыскивал фотографии и документы. На выставке развешены фото с горами трупов и детьми со вздувшимися животами.
Когда еда закончилась, люди стали есть домашних животных, потом траву, от чего у них гротескно распухали животы. Но, возможно, самое ужасное — это случаи каннибализма. Человеческое мясо продавалось как еда, и на почве голода было совершено несколько сотен убийств.
«Когда я об этом читал, это были все лишь голые цифры. Но когда ты смотришь на фото, осознаешь, что дело касается реальных людей, реальных детей», — рассказывает Дмитрий Храмов, организатор выставки, проводимой при содействии посольства Швеции в России.
По мнению историков, голод начался из сочетания войны, засухи и плохого сообщения, а также из-за того, что новые новые коммунистические лидеры конфисковали еду и зерно на нужды Красной армии. В официальной трактовке истории в современной России вину возлагают на иностранцев и антикоммунистических «белых», участвовавших в гражданской войне. До сих пор это очень щекотливая тема, и самарский музей за три недели до открытия объявил, что не может принять выставку «по техническим причинам». Вместо этого она проходит в частной галерее.
В прошлом году Россия официально выразила благодарность Швеции за ее гуманитарный вклад. Согласно Григорию Циденкову, на берегу Волги планируется воздвигнуть памятник принцу Карлу, который возглавлял миссию.
В Самару отправились около 40 человек, среди них и отец Луизы.
Но капитан Хилдинг Муландер (1885-1975) участвовал не только в гуманитарной миссии в голодающей России. Будучи шведским предпринимателем в Польше, он во Вторую мировую войну помогал польскому движению Сопротивления, которое боролось против оккупации нацистской Германии.
Вместе с другими шведами в Польше он служил курьером между движением Сопротивления и польским правительством в изгнании, которое находилось в Лондоне. Шведы могли свободно пересекать границы. Они тайно перевозили деньги и информацию. Например, они доставили первые детальные данные о Холокосте — массовом убийстве евреев немцами в Польше.
Сейчас во многих книгах описывается деятельность варшавских шведов. У Хилдинга Муландера было кодовое имя «Гуннар», и он был «хорошим конспиратором», по словам польско-шведского историка Юзефа Левандовского (Jozef Lewandowski), изложенным в книге «Узловой пункт — Стокгольм». Писатель цитирует современников, которые говорят, что Муландер был «непреклонен в своем мнении о нацизме».
«Шведы были спасательным тросом для польского Сопротивления минимум в течение года после немецкого вторжения в 1939 году. Они были важнейшими курьерами», — говорит военный историк Ларс Юлленхаль (Lars Gyllenhaal).
Хилдинг Муландер женился на полячке Галине. Это был его третий брак. Вместе с маленькой дочерью они переехали в 1950 году в Стокгольм. От первой жены, шведки Греты, у него была дочь и двое сыновей.
А второй брак, с русской Маргаритой, 18 июня 1923 года принес ему дочь Луизу.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Фейерверк фантазий Особенно про выход на пенсию в 78 лет. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 bedoshvilinv, на пенсию вышла в 55, а трудовую деятельность закончила в 78 лет. И сейчас пенсионеры работают до последнего. 
| 1 > После долгой и тяжелой жизни, в течение которой она страдала в том числе и из-за своего зарубежного происхождения, Луиза, наконец, обрела большую семью в Швеции. Она говорит, что слишком стара, чтобы поехать туда и встретиться с ними, но надеется, что ее новообретенные родственники приедут и навестят ее сами. Она так страдала в России -- что намерена и дальше страдать, до самой смерти. И родственников из Швеции тоже пригласила -- пусть и они немного пострадают. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 3lirium, неплохо страдала - 93 года. 
| 6 Половина пропагандистского бреда. Мой дед - этнический грек. Родился в 1908г. В 1931 пошёл в армию. Прошёл всю войну с первого до последнего дня. Два ранения. Был награждён 4 орденами Красного знамени, 2 орденами Отечественной войны 1ст, 2 орденами Красной звезды. Службу закончил в 1956г в звании "полковник". В отставке работал директором вечернего института. Это всё при греческом имени, фамилии и отчестве. Мой отец тоже полковник, прослужил 34 года. И у меня греческая фамилия и никогда никакого притеснения я не испытывал. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 2 Губернатор о.Борнео, вывсёврётё! :) Ну не могло же такое быть в ужасном Советском Союзе, где человек из деревни мог поступить в МГУ (мой отец). То ли дело современная Россия - страна свобод и чОтких поцов на "геленвагенах". 
| 0 В Самаре он встретил Маргариту Кускову, русскую медсестру благородного происхождения. Они поженились в 1922 году, и годом позже родилась Луиза. В 1927 году отец оставил семью и вернулся в Швецию. =============================================================== что-то ни слова в статье о судьбе русской матери. а также судьбе русского мужа Луизы и её старшей дочери. 
| 0 Позже Луиза несколько десятилетий работала на авиационном заводе, в местной администрации и в самарском музее. Она получила несколько советских медалей за труд ... Ну да ...А я думал с её фамилией всю жизнь уборщицей проработала... 
| 1 ЕеОна вышла замуж и родила дву дразнили в школе, ей запрещали вступать в советские молодежные организации, которые были важной частью общества. Однажды какой-то новый начальник обратил внимание на ее иностранное имя, и ее уволили. Позже Луиза несколько десятилетий работала на авиационном заводе, в местной администрации и в самарском музее. Она получила несколько советских медалей за труд и вышла на пенсию в возрасте 78 лет. ----------------------------------------------------------------------------- Вопрос один - в каком из двух абзацев этой статейки брех? Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Ходжа Насреддин, многоплюсов к вопросу. 
| 0 Ходжа Насреддин, речь о разных этапах истории, разных эпохах, в жизни одной страны. 
| 0 Из статьи я понял, что без Швеции Россия бы не выжила. Тока странно, в статье нигде не упоминается имя Путина. 
| 0 Она рассказала, что просто хотела поговорить с кем-то в посольстве, чтобы попытаться найти свою шведскую семью, но ей бесцеремонно отказали. «Они меня даже внутрь не впустили. Потом я долго плакала», — говорит Луиза Муландер. Я не могу понять это КГБ наследница ФСБ) не пустила ее в посольство или шведские дипломаты не пустили ее в посольство. Вся статья размазывания соплей что в СССР был ад, а Швеция молодец) 
| 0 "Она рассказала, что просто хотела поговорить с кем-то в посольстве, чтобы попытаться найти свою шведскую семью, но ей бесцеремонно отказали." Вот истинная шведская толерантность!
Показать новые комментарии (0)bedoshvilinv
tsevnima.white side
3lirium
Консервативный реакционер
Губернатор о.Борнео
Консервативный реакционер
Бегущий по лезвию бритвы.
basilius1
Ходжа Насреддин
3lirium
izhevsk77
Saturn14
Свет истины
liova01
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)