Тольятти, Россия — Швед Бу Андерссон (Bo Andersson), став генеральным директором крупнейшей в России автомобилестроительной компании, которая неизменно приносила убытки ее главному акционеру Renault, уволил тысячи работников и изменил условия контрактов с поставщиками.
Эти меры экономии разозлили многих в Тольятти, находящемся в 800 километрах к востоку от Москвы и не имеющем других предприятий. Недовольство вышло наверх, распространившись на высшие эшелоны российской политической элиты. Прошлой весной предупредительный выстрел сделал союзник президента Владимира Путина.
«Вы играете с огнем», — сказал Андерссону путинский друг Сергей Чемезов. Чемезов возглавляет государственную военно-промышленную корпорацию, которая владеет пакетом акций ОАО «АвтоВАЗ».
В прошлом месяце ветерана автомобильной отрасли Андерссона выдавили с должности, и произошло это спустя всего два года после того, как Renault назначила его руководить АвтоВАЗом, сделав многомиллиардную ставку на российский автомобильный рынок.
Вот с такими проблемами сталкиваются западные инвесторы в России, где государственный капитализм путинского режима довольно часто стирает грань между бизнесом и политикой, сбивая с толку те многочисленные компании, которые прежде считали эту страну многообещающим и крупным новым рынком.
«Бу Андерссон делал все то, что на его месте делал бы любой другой бизнесмен западной школы. Он оптимизировал размер компании, сократил штаты и издержки, — сказал аналитик из исследовательской фирмы IHS Automotive Тим Уркхарт (Tim Urquhart). — Но российское правительство хочет получить и вершки, и корешки — АвтоВАЗ как социальный проект и как конкурентоспособную и современную компанию. А это невозможно».
Ситуацию осложняет спад в российской экономике, которая страдает от низких нефтяных цен и экономических санкций, введенных против России за ее интервенцию на Украине.
Renault, а также ее миноритарный партнер Nissan Motor Co. несколько лет тому назад инвестировали в АвтоВАЗ 2,3 миллиарда долларов, получив контроль над компанией и надеясь получить хорошую прибыль на этом рынке, который сулил светлое будущее. Корпорации «Ростех», которую возглавляет Чемезов, принадлежит около 25% АвтоВАЗа.
По словам Чемезова, Андерссон допустил ошибку с увольнениями и не должен был отнимать контракты у местных поставщиков. Он также сказал, что главная причина вынужденного ухода гендиректора это крупные убытки АвтоВАЗа за 2015 год. Чемезов назвал это совместным решением, которое Renault оспаривать не стала.
«Теперь нам нужно сменить этого человека», — заявил дружащий с Путиным с 1980-х годов Чемезов, давая 4 марта интервью Wall Street Journal. Через три дня после этого Renault и Nissan объявили, что Андерссон уходит.
Renault смогла найти замену Андерссону, но похоже, что свобода действий у этой компании весьма ограничена. «Ростех» наверняка сам подберет какого-нибудь высокопоставленного российского руководителя, чтобы наладить отношения АвтоВАЗа с областным и федеральным правительством, а также с профсоюзами, о чем заявил представитель этой компании.
Renault не стала выступать с комментариями о том, как это назначение может повлиять на ее работу с российским автопроизводителем. Renault и Nissan отметили, что разногласий между акционерами нет. По их словам, все стороны «в полной мере согласны со стратегическим курсом АвтоВАЗа, и мы по-прежнему привержены этой стратегии».
60-летний Андерссон от комментариев отказался. Знакомый с его стилем работы человек отметил, что предложение уйти стало для него неожиданностью, потому что все его важные решения, в том числе, об увольнениях, утверждались советом директоров, куда входит Чемезов.

Андерссона назначили на должность гендиректора в начале 2014 года, и сделано это было для того, чтобы повысить эффективность громоздкого автогиганта. Для этого, среди прочего, надо было навести порядок в системе снабжения, где издавна царило взяточничество.
