Знойным субботним вечером в августе сотни молодых киевлян собрались на просторном дворе в нескольких километрах от центра города. Пока ди-джей колдовал над электроникой перед шестиметровым светодиодным экраном, многие участники вечеринки заполнили мощенную площадку, качая головами в такт музыке. Другие собрались возле бара или прилавка с гамбургерами. Некоторые убежали под сень листвы, чтобы поболтать или пофлиртовать.

Сцена напоминала Вильямсбург конца 1990-х, а не столицу воюющей страны, переживающей кризис. «В последнее время здесь очень много шоу и интересных вечеринок вроде этой, — сказал Илья Мироков, 25-летний стоматолог, постриженный под горшок. Он качал головой, отпивая пиво из пластикового стакана. — По сравнению с тем, что было два года назад, произошел настоящий взрыв».

В прошлом году экономический спад на Украине составил 12%. Вялотекущий конфликт с Россией в течение двух с половиной лет унес жизни 10 тысяч человек и вынудил два миллиона жителей восточных областей покинуть свои дома. Но если революция Майдана, свергнувшая в 2014 году пророссийское правительство, и не привела к созданию прозрачного правительства, чего добивались ее сторонники, то она, безусловно, демократизировала культуру Украины.



Смелые молодые артисты, промоутеры, предприниматели и чиновники стали понемногу преобразовывать трехмиллионный город в очаг урбанистского творчества с помощью инновационного театра, концертов под открытым небом, фестивалей еды, открытия «умных» баров и кафе и расцвета производства и потребления фильмов.

«После Майдана люди перестали бояться, — говорит Иван Козленко, 35-летний генеральный директор национального киноархива Украины. — Никто больше не боится говорить то, во что верит, выражать свои взгляды и идеи. Украинская молодежь сегодня очень свободна. Революция завела их».

Во многом культурная жажда Киева стала ответом на недавний переполох. Проект «Class Act» в театральной сфере, проводимый Театром Эдинбруга, объединил молодых украинцев с востока и с запада страны. Песня о Донбассе, зоне боевых действий на востоке Украины, в исполнении «Дочерей Даха», кабаре-группы, вышедшей из киевского театра «Дах», приближается к миллиону просмотров на You Tube. И, конечно, украинская певица Джамала, победившая на Евровидении-2016 с песней о страданиях крымских татар.

Но сейчас самой горячей темой Киева стало кино. «Русский Дятел», документальный фильм о киевском художнике, странным образом устроившим сенсацию о российском империализме, получил приз жюри фестиваля Sundance в прошлом году. Украинские документальные фильмы о Майдане завоевали несколько высших призов международных фестивалей. Один из них, «Зима в огне», выдвинут на соискание Оскара в номинации «лучший документальный фильм».

Козленко трудится, не покладая рук, над продвижением украинского кино. Он показывает немую классику на больших кинофестивалях в Берлине, Каннах и Карловых Варах, а также в штаб-квартире архива, известной, как Центр Довженко. Он также нашел новые источники финансирования, например, сдачу в аренду неиспользуемых офисов, и недавно начал процесс масштабного обновления Центра Довженко. В следующем году должен открыться музей кино.

«Иван сумел своими руками превратить Центр Довженко из заброшенного здания в легитимный культурный центр», — говорит Мирослава Хартмонд, украинско-британская владелица киевской галереи «Триптих Арт».

Тем временем Хартмонд и прочие стремятся принести в массы высокое искусство. По всему городу появляются впечатляющие образцы уличного искусства (стрит-арта). Центр искусств Пинчука, возможно, крупнейший из независимых в стране центров искусств, сейчас разместил «медиаторов» на каждом углу в своем четырехэтажном здании. Это молодые студенты факультетов искусств, владеющие украинским, русским и английским языками, отвечающие на вопросы посетителей. В прошлом году биеннале Киева, известное, как «Киевская школа», использовало необычные пространства — заброшенную фабрику, стильный магазин, пустующий торговый центр — чтобы привлечь как можно больше людей и привести украинскую культуру в XXI век.

Разумеется, в Киеве много своих проблем. Донбасс остается пороховой бочкой. Украинско-российские отношения переживают новую напряженность в последние недели. Коррупция широко распространена. Безработица достигает уровня в 10%, экономика по-прежнему слаба. Местные жители жалуются на ямы на дорогах, дорогие общественные услуги и отсутствие мест для парковки.

В последнее время Киев стал также более опасным местом. По данным местного еженедельника «Новое Время», с 2013 года количество тяжких преступлений по стране удвоилось. В июле известный журналист Павел Шеремет был убит взрывом подложенной в его автомобиль бомбы посреди бела дня на оживленной улице в центре Киева.

