Под давлением американского миллиардера фестиваль короткометражных фильмов в Гримстаде (Grimstad) исключил из программы документальную ленту.
Этот унизительный шаг резко контрастирует с основным принципом фестиваля как мероприятия, в котором «свобода слова для создателей фильмов имеет первостепенное значение». В принципе, то, что случилось, подрывает доверие к фестивалю.
Яблоко раздора — документальный фильм «The Magnitsky Act — Behind the Scenes», режиссером которого является Андрей Некрасов, а продюсером норвежская компания Piraya Film при существенной поддержке Норвежского института кинематографии, фонда Nordisk Film&TV-fond и фонда Fritt Ord. Мировая премьера фильма должна была состояться на фестивале короткометражек в Гримстаде в пятницу 9 июня (так в тексте — прим. пер.), но организаторы предпочли убрать фильм из программы после того, как американский миллиардер Уильям Феликс «Билл» Браудер (William Felix «Bill» Browder) пригрозил фестивалю многомиллионным иском. Браудер утверждает, что фильм — российская пропаганда, и что цель фильма — очернить его и Сергея Магнитского, который заявил в 2007 году, что российское министерство внутренних дел растратило суммы в миллиарды крон из государственной казны и международных инвестиционных фондов, в частности, фонда Браудера Heritage Capital Management. Сразу же после этого Магнитский был арестован и умер в 2009 году, находясь в предварительном заключении. Браудер утверждает, что полицейские пытали и убили Магнитского, потому что он работал на него как консультант по налоговым вопросам, а сам он известен как критик президента Путина в «Движении за справедливость памяти Магнитского».
Режиссер Некрасов, со своей стороны, также известный критик Путина, в частности, он критиковал Путина в своем фильме «Rebellion: The Litvinenko Case». Он также является создателем фильмов, в которых показано, что взрывы в многоквартирных домах в Москве были использованы как повод для интервенции в Чечню. Если общественность не увидит «The Magnitsky Act», все так и останется словесной войной, и то, что фильм запрещен к показу не идет на пользу ни Браудеру, ни фестивалю короткометражек. Если фильм должен был поколебать общепринятые международные представления о роли Браудера и Магнитского в коррупционных обвинениях России, он заслуживает того, чтобы быть показанным, и заслуживает расследования, которое может дать ключ к загадке. Сейчас же норвежский адвокат Браудера Карл Буре (Carl Bore) похвастался в беседе с газетой Dagbladet, что «фестиваль потерпел полное поражение в судебном процессе, без боя отозвав фильм». Это нельзя трактовать иначе, чем то, что угроза достигла цели, и что в борьбе со свободой слова побеждает сила денег и адвокатов.
Фильм — это так называемая «работа в процессе» («work in progress»), его еще нигде до фестиваля в Гримстаде не показывали. Браудер основывает свое обвинения на якобы незаконно присвоенной копии, к которой получил доступ и Норвежский Хельсинкский комитет. На Хельсинкский комитет и его членов, так же, как и на Браудера, продюсер фильма Piraya Film подал заявление в полицию. Он обвиняет их в укрывательстве краденого и краже фильма, защищенного авторскими правами. Кстати, компания Piraya Film вовсе не новичок в области международного документального кино. Она была продюсером фильмов Джошуа Оппенгеймера (Joshua Oppenheimer), номинированных на «Оскара» «The Act Of Killing» и «The Look Of Silence», оба фильма о политике, с четким международным призывом.