«Это тяжелая работа», — сказал в прошлом месяце на пресс-конференции генеральный директор альянса Renault-Nissan Карлос Гон (Carlos Ghosn). Эти слова прозвучали за несколько дней до объявления об уходе Андерссона. Гон похвалил Андерссона за то, что он модернизировал автомобилестроительный завод, повысив качество продукции и производительность.
Сославшись на «ужасную ситуацию» в российской экономике, Гон заявил: «Мы долговременные инвесторы и можем выдержать трудности ближайшего времени, если видим будущее. В определенный момент рост возобновится, и мы хотим этому серьезно способствовать».
Альянс Renault-Nissan существует с 2009 года, и там действует перекрестная структура собственности. Холдинг, которому принадлежит около 75% АвтоВАЗа, распределен между Renault, Nissan и Ростехом. Renault принадлежит чуть больше половины холдинговой компании, Nissan около 17%, а Ростех владеет всем остальным.
Компания «АвтоВАЗ» была создана в 1966 году, когда Советский Союз построил гигантский завод на берегу Волги и назвал возникший вокруг него город в честь лидера итальянских коммунистов того времени Пальмиро Тольятти (Palmiro Togliatti). Предприятие без проблем продавало весь объем своей продукции русским, которым несколько лет приходилось ждать своей очереди на приобретение машины.
Плохие дороги и низкое качество машин заставляло автовладельцев проводить немало времени в ремонтных мастерских. Для водителей это был непрерывный цикл, вспоминает сотрудник АвтоВАЗа в третьем поколении Андрей Солдатов. «Машина ломается, мы ремонтируем, она снова ломается, мы снова ремонтируем. Все чинили свои машины по выходным».
В постсоветскую эпоху на завод, занимающий площадь 400 с лишним гектаров, что больше Центрального парка в Нью-Йорке, проникли преступные группировки. Путин в 2006 году решил эту проблему, подчинив АвтоВАЗ Ростеху. Корпорация утверждала свою власть на предприятии при помощи сотен милиционеров.
Когда Ростех в 2007 году выставил четверть акций АвтоВАЗа на продажу, это вызвало огромный интерес у зарубежных компаний, восхищенных потенциалом этой страны, где автовладельцев было гораздо меньше, чем на Западе. Эту долю приобрела Renault.
Затем мировой финансовый кризис 2008 года поставил АвтоВАЗ на грань финансового краха, и Москва начала давить на Renault, призывая компанию вложить в предприятие больше денег и угрожая понизить стоимость акций за счет их количественного увеличения, если французы откажутся. Сначала Гон сопротивлялся, но потом согласился потратить на технику и оборудование 448 миллионов долларов. В долю вошла и компания Nissan. АвтоВАЗ использовал часть средств на строительство сборочной линии, которая могла выпускать не только автовазовские «Лады» и внедорожники «Нивы», но и машины марок Renault и Nissan.
По предложению Путина альянс в 2012 году согласился вложить в АвтоВАЗ еще больше денег, и постепенно общая сумма инвестиций достигла 2,3 миллиарда долларов.
В то время казалось, что Россия вот-вот станет самым процветающим и крупным авторынком в Европе. Высокие цены на нефть, являющуюся основным предметом российского экспорта, способствовали росту потребительского бума, в ходе которого россияне стали впервые приобретать новые автомобили.
АвтоВАЗ оказался в самом центре этого бума, занимая долю рынка в 35%. Renault и Nissan надеялись, что их деньги и опыт позволят увеличить эту долю до 40%, потому что завод в Тольятти производил и их машины тоже, в том числе, возрожденную марку Nissan Datsun.
Чтобы выполнить эту задачу, альянс направил в Тольятти Андерссона, который имел опыт работы в Saab и General Motors, а также сумел быстро добиться успехов на своем предыдущем посту президента «Группы ГАЗ», производящей грузовики и автобусы. До прибытия Андерссона эта компания была неизменно убыточной.
На АвтоВАЗе он столкнулся с огромными проблемами: слабый моральный дух, повсеместная коррупция, низкое качество и культура труда советской эпохи, когда трудовой стаж был важнее результатов работы.