Но если некоторые и считают новую культурную лихорадку Киева просто последней главой в глобализации хипстерской культуры, тем не менее, новая волна творчества в Киеве означает отказ от советского мышления и разрыв с прошлым, в котором новые идеи и свободное мышление осуществлялись только в подполье.

Возьмите, к примеру, эту вечеринку во дворе. Чтобы увеличить прибыль и привлечь молодежь, в этом году Козленко сдал целый этаж Центра Довженко «Пливке», группе, известной организацией ночных вечеринок. «Пливка» и еще одна команда, «Ритм-Бюро», организовали это мероприятие вместе, и процесс, похоже, привлечет внимание сотен молодых киевлян к их национальному киноархиву.

Постепенно даже правительство стало менять советский вертикальный стиль управления в сторону гласности. «Перед Майданом наше министерство определяло бы репертуар каждого театра», — сказал министр культуры Украины Евгений Нищук, актер и известный деятель Майдана, во время интервью в конференц-зале своего ведомства.

Поощряя таких руководителей, как Козленко, ведомство работает как с местными, так и с международными мероприятиями в сфере искусства, например, книжной ярмаркой во Франкфурте и венецианским биеннале. Нищук сам участвует в этой работе — он сыграл летом роль в пьесе, поставленной в рамках проекта Class Act.


«Существует украинская поговорка: „Начни с себя“, — сказал 43-летний министр. — Мы начали здесь с реорганизации министерства. Теперь мы поощряем самовыражение. Мы хотим поддержать творческую молодежь с новыми идеями и новыми способами творения».

Музыкальное агентство «Ухо», основанное Евгением Шимальским и Сашей Андрусиком, в течение двух лет организовало 15 концертов классической музыки в необычных местах в городе. Представьте себе украинский хор, поющий о море в плавательном бассейне, или вокальное сопровождение в городском ботаническом саду. Цена билета составляла эквивалент 6-10 долларов, и на все шоу был аншлаг. «Мы хотим продвигать слушание и рассказывать о городе», — объясняет Андрусик.

Хотя многое было рассказано о киевских легендарных вечеринках, длящихся всю ночь, новые места вечерней и ночной жизни города придерживаются весьма демократического подхода. Открытый три года назад клуб Closer представляет собой пространство для разных целей, с живой музыкой и ди-джеями, выставками картин, показом фильмов и чтением лекций. Кафе Squat 17b, открытое летом скваттерами в соседнем здании, предлагает хорошо сделанные напитки и закуски в тенистом дворе в центре города.

Тем временем основанный три года назад 32-летним бывшим адвокатом Романом Тугашевым фестиваль «Уличная еда» стал сегодня одним из крупнейших в Европе в своем роде. Около ста компаний и 30 000 посетителей наведываются на фестиваль, проходящий в заброшенном огромном комплексе бывшей шелковой фабрики, одни выходные в месяц с апреля по ноябрь. Выбор просто ошеломляет, от булочек с чесночным маслом до свиных бурритос, гамбургеров из козьего мяса и медовой водки.

Тугашев намерен распространить свой фестиваль на еще один город, и это хорошие новости для гурманов. Мероприятие, каждый месяц получающее заявки от десятков новых производителей, служит инкубатором для местных заведений. Не менее шести киевских точек питания начинали свой путь на этом фестивале, например, магазин скандинавских сэндвичей «Бутербро-Sumasbrod», «Раки и эклеры» и магазин домашнего мороженного «Умка». «Люди начали готовить и делать все, что хотят, поверив, что у них получится, — говорит Тугашев. — Два года назад такого не было».

Пик влияния Киева произошел тысячу лет назад, когда правители Киевской Руси построили Софийский собор и Киево-Печерскую лавру (ныне — объект всемирного наследия ЮНЕСКО) и поддерживали грамотность и православие, распространявшиеся по региону.

Монголы опустошили город, и Киев впал в спячку на века. Недавно Economist поместил Киев на 131-е место из 140 среди наиболее благоприятных для жизни городов. Но, возможно, украинская столица постепенно заново обретает давно утерянный важный вид.

«Все думают, что Украина сейчас ведет войну, переживает кризис, и в ней небезопасно, — сказал министр культуры Нищук. — Конечно, проблемы есть, но у нас сейчас огромный потенциал. В Киеве проходит множество фестивалей и мероприятий, мы переживаем всплеск творчества. Культура может сыграть ключевую роль в стимулировании развития».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.