В начале декабря родители столичной школы №2065 обратились в прокуратуру с жалобой на курс «Истоки» для 5-го класса, в котором они усмотрели «навязывание религиозной идеологии департаментом образования» и «давление на детскую психику». Курс появился еще в начале 2000-х, но в число обязательных предметов попал с 1 сентября 2015 года, когда в программу для 5–9-х классов были введены «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Родителям предложили выбрать между пособиями «Православная культура» и «Истоки», последнее было разработано под эгидой РАЕН (Российская академия естественных наук — общественная организация, не имеющая отношения к Российской академии наук). Сегодня «Истоки» преподаются в 62 регионах. Автор учебника — член-корреспондент РАЕН, профессор Вологодского педагогического университета Александр Камкин. Корреспондент Радио Свобода ознакомился с учебными пособиями «Истоки» для 5–8-х классов и понял: они и правда выглядят странно для светской школы XXI века, но точно понравились бы министру народного просвещения графу Уварову.
И стиль изложения, и выбранные темы, и иллюстрации учебников Александра Камкина наводят на мысли о воскресной церковной школе XIX века, где историко-культурная информация преподносится под густым религиозным соусом, мифы выдаются за правду, а если и есть ссылка на «верования», они не подвергаются критическому анализу. Здесь чуть не на каждой странице «намоленные» храмы и иконы, иллюстрирующие всё: от собственно икон до примеров творчества или праведной жизни. Страна тут называется не иначе как «держава», Правда, Истина и Родина пишутся с заглавных букв, а причисленные к лику святых герои (коих немало) представлены со всеми церковными регалиями: «богомудрый иконописец преподобный Андрей Рублев», «святой благоверный князь Александр Невский». Всякая тема рассматривается с позиции верующего православного, православных традиций, православных обычаев — автор лишь изредка оговаривается, что в России живут и представители других религий и этносов, но славяне для него — «прямые потомки Иафета, одного из трех сынов праведного Ноя. Славянский народ они [летописцы. — Прим.] относили к древнейшим народам послепотопного человечества» [курсив, выделения и заглавные буквы здесь и далее по тексту — авторские. — Прим.].
5-й класс. Святая соха
Учебник для 5-го класса, возмутивший московских родителей, призван познакомить детей с памятниками русской культуры, автор даже дал ему второе название — «Семь чудес России». Какие же это чудеса? Прежде всего, соха и топор, отмеченные «особым уважением русского человека». Вроде бы и полезно детям узнать, как добывали хлеб их предки, но повествование сопровождается таким количеством ненаучной информации, что не всегда понятно, где правда переходит в вымысел. Так, к примеру, авторство Преображенского собора на острове Кижи приписывается мифическому Нестеру, который по окончании строительства «выбросил топор далеко в Онежское озеро» — автор хоть и ссылается на некое «сказание», но не указывает, что историкам имя архитектора неизвестно. Учебник рисует крестьянские пасторали, не упоминая о крепостном праве, и не скупится на похвалы русским людям, которые при помощи сохи и топора «освоили безбрежные просторы Отечества, обустроили великую державу».
Второе чудо — «крестьянские хоромы». Автор и здесь начинает с быта, но быстро переходит к описанию потустороннего мира: стены избы превращаются в «границы между миром внутренним, обжитым, освященным и миром внешним», состоять они должны из нечетного числа бревен, а порог крестьяне переступали «с молитвой и крестным знамением», не здоровались через него и не разговаривали. Даже сами избы приобретают трансцендентное значение: подвал, жилое помещение и чердак сравниваются с тремя мирами — нечистой силы, земным и вышним. Не обошлось и без домовых — автор вроде бы и указывает, что это дохристианское поверье, но тут же приводит пространный отрывок из книги этнографа XIX века Сергея Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила», где подробно описаны их повадки. При этом в учебнике нет ни слова о том, что домовых на самом деле не существует, через порог можно здороваться и вовсе не обязательно считать бревна в срубе. «Дом напоминает корабль, на котором по неспокойному житейскому морю плывет и спасается семья, где все живут в ладу друг с другом и в согласии с Богом». В согласии с чем живут семьи атеистов, в учебнике не указано.
