После кровопролитных баталий футбольных фанатов в Марселе Бернар Казнев запретил «накануне и в дни матчей, а также в дни открытия фан-зон продажу, употребление и перевозку алкогольных напитков» в «чувствительном периметре». Это решение было принято в ответ на потасовку после матча Англии и России (31 человек получили ранения, причем двое — тяжелые травмы, а один английский болельщик находится между жизнью и смертью), но запоздало, по мнению тех, кто предпочел бы предотвратить беспорядки.

Домашнее насилие возрастает на 30%

Во время спортивных мероприятия вроде Евро травмы получают не всегда одни лишь набравшиеся фанаты от не менее пьяных противников. У вечерних возлияний есть и другие жертвы. В исследовании английского МВД отмечается, что в дни матчей национальной сборной число случаев домашнего насилия увеличивается на 30%: это, вероятно, объясняется активным употреблением спиртного. Кроме того, выпущенная в 2014 году работа Стюарта Кёрби (Stuart Kirby) из Ланкастерского университета продемонстрировала, что этот показатель может подскочить даже на 40% в случае проигрыша английской команды.

Спиртное, понятное дело, не нуждается в спорте, чтобы довести людей до рукоприкладства. Специалисты Университета Буффало провели своеобразный эксперимент. Семейным парам предложили обсудить разногласия и конфликты, которые возникают в их повседневной жизни. Число негативных реакций на партнера в ходе беседы подсчитывалось. Мужчинам предлагали как спиртные, так и безалкогольные напитки. В результате было отмечено увеличение числа отрицательных отзывов по отношению к супруге по сравнению к тем, что было до приема спиртного. Нелицеприятные заявления мужчин, в свою очередь, влекли за собой ответную реакцию женщин (они не пили).

Психология пьяной агрессии

Алкоголь оказывает хорошо известное фармакологическое воздействие на мозг. В частности, он нарушает способность сдерживать порывы, сосредотачивая внимание пьющего на самых сильных позывах в той или иной ситуации в ущерб оценке обстановки и долгосрочных последствий.

В результате мы ощущаем большую эйфорию, если окружающие разделяют подобные чувства, но в то же время ведем себя агрессивнее, если те ведут себя враждебно по отношению к нам. Кроме того, воздействие спиртного проявляется в подавлении самоконтроля и неспособности сдержать агрессивные порывы. Связь алкоголя с насилием культивируется в том числе СМИ и сферами культуры: систематический анализ популярных фильмов говорит, что если герой пьет спиртное, он обычно ведет себя агрессивнее, чем тот, кто воздерживается. Семантическая ассоциация алкоголя и насилия может произвести удивительный эффект. Проведенное в Университете Гренобля исследование показало, что даже употребление спиртного-плацебо способствует возникновению агрессивной реакции на провокацию.

Как бороться с насилием?

В борьбе со спровоцированным алкоголем населением нет какого-то волшебного средства. У стадионов ущерб можно сократить, если отказаться от бутылок в пользу пластиковых стаканчиков, но этого, разумеется, недостаточно. В Канаде были опробованы попытки обучить предпринимателей методикам урегулирования конфликтов и организовать пространство так, чтобы максимально ограничить ссоры и недовольство потребителей. Все это дало интересные результаты.

Однако самое сильное воздействие на уровень насилия оказывает доступность спиртного. Исследования показали, что простое сокращение акций вроде «счастливых часов» снижает уровень пьяной агрессии. Ощутимые результаты дало и ограничение разрешенного времени сбыта спиртного. Опыт Бразилии показал, что после введения времени закрытия (спиртное стали продавать до 23 часов, тогда как раньше никаких ограничений не было) количество убийств уменьшилось на 44%. В СССР в 1980-х годах принятые ограничительные меры (запрет употребления спиртного на рабочем месте, сокращение времени продажи, повышение цен) позволили снизить число убийств на 40%.

Как недавно показал печальный пример Марселя, закрыть глаза на взаимоотношения алкоголя с насилием, значит испортить спортивный праздник. Однако признавать воздействие спиртного в одном лишь спортивном контексте недостаточно. Ведь в дни матчей оно влияет на поведение людей не только у стадионов, но и дома.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.