То, что отдельные лица или организации пытаются заткнуть рот кинематографистам, опасаясь того, какие документы они делают достоянием гласности, не ново. Необычно то, что фестиваль вынужден идти на уступки перед такими требованиями, когда речь идет о фильме. Прискорбно то, как все — за исключением продюсера — снимают с себя ответственность перед лицом требования миллиардера остановить показ фильма на фестивале. Норвежский институт кинематографии, поддержавший фильм, явно предпочел сидеть тихо, как мышка, в то время как Фестиваль короткометражных фильмов, государственный фестиваль, играющий ключевую роль, прячется за аргументами о том, что у него нет средств на возможные судебные разбирательства, и что у фестиваля «не было достаточно времени, чтобы предпринять необходимые и основательные — в том числе и юридические — оценки, перед возможным показом фильма». Здесь Норвежскому Института кинематографии, Fritt Ord и норвежским политикам следовало бы пойти навстречу компании Piraya Film и Фестивалю короткометражных фильмов и предоставить им гарантии. Но дело осложняется тем, что видные норвежские политики безоговорочно «проглотили» утверждения Браудера.
То, что Хельсинкский комитет, известный защитник свободы слова, безоговорочно поддерживает Браудера на том основании, что никто не может подтвердить, что версия, изложенная в фильме, верна, так же больно, как и то, что лидер партии Venstre Трине Скей Гранде (Trine Skei Grande) принимает слова Браудера за чистую монету и критикует Норвежский институт кинематографии за поддержку «российской пропаганды». Это не только несвоевременное вмешательство в журналистский процесс со стороны политика — Гранде косвенно поддерживает требование миллиардера отодвинуть норвежскую свободу слова в деле, которое требует контроля со стороны общественности. Тем самым буквоедство вокруг степени правдивости документального фильма, который никто не видел, стало политически окрашенным делом, платить за которое приходится самому слабому в этой игре — Фестивалю короткометражных фильмов.
Вместо того, чтобы демонстрировать фильм, фестиваль сейчас организует дискуссию об этом деле. Вместе с фондом, который берет на себя «юридические издержки в области свободы слова», он собирается бороться за то, чтобы другие фестивали не оказались в подобной ситуации. Таким образом, дирекция фестиваля умывает руки, а Норвежский институт кинематографии и норвежские политики наказаны и отправлены в угол.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 11 Какой интересный человек этот Браудер. Я бы теперь этот фильм возил на абсолютно все фестивали, чтоб во всех странах увидели как у них дела со свободой слова. И полное освещение этих приключений в местной прессе. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 3 panalgin, кто такой Браудер знают в России, другим же на него чихать, т.к. это былые проблемы какой-то России. Эта либеральная плесень - режиссёр, фестивальщики - хотели на полуправде попиариться. Всех на Западе просто интересуют подробности былого, обличительного "дела Магнитского", подтверждающего диктаторство и авторитаризм нынешней власти. Но где стройные визги "защитников свободы слова"? Подобный фильм наверняка не опасен для нынешних политиков США. Зато лишний раз пройдётся по Путину и его окружению. Весь интерес вокруг мафиозной шестёрки бухгалтера Магнитского, помогающего уйти от налогов (!), обслуживающего интересы одной из групп экономических падальщиков. Но ведь все 90-е в России во всю действовали экономические убийцы, тесно связанные со спецслужбами, содержащимися на деньги американского финансового капитала. Браудер же - мелкая вошь, жулик средней руки. Основную скрипку играли ТНК: Бритиш Петролеум, Дюпон, металлургические компании, Монсанта и прочие, что можно увидеть по нынешним событиям на Украине. Первые были настроены на фактически захват нефте-газового комплекса РФ, с помощью Менатепа. Всю эту вакханалию разбойничьей приватизации и грабежа с помощью СРП прекратил Путин, вырва из лап проходимцев и вернув "народное достояние" государству по суду(!) и преследуя по суду(!) рейдеров-подельников. За счёт них происходит наполнение бюджета, о чём так любят трубить "падальщики нефтяных цен". Врядли фильм покажет истинное лицо американского бизнеса. Пусть подавятся своей поделкой. Многие путают скупающих за копейку заводов олигархов-рейдеров и нынешних "государевых людей" (с миллионными якобы зарплатами). Запад вообще отличали разглаженные извилины, связанные с хроническим недоразвитием полит-экономических наук (под негласным запретом). А нынешние форумные обличители власти подобны украинским борцунам с золотыми унитазами. Посмотрите, что в итоге такой борьбы получилось на Руине. Если бы оппонентом были здоровые силы на Западе (как во времена большевиков и Коминтерна)?...но за оппозицией в России стоят самые гнусные либертарианские силы, современные разбойники, тысячу раз более циничные и жестокие, чем наши любители сладко пожрать. С внутренними проблемами мы как-нибудь без такой помощи обойдёмся. Устраивать хаос в своей стране, какие бы у неё проблемы ни были, чтобы дать поживиться американским финансовым жуликам? Ну, уж нет. 