Третьим чудом были выбраны Соловки, они для автора прежде всего «общерусская святыня»: из 18 страниц лишь полторы посвящены их лагерному прошлому, да и то автор больше сожалеет о «поруганных храмах» и «оскверненных святынях», чем о 7,5 тыс. погибших заключенных. Как и весь учебник, глава написана в благостно-православном тоне: «Вера учила людей любить природу как творение Божие, не вредить ей, а соТРУДничать с нею», именно поэтому Соловки стали местом паломничества: «Побывав здесь, паломники возвращались с чувством радости. Они живо ощущали, что стали чище душой, добрее сердцем, что в них самих происходит чудо преображения». В дополнении к теме автор рассказывает и о других путешественниках: землепроходцах, мореходах и пустынниках, причем если первые описаны нейтрально, праведной жизни пустынников можно только позавидовать: «Иногда старец обретал дар прозорливости», — на полном серьезе пишет вологодский профессор.
Следующее чудо перекочевало к Камкину из советских учебников — храм Покрова на Нерли, построенный «храбрым и набожным князем Андреем Боголюбским». Снова не проводя четкой границы между правдой и вымыслом, автор приписывает евангелисту Луке авторство «чудотворной иконы Богоматери» и уже без ссылки на «верования» погружается в чудеса, сопутствовавшие князю на протяжении его жизни: «Когда икону везли во Владимир, то в десяти километрах от города [какая точность. — Прим.] кони вдруг встали и не могли двинуться с места. Князь воспринял это как знамение Божие». А в 1164 году князю приснился сон, в котором богородица простирала над ним свой покров (перед этим подробно разбирается соответствующая легенда): «Князь понял, что одержит победу» (и одержал — над волжскими булгарами, но автор про волжских булгар умалчивает, иначе пришлось бы объяснить, что на территории сегодняшней России уже тогда жили мусульмане). Камкин даже известные исторические факты подвергает собственной трактовке: «Принято думать, что по названию места и самого князя стали звать Боголюбским. Но это верно лишь отчасти. Князь действительно всей душой любил Бога. И особенно чтил Его Пресвятую Матерь — Деву Марию. Он часто молился перед ее образом и верил в заступничество», — рассказывает учебник, забывая не только о здравом смысле, но и о правилах русского языка.
Рассказ о «Живоначальной Троице» «преподобного Андрея Рублева» становится настоящим апофеозом православия. «Несомненно, что они [ангелы. — Прим.] держат совет о чем-то исключительно важном. Не о нас ли этот совет, не о нашем ли с тобой мире и его судьбе?» — спрашивает автор 11-летних читателей и тут же объясняет им символ Православной (с заглавной буквы) веры: «Бог един, но является людям в трех Лицах — Бога-Отца, Бога-Сына и Духа Святого. Так веровали и веруют все православные люди». «Вся любовь Живоначальной Троицы, вся Ее печаль и радость, неземная забота — все это о человеке, а значит, и о нас с тобой». Даже крылья у ангелов в учебнике «золотистого нездешнего цвета» (хочется поинтересоваться, что такое здешний цвет и какого обычно цвета крылья у ангелов). Дополняет тему не связанное с «Троицей» Рублева житие Серафима Саровского — не подвергающийся критике рассказ о том, как он «упал с высокой колокольни, но остался невредим», а потом тяжело заболел, но выздоровел, благодаря тому, что мать пронесла его над чудотворной иконой. Ссылаясь на побывавших у Серафима паломников, Камкин уверяет, что слова Серафима были «пророческими», а молитвы — «целительными».
6-й класс. Святая Русь
В 6-м классе «Истоки» знакомят детей с национальной идеей, со «Словом и образом Отечества». На поверку пособие оказывается сборником патриотических штампов вроде «незримой связи российских просторов с широтой души нашего народа». Россия, по мнению автора, — это мост между востоком и западом (что иллюстрирует двуглавый орел), а «великие мыслители прошлого» видели «особое предназначение нашего Отечества в судьбах мира». Россия «призвана соединять разноликие земные миры, но при этом не должна сливаться с ними», уверяет автор, осуждающий тех, кто не согласен с его сентенциями: «Без Отечества, Отчизны, человек как бродяга, не имеющий будущего, не помнящий родства и выбитый из колеи жизни». Главный в России, разумеется, русский народ: забыв о Конституции, автор указывает на его особую роль: ему «выпала сложная миссия быть в этом сообществе народов объединяющим началом». Впрочем, тот же абзац хотя бы вскользь упоминает десяток других национальностей — редкое исключение для славянско-православных «Истоков».