И это не говоря о кражах. «Уходя с завода, люди тащили на себе детали, — рассказал председатель заводского профсоюза Сергей Зайцев. — Автомашины исчезали сотнями».
Прошлой весной Андерссон заявил во время интервью: «Это была самая большая неразбериха из всего того, с чем я сталкивался за свою карьеру».
Окунувшись в работу, он назначал совещания с десятками заводских руководителей, проводя их ежедневно до пуска конвейера, начинавшего работу в семь утра. Андерссон начал сокращать штаты, численность которых на момент его прихода составляла 66 тысяч человек. Когда предприятие контролировал Ростех, он уволил 45 тысяч работников.
Андерссон избавился от собственности, не имеющей отношения к автомобильному бизнесу, передав городу Тольятти заводскую хоккейную команду и военный музей.
В первый день работы Андерссон, 12 лет прослуживший в шведской армии и выражающий свои мысли спокойно и четко, сказал своим сотрудникам, что надо почистить туалеты. «Единственный способ стать компанией мирового уровня — это навести порядок. К туалетам и полам это тоже относится», — заявил он.
Спустя три месяца после прибытия шведа на завод российская экономика получила мощный удар. Соединенные Штаты и Европейский Союз начали вводить санкции против российских политиков, бизнесменов и компаний из-за захвата Россией Крыма и поддержки сепаратистов на востоке Украины.
Среди тех, кого включили в санкционный список, был Чемезов. Его ограничили в поездках, а те активы, что могли иметься у него в США и ЕС, были заморожены. Но Renault и Nissan это не остановило, и они продолжили совместную с ним работу. Отвечая на вопрос о санкциях, Чемезов сказал, что много раз бывал в Америке, и в любом случае у него нет особого желания летать так далеко. «Не пускают, и ладно», — заявил он.

Летом 2014 года по России был нанесен еще более мощный удар, когда началось долгое снижение нефтяных цен, и расходы потребителей сократились. Продажи автомобилей в одном только 2015 году упали более чем на треть.
Российские автопроизводители начали сокращать производство. GM вообще ушла из России, закрыв сборочное предприятие в Санкт-Петербурге. Renault и Nissan держатся. Для Renault Россия осталась единственной реальной надеждой на рост после основного рынка в Западной Европе.
Андерссон внимательно проанализировал контракты на поставку комплектующих и пересмотрел их условия, из-за чего АвтоВАЗ вступил в борьбу с поставщиками. В прошлом году производство на заводе в Тольятти останавливалось дважды, так как некоторые поставщики временно прекращали снабжение в знак протеста против требований Андерссона о пятипроцентном снижении цен и о продлении сроков оплаты.
Экономический спад в России сопровождался падением курса рубля, из-за чего цены на детали зарубежного производства выросли. По словам Чемезова, он говорил Андерссону на ежемесячном совещании, что поиск деталей более высокого качества у зарубежных поставщиков начинает слишком дорого обходиться компании.
Чемезов сказал Андерссону: «Вам надо работать с нашими поставщиками, вам надо работать с ними так, чтобы они поставляли качественную продукцию».
Знакомый Андерссона отрицает, что Чемезов предупреждал гендиректора о недопустимости покупки запчастей за рубежом. Этот человек отметил, что многие местные поставщики импортировали детали низкого качества из Турции и других соседних стран, а потом выдавали их за продукцию местного производства.
Виталий Зыков, владеющий в Тольятти компаниями, поставляющими для АвтоВАЗа комплектующие на протяжении двух десятков лет, говорит, что серьезной проблемой на предприятии была коррупция, и некоторые менеджеры получали откаты от поставщиков, снабжавших их деталями низкого качества. Зыков похвалил Андерссона за то, что тот навел порядок в системе закупок и поставил во главу угла качество, а не связи.
«Бу Андерссон один из самых эффективных управленцев. Он проводил правильную политику на АвтоВАЗе, — сказал Зыков. — Он избавился от посредников и откатов».
