Вторая часть

Первая часть


Чтобы понять причины, которые привели к распаду СССР в 1991 году, необходимо вернуться к историческому прошлому страны, в первую очередь, к периоду так называемого постсталинизма.

Со смертью Иосифа Сталина, в марте 1953 года, завершается очень сложный этап советской истории. Этот этап характеризуется чрезвычайной ситуацией, в которой оказалась страна после окончания гражданской войны и последующими за ней НЭПом, коллективизацией и индустриализацией. В столь непростых условиях построения социалистического государства наблюдался отход от принципов социалистической демократии, а также нарушение законов. После Второй мировой войны такого рода негативные явления получили широкое распространение в странах восточного блока.

Вот что написал Фидель Кастро о противоречивой личности Сталина:

«На мой взгляд, на Сталине лежит ответственность за нападение гитлеровской Германии в 1941 году на СССР, за то, что заранее не был отдан приказ об отражении военной агрессии. Сталин допустил и много других серьезных ошибок. Хорошо известны факты его злоупотребления властью. Но у него были и заслуги. Достаточно вспомнить индустриализацию СССР, эвакуацию военной промышленности из европейской части в Сибирь, где в кратчайшие сроки было организовано производство военной техники и вооружения, что сыграло решающую роль в разгроме нацизма.

Когда я оцениваю ошибки и заслуги Сталина, то прихожу к мысли, что самая серьезная его ошибка заключается в том, что накануне войны в результате сталинских репрессий были уничтожены лучшие военачальники, что впоследствии привело к катастрофическим последствиям».


Таким образом, отсутствие подлинной внутренней демократии в процессах социального управления, культ личности, злоупотребление властью и необоснованные репрессии на протяжении большей части времени правления Сталина негативно повлияли на процесс построения социализма как в СССР, так и за его пределами. Сталинские годы надолго остались в народной памяти и впоследствии негативно повлияли на процесс дезинтеграции СССР.

После смерти Сталина, 5 марта 1953 года, внутри КПСС началась борьба за власть. Развернувшаяся борьба за власть сопровождалась перераспределением властных функций между различными партийно-государственными структурами. Председателем Совета Министров стал считавшийся главным преемником Сталина Георгий Маленков. Затем, на пленуме партии в январе 1955 года, Никита Хрущев добился отставки Маленкова с поста председателя Совета Министров СССР, и центр власти переместился к нему. В 1958 году Хрущев одновременно с постом Первого секретаря ЦК КПСС занял пост Председателя Совета министров СССР и окончательно утвердился во главе партии и советского государства.

Примечательно, что никто из ближайших соратников Сталина в эти годы не был репрессирован, и все умерли своей смертью.

Новое советское руководство столкнулось с серьезными экономическими и социальными проблемами, которые требовали проведения глубоких социально-экономических реформ. Экстенсивные формы развития народного хозяйства себя исчерпали. После войны страна испытывала острую нехватку людских ресурсов. В таких условиях на первый план выдвигаются задачи по повышению производительности труда и осуществлению целого комплекса мер, направленных на повышение благосостояния народа.

Все это происходит на фоне растущей конфронтации с Западом как в политической, так и военной областях.


Наиболее тяжелая ситуация сложилась в сельском хозяйстве вследствие коллективизации и тяжелых военных лет. В 1952 году удалось собрать 92,2 миллиона тонн зерновых, что было на 3,6% меньше по сравнению с довоенным 1940 годом.

Вот как оценивает экономическую ситуацию в СССР Алек Ноув (Alec Nove), член Британской академии наук, специалист в области анализа советской экономики:

«В последние годы жизни Сталина ситуация в сельском хозяйстве была удручающей из-за ошибочных решений советского руководства, чрезмерной централизации, государственного регулирования цен. В силу низких закупочных цен на сельхозпродукцию крестьяне нищали, и у них не было никаких адекватных стимулов для повышения производительности труда».

Хрущев попытался решить эти проблемы за счет стимулирования частного сектора, расширения кооперации, а также освоения 46 миллионов гектар целинных земель на юге Сибири и в северном Казахстане. На освоение целины были мобилизованы 300 тысяч комсомольцев. В результате принятых мер удалось значительно увеличить производство зерновых, но этого оказалось недостаточно, чтобы удовлетворять потребности народа основными продуктами питания.

В этом контексте в 1947 году проводится денежная реформа, которая явно носила конфискационный характер. Это решение помогло укрепить денежную систему страны и повысить уровень жизни советских граждан. Тенденция улучшения уровня жизни населения продолжалась до 60-х годов, хотя и не все реформы давали положительные результаты.

Хрущев для обеспечения условий реализации экономических реформ продвигает на международной арене идею мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Выступая на зональном совещании работников сельского хозяйства СССР, Хрущев призвал догнать и перегнать Америку за три года по производству мяса, молока и масла на душу населения. Было и много других трудновыполнимых задач, которые предполагалось осуществить в кратчайшие сроки. Тем не менее, в эти годы в СССР отмечались высокие темпы роста промышленного производства.

В период с 1951 года по 1955 год рост промышленного производства в Советском Союзе составил 13,1%, по сравнению с 6,2% в США. В период с 1956 по 1960 годы рост промышленного производства в СССР — 10,4 %, в США — 2,4%. Вместе с тем, ВВП СССР составлял лишь 40% от ВВП США.

Не следует игнорировать и влияние фактора «холодной войны», когда после окончания Второй мировой войны резко возросла напряженность между СССР и бывшими союзниками. США реализуют «План Маршалла» — программу экономической помощи европейским западным странам, чтобы противостоять распространению коммунизму. СССР в противовес американцам в 1949 году создают Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а в 1955 году — организацию Варшавского договора в качестве ответной меры на создание НАТО, нацеленного против стран социалистического лагеря.