Основа российской избранности — православие, оно ведь от слова «право (правильно) славить Бога». «Русских людей всегда объединяет также единство веры и священной памяти. На Руси живет православная вера, повсеместно устремлены ввысь кресты православных храмов. Со всех сторон стекаются паломники к святым местам», — пишет автор, не замечающий мечетей, синагог, кирх и буддийских храмов. В следующем абзаце Камкин поправляется, пишет, что православные веками «мирно уживались» с мусульманами, буддистами, иудеями и представителями других религий, сообщает, что в России не было религиозных войн, более того, православные вместе с «людьми другой веры» вместе сражались в армии, «защищая свое общее Отечество», — вот только и тут факты передернуты: как известно, ни евреев, ни мусульман до начала XX века в армию не призывали. На этом знакомство с другими национальностями и религиями заканчивается, да и зачем, мы ведь живем в «Святой Руси», названной так нашими предками за стремление «Руси к земному устроению, основанному на христианских добродетелях» и из-за «высокого духовно-нравственного идеала русского народа».
Автор так увлекается религиозными идеями, что даже в параграфах «Цвета Отечества» и «Звуки Отечества» рассказывает не о национальном флаге и гимне, а о неких «почитаемых» цветах: белый — святой, чистый цвет, красный — цвет Пасхи, голубой «напоминает о небесном, неземном мире», а золотой — о куполах и крестах церквей. За звуки отечества отвечает колокольный звон, «способный преодолевать любые пространства, уходить в небесную высь, к Богу».
Отдельное место отводится столице: Камкин обстоятельно доказывает, почему Москва — это третий Рим, рассказывает, что «столица православного государства вмещала в себя образ небесного града будущего, о котором пророчествует Библия» (то есть еще и второй Иерусалим). Красная площадь предстает храмом под открытым небом, где собор Василия Блаженного — алтарь, а лобное место — церковный амвон.
Знакомятся маленькие читатели и с православной географией родной страны: здесь описаны ядро земли Русской (Средняя Полоса), Северная Фиваида, Поморье, Новгород, Поволжье, Сибирь и даже… Аляска. Да, учебник упоминает, что в России живут «многие народы», но не уделяет ни абзаца традициям и культуре татар, башкир, калмыков, коренных народов Севера или Северного Кавказа — они за пределами Святой Руси, не плачут перед чудотворными иконами и не почитают «воинов-заступников» из числа благоверных князей.
Еще большее недоумение вызывает глава «Памятные и приметные места» — она вовсе не об исторических местах или архитектурных памятниках, оказывается, особенное внимание в России уделяется… «горе». Не какой-то конкретной горе, а всем горам и холмам: «Человек как бы поднимается над будничной суетой, видит мир шире, чем обычно. Хочется думать о чем-то значительном, вечном», — пишет автор, приводя богоугодную историю о «преподобном Кирилле Белозерском» и основанном им монастыре. Другое памятное место — дерево, которое нашим дохристианским предкам «напоминало человека», а христианским — библейские деревья из рая и Мамврийский дуб, «под кроной которого явилась в лице трех странников Святая Троица». Камень, по словам автора учебника, является памятным местом потому, что с камнем сравнивали Христа. Почитались и родники, на дне одного из них «кто-то из местных жителей разглядел икону».
Если к 12 годам дети не выучили времена года, дни недели и периоды человеческой жизни (детство-отрочество-юность и т.д.), им об этом расскажут «Истоки». Правда тоже сквозь призму религии, сопровождающей человека с рождения: «Православная вера гласит, что вместе с именем новорожденный получает одноименного небесного покровителя на всю жизнь. Многие в имени склонны видеть своего рода знак судьбы: по имени и житие». Учебник подробно рассказывает о крещении, причастии и исповеди, о домашних обязанностях девочек и мальчиков, о том, кто в какие игры играет. Нигде, конечно, не говорится о гендерном равенстве или о традициях других народов. Времена года и дни недели также описываются через церковные праздники и посты.