Но недовольство в Тольятти нарастало. Тысячи увольнений и радикальные изменения в контрактах на поставку не могли не отразиться на местных производителях запчастей, которые сами начали увольнять работников.
Прошлой осенью на демонстрациях протеста на площади Победы, организованных профсоюзами и коммунистической партией, собирались сотни людей. В ноябре Чемезов сделал публичный упрек Андерссону, заявив репортерам: «Людей выбрасывают на улицы».
По словам Чемезова, Андерссону надо было не объявлять об увольнениях в открытую, а делать это тихо. Он сказал, что директору следовало наладить взаимодействие с губернатором области, дабы помочь рабочим в поиске новых вакансий или в организации программ переподготовки. Чемезов отметил, что именно так поступал «Ростех» во время предыдущего цикла увольнений.
«Вы работаете в России. Это надо учитывать», — заявил Чемезов.
В последние месяцы на предприятии АвтоВАЗа побывало несколько российских руководителей, в том числе, премьер-министр Дмитрий Медведев. Они пообещали, что правительство поможет автомобилестроению, вложив в отрасль миллиарды рублей.
В феврале АвтоВАЗ сообщил, что его убытки за прошлый год выросли почти в три раза, составив 74 миллиарда рублей, что эквивалентно 1,2 миллиарда долларов. Согласно его прогнозам, продажи автомашин в России в 2016 году снова сократятся — с 1,6 до 1,3 миллиона.
Компания заявила, что для продолжения работы ей нужна срочная помощь. АвтоВАЗ перевел своих сотрудников на четырехдневную рабочую неделю и на 20% сократил зарплаты.
Через месяц Андерссон ушел.
Хорошие объемы продаж в Западной Европе компенсируют Renault инвестиционные убытки в России. Тем не менее, эта страна должна была стать тем зарубежным рынком, где французская компания могла занять господствующие позиции. Сейчас ставка на Россию может окупиться не ранее чем через несколько лет. Renault и Nissan столкнулись с необходимостью вложить больше денег в АвтоВАЗ в рамках плана по его спасению.
Преемником Андерссона на АвтоВАЗе стал Николя Мор (Nicolas Maure), ранее возглавлявший румынский бренд Renault под названием Dacia. Подобно АвтоВАЗу, эта компания была создана еще в коммунистическую эпоху. Renault превратила ее в мощное предприятие по производству бюджетных автомобилей.
Мор, только что вступивший в должность, отказался рассказывать о своих планах на АвтоВАЗе, о чем сообщила его канцелярия.
Петр Золотарев, возглавляющий тольяттинский профсоюз, заявил, что никакой гендиректор не в силах решить главную проблему, какой является слабый спрос. «В таких экономических условиях в России, — сказал он, — любой пришедший свалится в канаву».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 3
С отечественным футболом уже подобное проходили.. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 HygHblu, зря вы так. 
| 1 HygHblu, проблема в том, что никто не продавал сборную, а автоваз продали. уволили андерсона не ростех, а рено, потому что он помножил на ноль их инвестиции. 
| 4 Расскажите лучше про Детройт, и сравните с Тольятти, вот это было бы интересно. Все остальное банально и касается проблем любого крупного градообразующего предприятия, особенно в машиностроении. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| -6 rainyhedge, вот тут пытаются сравнить: "Детройт на Волге" fedpress.ru/news/econom/reviews/1409753095-detroit-na-volge-tolyatti-ugrozhaet-massovaya-bezrabotits 
| 0 Sаevam_Iram, ну и что там написано про Детройт , кроме названия статьи, судя по Вашу посту, вы сначала пишете, а потом думаете о чем же Вы написали. 
| -1 "..В первый день работы Андерссон, 12 лет прослуживший в шведской армии... сказал своим сотрудникам, что надо почистить туалеты." .............................................. Швед Бу Андерссон еще "салага" для российской армии. Пусть чистит туалеты... )) Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 0 Яга, ничего странного. Яковлев, авиаконструктор, во время войны был замминистра авиации. Как-то его послали разбираться с заводом, который начал делать дерьмовый дюраль. Первое, что потребовал Яковлев - почистить туалеты. Разруха, она всегда с туалетов начинается. 