Как известно, в 1949 году СССР становится ядерной державой. Советский Союз в послевоенный период значительно увеличивает военные расходы. С 1948 по 1952 годы они выросли в два раза. По оценкам экспертов, военные расходы Советского Союза в 1950 году составляли 17% ВВП, в 1960 — 11,1%. Это было намного больше расходов США на оборону. Столь резкое увеличение расходов на оборону создает серьезное препятствие для роста экономики СССР.

Тем не менее, благодаря увеличению расходов на оборону удалось достичь военного паритета с Западом. Наибольшие успехи СССР достиг в ракетно-космической сфере. В 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли, а четыре года спустя был осуществлен первый полет человека в космос, что свидетельствует о грандиозных достижениях советской науки и военного — промышленного комплекса тех лет.

Еще одним достижением Советского Союза в тот период стала реабилитация политических заключенных, невинно осужденных в сталинские годы. Начиная с 1955 года количество заключенных в тюрьмах и лагерях также существенно сокращается.

Ключевым моментом всех этих преобразований стал XX съезд КПСС, который прошел в феврале 1956 года. Никита Хрущев на закрытом заседании выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В нем была сказана правда о недавнем прошлом страны, с перечислением многочисленных фактов преступлений второй половины 30-х — начала 50-х годов, вина за которые возлагалась на Сталина.

На XXII съезде КПСС в 1961 году были усилены меры борьбы с культом личности Сталина, что привело к окончательному разрыву двусторонних связей с Китаем. Критика сталинизма привела к конфронтации между двумя крупнейшими компартиями мира, которая продолжалась до 1989 года и вызвала раскол в рядах коммунистических партий многих стран, что весьма негативно сказалось на революционно-освободительном движении в мире.

Процесс преодоления политических ошибок, допущенных в годы сталинизма, вызвал неоднозначную реакцию в партийных рядах. Вместе с тем, следует отметить, что Хрущев взял на себя большую ответственность, подвергнув критическому анализу фундаментальный период в истории страны.

Решения по искоренению культа личности носили положительный характер, но в то же самое время были неполными, поскольку не затрагивали коренных причин данного явления. Не были созданы механизмы по искоренению бюрократических форм управления в советском обществе, а также эффективного участия граждан в управлении делами государства.

Тем не менее, несмотря на ограниченность анализа, политические репрессии были устранены, а в стране появилась возможность открыто обсуждать злободневные вопросы.

В ровничном цехе текстильного комбината «Красный Перекоп»


В это время происходят изменения в культурной жизни страны. На экраны кинотеатров выходят такие фильмы как «Чистое небо», «Летят журавли», опубликована повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Советское руководство также приступило к реализации экономических реформ, направленных на изменение системы управления народным хозяйством, чтобы сделать экономику более эффективной. Хрущев в 1957 году решает двигаться в направлении децентрализованного планирования. С этой целью упраздняются более 30 союзных министерств, а подведомственные им предприятия и организации передаются в непосредственное подчинение ста местным советам народного хозяйства (совнархозам). У такого решения было много противников, и реформы свелись к бюрократической реорганизации.

На самом деле, как показала история, функционирование командной экономики на основе централизованного принятия решений позволяет в быстрые сроки сконцентрировать ограниченные ресурсы для достижения базовых структурных изменений. Такой подход позволил СССР на начальном этапе строительства социализма обеспечить высокие темпы роста экономического развития.

Однако, по мере диверсификации целей социального развития, централизованное планирование перестает быть эффективным, хотя, как показывает опыт СССР, в краткосрочном периоде может дать положительные результаты.

В конце 50-х годов — начале 60-х годов стали наиболее заметно проявляться замедление темпом экономического роста и производительности труда. Необходимо было как можно быстрее начать всеобъемлющую экономическую реформу.

В ходе развернувшейся дискуссии было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новинок.

Советский экономист Евсей Либерман предложил предоставлять предприятиям хозяйственную самостоятельность. Вместо показателя валовой продукции, как главного критерия эффективности предприятия, предлагалась вводить рыночные механизмы — прибыль, рентабельность, показатели реализованной товарной продукции.

Как уже отмечалось в первой части данной работы, дискуссия свелась к следующему — как можно объединить плановую социалистическую экономику и рыночную экономику. При этом так до конца не был полностью прояснен концептуальный вопрос — роль товарно-денежных отношений при социализме.

Мнения разделились. Ряд стран (СССР, ГДР, Румыния, и в меньшей степени, Польша) решили использовать отдельные рыночные механизмы, сохранив при этом сильное централизованное планирование. Другие страны (Венгрии, Чехословакия и Болгария) сделали ставку на рыночные отношения в качестве основного регулятора экономики. Данная концепция позднее получила название «рыночного социализма».

В это же время появляются и другие интересные экономические идеи, которые не были приняты во внимание должным образом. Речь идет об основах экономико-математического анализа экономических проблем, разработанных выдающимися советскими учеными Леонидом Канторовичем, Виктором Немчиновым и Виктором Новожиловым, получившего название «линейное программирование». Советский академик Новожилов разработал модель оптимального использования всех ресурсов производства и рассмотрел проблему оптимального соотношения капиталовложений и потребления в условиях централизованного планирования.

Экономические дискуссии были очень оживленными и, очевидно, оказали положительное влияние на проведение реформ в период с 1966 по 1970 годы, что привело к улучшению темпов экономического роста, как в СССР, так и в большинстве европейских социалистических стран. Однако впоследствии и они были отвернуты.

В октябре 1964 года, на пленуме ЦК КПСС Никита Хрущев был отправлен в отставку за ошибки, допущенные при решении проблем сельского хозяйства, а также падение темпов роста советской экономики.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.