7–8-й классы. Святые сословия
В 13 лет подросткам важно понимать уже не только в какой великой стране они живут, но и кто они сами — им предлагают ознакомиться с… сословиями. Нет-нет, автор пишет, что сословия «постепенно сошли на нет» после революции 1917 года, и даже подчеркивает, что не отвергает исторический подход к этому термину, он ищет в нем новый, хотя и весьма запутанный смысл: «СО-СЛОВИЕ — это люди, живущие в согласии со СЛОВОМ, т. е. с предназначением своего дела». Сословий, по мнению Камкина, в России несколько: крестьяне, мастера-ремесленники, купцы и предприниматели, воинство и священство. О них рассказывается с пространными цитатами из Библии и пояснениями, что русские люди, к какому бы сословию ни принадлежали, живут в согласии с богом и природой: «Правила жизни крестьян соответствовали христианским представлениям о праведной жизни — Заповедям Божиим». Помогают им в этом священнослужители и церковнослужители, монахи и паломники, духовное воинство и церковные таинства. В главе о священстве (исключительно православном) автору вдруг приходит озарение, что не всем может быть одинаково интересно его читать, но, поясняет он: «Неверующие люди могут не замечать священство, но нельзя не знать, что оно, священство, ежедневно и ежечасно молится о каждом человеке, независимо от его отношения к вере. А потому волей-неволей с этим служением незримо связан каждый».
В 8-м классе «Истоки» берутся за сложную тему творчества: откуда оно берется и какие формы может принимать. Начинается рассказ с икон и «творца всего сущего», человеку отводится лишь познание «слова Божиего». Казалось бы, можно было даже в рамках такой вымученной темы провести творческие семинары, чтобы ученики смогли раскрыть свои таланты, но нет, автор учебника не отходит от религиозного менторского тона, рассказывая не о поэзии Серебряного века или русском балете, а о «Языке духа» на примере жития «преподобного Нила Сорского» и «Языке разума» через биографию Николая Карамзина. За «Язык образа» отвечает Василий Верещагин, а за «Язык звуков» — Лидия Русланова. Говорится в пособии и о неких «языках без слов» — языке жестов, например. Нет, речь не идет об НЛП, но снова о традициях: например, присесть на дорожку, чесать затылок в трудных ситуациях («жест употребляется преимущественно мужчинами») или «подбочениться», чтобы показать «внутреннюю мобилизацию человека, его подтянутость».
С нетерпением открываешь главу «Мотивы творчества» — неужели автор нашел ответ на вечный вопрос мира искусства? Их, согласно учебнику, несколько: зов сердца (на примере киевского митрополита Иллариона и его веры в то, что «в Благодати все равны перед Богом»), зов любви (но не плотской любви, а любви к людям) и зов Отечества (Василий Лебедев-Кумач и Александр Александров). Есть и мотивы со знаком минус: по Камкину нельзя творить, рассчитывая на славу или обогащение, и уж тем более он обходит стороной концепцию искусства ради искусства.
От обычного творчества автор переходит к законотворчеству, разделяя законы на «Закон Божий», законы природы и гражданские законы. Учебник в двух словах объясняет систему государственного устройства России, но опять возвращается к религии: в разделе «Истоки образа» рассказывается о Божественном образе, природном и человеческом, читатели знакомятся с биографией иконописца Симона Ушакова: «Бог — первый и главный учитель иконописца. И если иконописцу Бог дал талант, то это основная благодать, даруемая Богом. И этот талант надо направлять на прославление Творца».
Треть учебника для 8-го класса посвящена «научному творчеству». Александр Камкин рассказывает о древних целителях («древнерусские лекари добивались неплохих результатов. Они лечили травами, с помощью ножа могли делать некоторые хирургические операции (например, удаляли опухоли), делали лечебные массажи»), представляет наиболее, по его мнению, выдающихся представителей науки от Кулибина до Вернадского. К счастью автора, ученые в пособии в основном русские: Ломоносов, Менделеев, Лобачевский, так что с теорией Дарвина читателя знакомить не приходится. Заканчивается учебник главой о «творчестве просветителей» — издателей, учителей и, конечно, духовников, представленных биографией Иоанна Кронштадского, что «до слез жалел людей, которые не знают Христа». А вот людям нерелигиозным становится до слез жалко школьников, вынужденных тратить время на «Истоки».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 4 Интересно было бы услышать мнение родителей, реально знакомых с данным пособием. Из уст автора все написанное выглядит, как ерничанье недоумка. Статья большая, но в чем суть? В конце концов, речь идет не о курсе истории. Автор сам не понимает чего он хочет. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 alezar1339, автор грантиков от хозяина хочет. 
| -6 alezar1339, Автор, намякивает: вводить подобный бред в качестве обязательного предмета - идиотизм. Мало того, это еще и нарушение конституции. Странно, что вас, почтенный, это не дошло. 
| 0 Kobylo, то, что это бред - мнение лично автора, хотя его аргументация звучит сама, как бред. Гугл не выдал текста самого пособия, вот и хотелось бы услышать мнение читавших его, а не "особо умных и сообразительных". 
