В русском обществе культура и религия тесно переплетены. В своей остроактуальной книге Пэр-Арне Будин (Per-Arne Bodin) показал себя знатоком и педагогом. Он рассказывает о культуре сегодняшней России и об ее исторических истоках.

Когда я в Москве езжу на такси, шоферы иногда прерываются на полуслове, чтобы перекреститься. Это значит, что мы проезжаем церковь. Обычаю креститься, минуя обитель Господа, несколько сотен лет. Советский режим не сумел его изжить. Есть и множество других традиций, которые глубоко укоренились в современной России, незаметных, скрытых под более поздними слоями советской культуры и двух десятилетий капитализма. Этот глубинный символический язык внезапно дает о себе знать, когда этого меньше всего ждешь.

В книге «От Византии до Путина» Пэр-Арне Будин вспоминает, как во время процесса Pussy Riot обвиняемые говорили о священном безумстве панка, прекрасно осознавая, что отсылают к древней традиции русского и византийского благочестия — к «юродивым», безумцам во Христе. Религиозные и культурологические измерения российского общества многогранны, они наслаиваются друг на друга и часто создают противоречивую картину. Когда надо дать квалифицированное и понятное объяснение, Будин не пасует ни перед чем. Его последняя книга — не исключение. Я читаю ее запоем.

Название книги немного вводит в заблуждение, потому что Путину в ней отведен минимум места (что говорит в пользу автора, учитывая массы литературы на соответствующую тему, которые публикуются в последнее время). Будин пишет о русской символике, о проявлениях культуры и религии. Он рассказывает, что лежит за традицией верующих православных купаться в крестообразной проруби на Крещение. Описывает историю двуглавого орла. Рассказывает, почему вандал в начале XX века атаковал знаменитую картину Ивана Репина «Иван Грозный убивает своего сына» и почему многие встали на его сторону, заявив, что горящие глаза жестокого царя могут причинить неизмеримый ущерб. В стране, где так важны иконы, произведение живописи может в прямом смысле наделяться божественной силой.

Как и прочие культуры, культура России подвергалась влиянию множества внешних течений. Многие храмы Кремля с их луковичными куполами спроектированы итальянскими архитекторами. Вместе с тем, Россия на протяжении долгих периодов своей истории была изолирована от остальной Европы. В своей книге Пэр-Арне Будин обращается к рассказам шведов, посещавших Россию в XVII веке, — богатым деталями изображениям встречи с экзотической, чужой страной «Ryszland» и ее православной верой. Автор изящно переходит от религии к политике, от искусства к обществу.


В одной из самых интересных глав книги он описывает показательные процессы против лидеров Коммунистической партии в 1936-1938 годах. Сталинский террор тогда достиг кульминации, и Сталин вычистил не только старую коммунистическую гвардию, но и лучших военных офицеров страны. Когда через несколько лет разразилась Вторая мировая война, это стало серьезной проблемой.

Сегодня под суд могут попасть оппозиционные художники, политики и даже простые граждане, распространяющие неправильные статьи в интернете. Конечно, эти преследования нельзя сравнивать с репрессиями 30-х годов. Нынешних политических заключенных не расстреливают. Но есть и общий элемент произвола, а также одинаковое стремление превратить судебный процесс в театральное представление или урок остальным несогласным.

Еще один важный лейтмотив книги Будина — описание сложных исторических отношений русской православной церкви с Кремлем. Большевики одновременно пытались уничтожить церковь и заключить с ней союз, в результате чего церковь стала лояльна к коммунистам, тем самым запятнав свою репутацию. Когда Pussy Riot поют о «черной рясе, золотых погонах», они имеют в виду давний альянс церкви и КГБ. Русская православная церковь так и не сумела избавиться от этого крайне тягостного наследия.

Я нашла в книге небольшую ошибку. Путин обычно прибывает на работу не через Спасские ворота на Красной площади. Эти ворота используются только во время инаугурации президента и когда в Кремль ввозят новогоднюю елку. А Путин въезжает через Боровицкие ворота в другом конце Кремля.

Но это не имеет значения. Терпеливые изыскания и глубокие знания Будина обеспечивают понимание и рисуют исторический контекст. Это прекрасная книга.

От Византии до Путина. Истории о России (Från Bysans till Putin. Historier om Ryssland)
Автор: Пэр-Арне Будин
Жанр: документальная проза
Издательство: Artos & Norma

Пэр-Арне Будин — сотрудник Svenska Dagbladet, поэтому его книгу рецензировала корреспондент Dagens Nyheter в Москве Анна-Лена Лаурен.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.