| 0 dendo, во многом верно, но троллинг никто не отменял! Надо ездить и всюду пытаться пристроить фильмец! 
| 1 там уже ниже тему развернули: вторая серия - фильм о фильме, и его трудном пути на экраны была бы еще более захватывающей) 
| 4 в борьбе со свободой слова побеждает сила денег и адвокатов. -------------------------------- Да неправда это! И деньги, и адвокаты бессильны перед телефонным правом. Даже крупнейшие банки Европы и правительства подчиняются ему беспрекословно. Поэтому, можно сказать смело: В борьбе со свободой слова побеждает русофобия Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 zulu, чего стоят богатства не подкрепленные силой? За кем сила, за тем и деньги, а не наоборот. Вашингтонского телефонное право сильнее денег (помните штрафы?) и любой демократии (гуманитарные бомбёжки). 
| 9 США однозначно и всецело поддерживают Браудера. Изменение отношения к нему поставит под сомнение и акт "Магницкого" и правильность решений США и ЕС. Никто это не допустит. Истина не нужна никому, важны антироссийская пропаганда и риторика Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 2 ru-al-ko, Браудер - мелкий еврейский жулик. Американцам ничего не стоит его назвать Путинским агентом или убрать. Американцы убивают сотнями, запугивают тысячи, а тут вой про какую-то мелкую сошку (Магнитского) меркантильного таракана (Браудера), загнувшегося при неясных обстоятельствах. Зато любые пониматери Путина, как деМаржери, сгорают в самолетах или как Стросс Кан, оклеветываются и таскаются по судам по сфабрикованным обвинениям. Смешно. Даю режисёру наводку: сюжет про коррупцию в ВАДА и Олимпийский скандал "за кулисами". 
| 5 Браудер - обыкновенный жулик, хоть и международного масштаба, место которого в тюрьме. Видимо если эта "ниточка" будет расследована и он получит по заслугам - вскроются его махинации во многих странах и полетят многие высокопоставленные головы сотрудничавшие, да и всё ещё сотрудничающие с ним. 
| 2 Долго смеялся. 
| 1 Документальный фильм «The Magnitsky Act — Behind the Scenes», как индикатор свободы слова на западле. И пиндосам выгодно, можно не финансировать содержанок из Amnesty International. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 Минусовальщик, тебе не жалко пиндосов? Финансирование всех этих карманных борцунов увеличивает госдолг. 
| 4 Тест на "свободу слова" не пройден... Теперь тест на беременность у геев осталось пройти... 
| 10 Браудер, конечно, победил. С другой стороны, свобода слова особенно и не сопротивлялась. Даже хотя бы для виду... Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 zwaan, нет, вы не правы - для виду как раз сопротивлялись они. Для виду. А так - бабули английского евреи решаЭ, естественно. 
| 4 Фильм можно показать на Раша Тудей(РТ). Хотя сразу скажут что это российская пропаганда). Ну чтож будем ждать когда в Европе наконец то прорвут информационную блокаду. Реклама для фильма благодаря Браудеру хорошая, истина где то рядом))) 
| 5 Браудер так на вторую серию намотает. Кино о кино - это всегда интересно...
Показать новые комментарии (0)panalgin
Чтоб я так жил
Evgeniy71
zxc6zxc
zulu
Чтоб я так жил
ru-al-ko
Чтоб я так жил
honey.katucha
9cmpe6
Иван Иванов
Иван Иванов
ДОК
zwaan
Консервативный реакционер
иван иваныч
Alter echo
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)