| 0 //хотелось бы услышать мнение читавших его alezar1339, Протодиакон Андрей Кураев уверен, что духовная жизнь школьников не была для авторов учебника на первом месте. «К сожалению, подобные программы часто пишутся не для детей, а для внутреннего цензора, который сидит в голове у автора, – заявил он на круглом столе, посвященном этой проблеме и прошедшем в Москве в середине декабря. – Эта программа, к сожалению, бесталанно следует данному пути. Она не интересуется, как история топора с сохой актуализируется для ребенка, зачем это ему нужно. Детей на этих часах делают эмигрантами – давайте уедем куда-нибудь, в какие-то другие века». Кураев имеет в виду раздел программы, посвященный «сакральности» крестьянской сохи. «Самое неприятное, что меня поразило и в программе средней, и в программе старшей школы – это итог. Все кончается рассказом о синодальном отделе по катехизации. Итог эволюции человечества: синодальные отделы Московской патриархии!» – говорит Кураев. 
| 4 Бяда, в учебнике ни слова о родителях №№ 1 и 2, о пользе однополых браков, ювиналке и прочих уэвропейских ценностях. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Krymchanin from Lithuania, кстати да. В США во многих школах мальчиков обязывают носить женские юбки на "гендерных уроках".А тех кто отказывается, могут даже арестовать. Вот такую власть там всякие "меньшинства" захватили! Дело кончится большой кровью. 
| 0 Krymchanin from Lithuania, какбе и статья не о том, а о мракобесии, религией зовущейся. 
| 4 Значит хороший учебник, надо брать. 
| 7 Смешно, но я считал бревна на срубе. Я оставляю домовых за присмотром. На полгода. А в универе у меня была дисциплина религоведение. Проблема не в том кто и как создал церковь, нужно оставить чистоту мышления. Что-бы ребенок вырос и потянулся. Дать варианты. Это мое мнение. 
| -1 Жалко, что сегодня суббота и нельзя позвонить в эту школу и спросить, действительно ли.... -"родители столичной школы №2065 обратились в прокуратуру с жалобой на курс «Истоки» для 5-го класса, в котором они усмотрели «навязывание религиозной идеологии департаментом образования» и «давление на детскую психику». Потому как, либо это вранье, либо хотела бы узнать, родители больше предпочитают,чтобы их детки тайком смотрели порнушку и играли в дебильные игры в интернете? Они против провославия? Такие уроки полезны, потому как, это не только знакомство с православной верой, традициями, но это еще культура и философия. Ребенок начинает задумываться, анализировать, сравнивать... Раскрыть всю ветку (7 сообщений в ветке) 
| -5 Анфисонька: "хотела бы узнать, родители больше предпочитают,чтобы их детки тайком смотрели порнушку и играли в дебильные игры в интернете? " Что бы получить верный ответ надо ПРАВИЛЬНО сформулировать вопрос. Вот если бы вы свой вопрос сформулировали таким образом: "Хотят ли родители, что бы их дети тратили больше время на изучение ПОЛЕЗНЫХ вещей, таких как математика, логика, танцы, занятие спортом или же бесполезных и вредных типа "Истоки"? В таком случае единственно ВЕРНЫЙ ответ напрашивается само собой. И вообще, последнее слово должно быть за родителими, только они должны решать, что полезно, а что нет для их детей, а не чужие дяди и тёти которые себе на уме. Я бы вообще судил попов за мошеничество - один лишь "благодатный" огонь чего стоит. 
| 0 AlfaCentavra1, А почему ты решил, что там недостаточно "полезных вещей" и дисциплин? И далеко не всегда родители должны решать, какое должно быть преподавание в школе. Родители очень часто сами любят перекладывать ответственность за детей на школу, пренебрегая своими прямыми обязанностями. 
| 0 AlfaCentavra1, Не родители пишут программу обучения. А вот на счет воспитания - то здесь полностью всё зависит от них. А Анфисоньку и сейчас пороть надо.. 
| 0 Анфисонька, да, есть родители которым пивасик важнее чем то, чем занимаются их дети. Именно на таких пасивных, безвольных родителей и расчитывают те, кто продвигает свои "чудеса в решете". На такой случай имеются родительские комитеты или родительские собрания, где решают активные граждане. И в любом случае активные родители при школе лучше, чем чужие дяди и тёти, которые своих детей посылают в зарубежные частные школы где-нибудь в Британии,а чужих (будущих рабов их детей) грузят россказнями о "чудесах". 
| 0 Анфисонька И далеко не всегда родители должны решать, какое должно быть преподавание в школе. Видите ли сударыня, в сегодняшней школе да ещё в Москве в классе могут находится дети различных религиозных конфессий и, как вы сами понимаете, не у всех родителей есть желание на обучение детей основам чуждой религии. А так да, плохому там не научат. 
| 1 Анфисонька, лично я против навязывания религиозного мракобесия в школах. Мне так и слышится - "нужно приучать к накроте с молоду" . С верой детей знакомить нельзя вообще. Вырастет человек - сам решить верить ему или нет. Есть основные предметы - их предостаточно. 
| 1 Анфисонька, во первых про иск правда, я сама этот учебник пролистала, ну не годится он для светской школы. Это не история религий. Если их изучать в школе, нужно одинаково освещать все, а этот опус для воскресной школы. Православной, разумеется. 
| -1 Лучше в школе воспитывать ОНО, чем прививать нормальные библейские и общечеловеческие принципы: не убий, не укради, почитай родителей, не прелюбодействуй?... и так далее, которые воспитывают личность на основе морали. Я вот своим детям, как только появилась возможность приобретать и читать Библию (для детей), все перечитала, рассказала, смотрела передачи митрополита (тогда еще) Кирилла (они начинались еще в 80-х годах), и объясняла с точки зрения православия и религии. Ведь тот, кто не следует заповедям Божьим, тот жесток и несправедлив. Так что детей нужно воспитывать в вере и прививать им человеческие ценности. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| -3 babayaga11, я следую кумранским заповедям, а сектантов православных игнорирую за ненадобностью. Перевернули морали пророка, изложенные в виде поучительных притч. Ведь христьянство возникло как протест эсхолатическому догмату вавилонянина Ездры, явившего язычникам Тору (Пятикнижие, первой частью которого являются Библия), через смесь зороастрического и языческого древрневрейского поклонения культу Ягве. 
| 0 Чтоб я так жил, явившего язычникам Тору (Пятикнижие, первой частью которого являются Библия), Вы заблуждаетесь, Пятикнижие (тора)входит в ветхий завет и является первой частью Библии, которая состоит из ветхого и нового заветов. 
| 0 babayaga11, простите, уточните в какой вере. Кстати и в Коране и в Талмуде зоповеди практически идентичны. 
| -5 ...не нужно обсуждать конкретные тексты - попов нужно приравнять к алкоголю и близко не подпускать к школе. Единственная задача этой шелупони, воспроизводство паствы для последующего её доения. Раскрыть всю ветку (10 сообщений в ветке) 
| -3 ЭР, ставлю Вам плюс. Попы-приспособленцы, действительно, распоясались. В светской стране религии надобно изучать факультативно в старших классах на добровольной основе. Никогда не поверю, что данное пособие может быть обязательным к изучению, все вопросы к директору школы. 
| 1 Чтоб я так жил, Может. По всей РФ. 
| 0 Чтоб я так жил, тут я с вами и ЭР согласен, вот только как быть с Пересветом и Ослябяй? 
| 0 Чтоб я так жил, согласен на все сто! Они так и лезут во властные структуры. Всюду подталкивают свои идеи, но цель этих идей, к сожалению, не нравственное воспитание, а обогащение РПЦ. Пример тому программа 200(по факту 500) храмов в Москве. При большом количестве храмов в России требующих восстановления, строятся новостном на отобранных у жителей землях, а все по тому что тут есть чем поживиться, а в глубинке денег нет. Или есть иное объяснение, почему не восстанавливаются РЕАЛЬНЫЕ святыни? 
| -4 ЭР, А еще их нужно призывать в армию на обязательной основе и загонять в стройбат или подводники, что бы учились страху божьему по молодости. Иначе, взрослых, их приходится очень долго и мучительно пинать сапогами в разожратые морды - что бы обьяснить, что оно, тварное, мне не отец. 
| 0 Kobylo, стройбат-то ладно, а подводников вы за что обидели? Попов от мракобесия нужно отлучать только тяжёлым трудом. 
| 0 ЭР, точно, а учить детей нужно как на святом Западе - с первого классе ввести уроки "гендерного просвещения", ой, простите - "толерантности". Если у человека с детства нет нравственных ориентиров, то в кого он превращается? Правильно, в животное, т.е. живет чтобы есть, пить, совокупляться. Не нравится религия - предлагайте другую стройную идеологию. Но таковой у вас нет, верно? 
| 0 Консервативный реакционер, Не нравится религия - предлагайте другую стройную идеологию. Но таковой у вас нет, верно? Это да, вот только религия не одна. 
| 0 Консервативный реакционер, ваш западный вариант равен попам. А идеологию ищите в речах президента. Уже который год он твердит о приоритетах в развитии: благосостояние и сохранение Отечества, защита его, нравственность гражданского общества, достоинство в отношениях с внешним миром. Всё уже сказано и предложено, но ушки у многих чёрт знает чем завешены... 
| 0 Консервативный реакционер, религия не защищает от аморальности, чему множество примеров. Совершил что-то плохое, покаялся, помолился, и опять греши сколько хочешь. Наоборот даже, религия учит, что честный, но неверующий человек хуже православного грешника, так сказать, по определению. 
| -6 Мужики из 12 века в черных женских платьях ввергают неоркрепшие умы молоди в дремучее средневековье. Раскрыть всю ветку (9 сообщений в ветке) 
| 2 МакО, Ты, вроде бы, буддизмом увлекаешься? А они тоже носят красные женские платья и тоже ввергают.... 
| 0 Анфисонька, я киник. Увлекаюсь атеизмом. Сказки, придуманные невежественными первобытными людьми вызывают только усмешку. А современный охлос, кормящий попов, мулл и лам - жалость. 
| 0 Анфисонька, не сравнивайте ! Буддисты ещё в бубен стучат и колокольчиком звенят. 
| 0 МакО, А вот я сейчас слегка пьяненькая. Мы в гостях у друзьях католиков. Поазднуем Рождество. Телефон рядом, провались он пропадом со своим Иносми. 
| 0 Анфисонька, католики страшные люди. Они всех красивых баб на кострах пожгли, кошек с костелов скидывали. Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты. 
| 0 Олеженька, какая у тебя красивая кошечка (или котик). А по поводу сожжения...я с хорошей охраной. 
| 0 Анфисонька, это моя ориенталка. девочка. микропантерка. усадьбу охраняет от лихого люда. а ещё есть нибелунг. лохматое облако. тоже красавица. 
| 1 Я тоже очень люблю животных. Но особенная любовь у меня к брошенным и покинутыми всеми животные. У меня дома животные с приюта и подобранные, но не менее красивы, чем "благородные". (собака и кошечка). 
| 0 Анфисонька, Ох уж эта доброта! Тоже собираю обиженых и брошеных. Четыре штуки (кошки) дома. Спать не дают (бесятся) по ночам, есть не дают (в рот лезут). И вообще житья от них нет. Зато в моменты спокойствия приласкают меня и песенки споют "муррр-муррр". И да, дворовые кошки и собаки намного умнее и сообразительнее своих породистых собратьев. 
| 1 Основная проблема автора статейки - полное НЕЗНАНИЕ русской истории. Можно разбивать его аргументы по каждому абзацу - но какой в этом смысл, если вранье - традиционно для западенца - именно в КАЖДОМ абзаце? Пример: "как известно, ни евреев, ни мусульман до начала XX века в армию не призывали". Во-первых, чтобы воевать за Родину не обязательно быть призванным на службу, открытием для автора может стать новость о ДОБРОВОЛЬЦАХ, во-вторых, никакой проблемы нет поглядеть в сети по теме "евреи-кантонисты" или "мусульмане в российской армии". Но врать-то привычнее, сирожа? Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| -3 Alexxandro, Так в данном-то случае, автор прав, а врёшь как раз ты. Жыды и мусальмане - призыву не подлежали. А свой бред про добровольцев - выкинь на помойку. В армии РИ добровольцев не было в принципе. Были вольноопределяющиеся, а добровольцев - не было. Хватит ВРАТЬ! 
| 0 Kobylo, кому и кобыло невеста (с) - эк тебя бомбануло, вражина! ты по-печатному читать умеешь, надеюсь: Мусульманское военное духовенство Российской империи — это вся совокупность духовных лиц, профессионально занимавшихся отправлением религиозного культа, мусульманским судопроизводством и руководством общиной верующих в структурах военного ведомства Российской империи в конце XVIII — начале XX века. В именном указе Екатерины II от 28 января (8 февраля) 1783 года «О дозволенiи подданнымъ Магометанскаго закона избирать самимъ у себя ахуновъ»[15]. В армии ахун являлся старшим муллой военного округа, по существу, выполняя должность верховного духовника, в обязанности которого кроме прочего входило поддержание боевого духа частей, разъяснение царских манифестов, указов, обращений правительства и генштаба к армии. 4 (16) января 1833. № 5885. Указ Именный, объявленный Коммисариатскому Департаменту Военнаго Министерства Дежурным Генералом. «О производствѣ полковымъ Мулламъ Башкирскихъ полковъ жалованья»[16]. Государь Император Высочайше повелеть соизволил: полковым Муллам Башкирских полков, находящихся на службе, вместо получаемаго ими ныне оклада по 150 рублей, производить впредь жалованья по 300 рублей в год, ассигнациями. — Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе Том 8 — C.9 В 1877 голу в российской армии были учреждены штатные должности мусульманских мулл и имамов. Они должны были совершать объезд всех частей, где служили мусульмане, присутствать на принятии присяги (кроме клятвы верности Царю и Отечеству, данный обряд сопровождался чтением и целованием Священного Корана), проводить беседы и проповеди, а также выполнять обряды принятия в ислам, поминовения усопших и похорон по мусульманским обычаям. В Москве и Санкт-Петербурге, а также в некоторых городах Восточной Сибири и Северного Кавказа на штатные должности военных мулл назначались главы местных мусульманских приходов. ........ То есть у тебя, существо, мусульмане НЕ служили - а муллы были "просто так" в Русской Армии, да? Касательно евреев: До 1827 года военная служба заменялась для евреев России податью. С 1827 года евреев стали призывать в армию на 25-летнюю действительную службу. Тысячи евреев сражались в русской армии во время Крымской войны (1854—1856). Около 500 солдат-евреев погибло во время обороны Севастополя. В 1874 году был введен Закон о всеобщей воинской повинности, по которому все российские подданные, достигшие 21 года, подлежали воинской повинности. Уравнение евреев в правах с остальной частью населения в отношении военной службы было закреплено Законом. ........ что скажешь, альтернативно-одаренный? 
| 0 Шесть миллионов евреев стали героями Российской Империи. Они же придумали пулемет максим и трехлинейку, пушки и колючую проволоку. 
| 0 Kobylo, надоело ваше вечное полузнайство возводимое в ранг истины. В армии Ри не было слова доброволец, что не отменяло их наличия. Вольнопёры имели образование не ниже гимназии,простолюдины шли охотниками( по охоте, добровольно). Хватит ВРАТЬ. 
| 0 Умка позвольте сударь! С каких пор Мосин, будучи евреем, смог стать генералом РИ. 
| 0 Alexxandro, не только для западенца, богоботы тоже вполне справляются.... 
| 6 Радио Свобода возмущено! Никаких однополых свобод, не пропагандируется смена пола, лезбийские и гейские радости? Т.е., никакой демократии по- американски! Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| -1 ru-al-ko, ru-al-ko, вчера говорили пропагандировать коммунистические ценности и такие как ты это делали, сегодня - православные, а завтра скажет высокое начальство, что надо пропагандировать лесбийские и гейские радости и ты, задрав хвост и повизгивая от радости будешь это делать. Своё мнение у людей бывает только в свободном обществе,а в несвободном, есть только мнение высокого начальства (Лидера, Вождя, Фюрера и т. д.) 
| 0 AlfaCentavra1, как точно вы описали сегодняшнее положение дел на Украине.
Показать новые комментарии (0)alezar1339
Иван Иванов
Кобыло Кабыло
alezar1339
shepgot
Иван Иванов
Propogator
alex_rom
Андрей К.
Аурелиано Буэндиа
Анфисонька
AlfaCentavra1
Анфисонька
МужикКакойта
AlfaCentavra1
юдебольшевик
Undead25
Ёлки-Палки
babayaga11
Чтоб я так жил
юдебольшевик
Ёлки-Палки
ЭР
Чтоб я так жил
Кобыло Кабыло
юдебольшевик
Житель России
Кобыло Кабыло
ЭР
Консервативный реакционер
юдебольшевик
ЭР
malysheva-l
МакО
Анфисонька
Himera
als025
Анфисонька
Умка
Анфисонька
Умка
Анфисонька
babayaga11
Alexxandro
Кобыло Кабыло
Alexxandro
Умка
юдебольшевик
юдебольшевик
a--z
ru-al-ko
AlfaCentavra1
юдебольшевик
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)