| 0 Баритон, разруха не с туалетов начинается, а с расстройств желудка и кишечника... Не надо "жрать" гадость - регулярно "поститься", тогда и туалеты будут чистые. ;)) 
| 0 Если говорить серьезно, то давайте вспомним добрым словом отечественный автомобиль "Победа", обладание которым у советских граждан было заветной мечтой, и которой не было износа по 40 лет. Сегодняшние автомобили изначально запрограммированы производителем по своему ресурсу на 3-4 года эксплуатации, а дальше - в утиль. Все заточено на извлечение максимальной прибыли, а не на интересы людей. 
| 0 Яга, у тестя был ГАЗ-69 с 53 года выпуска. Он не знал, что значит "ремонт автомобиля". Продал, купил УАЗ. Теперь знает :) 
| 0 Яга, он 12 лет либо мечтал, либо только и делал, что чистил туалеты... 
| 0 ru-al-ko, изначально "шведский социализм" расслабляет волю у шведов, и к борьбе за "выживание" в очень жестких российских условиях Бу Андерссон оказался совершенно не готов. 
| 0 Автоваз является крупным прачечным комбинатом, отмывающим вкладываемые государством туда миллиарды в виде откатов. Помимо этого рабочие как всегда несут комплектующие на рынок, качество автомобилей низкое, рентабельность 1,5 процента - гибель для завода. Андерсен не понимал, что Чемезов от него хочет и сколько, поэтому и ушли его. С таким подходом мы никогда не сделаем нормальный автомобиль... Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Donpedro, что вы вокруг да около? Назовите уж главного виновника всех наших бед! 
| 0 woaland, назовёт суд, если до него дойдёт 
| 0 Непонятно, зачем брать управленца не знающего нашей специфики. Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| -5 Orimatsu, специфики воровать? 
| 0 Арцах состоялся, отсутствие контроля порождает базнаказанность, самое свежее воспоминание пожарная служба Португалии. inosmi.ru/social/20160412/236094114.html 
| 0 Арцах состоялся, не воровать, а особенностях рынка труда, логистики и законодательства в области экономики. он тупо ничего этого не знал. ему прекращали поставлять комплектующие потому что он тербовал слишком низкую цену, а он покупал за дорого эти же комплектующие за загранице, и не сомневаюсь что за откат. 
| 1 Orimatsu, а в чем специфика, на головах не ходим, рук и ног по две пары, гравитация та же самая? 
| 1 Orimatsu, что значит не знающем? перед этим он очень успешно директорствовал в газе. 
| -12 Согласно его прогнозам, продажи автомашин в России в 2016 году снова сократятся — с 1,6 до 1,3 миллиона. ------------------ А ведь еще в начале 2008 года в России с помпой заявили, что страна к концу года станет крупнейшим авторынком Европы, на котором будет продаваться больше трех миллионов автомобилей в год. Скоро уже десять лет будет тем обещаниям. Хорошо, если к их юбилею продажи восстановятся хотя бы до двух миллионов. Впрочем, экономика России это гиблое болото, в котором неизменно тонут самые высокопрофессиональные мировые концерны. Думаю, через год и Рено-Ниссан уйдет с российского рынка, избавившись от всех активов, списав убытки и навсегда попрощавшись с Россией и её прогнившей, коррумпированной экономической системой. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 4 Zorya Astroff, а вы не думайте, в кастрюле вредно думать. 
| 5 Zorya Astroff, ага, и уйдёт нав процветающую европскиинтегрированную Украину да как начнёт там производить супертачки! а москали из-за железной занавески будут локти грызть) 
| 9 Реальность такова, что современному автомобильному производству рабочие и не требуются... Ну или оно нерентабельно. Или занимаются действительно ручной сборкой. Тогда на выходе должен быть "Роллс-Ройс"... Раскрыть всю ветку (8 сообщений в ветке) 
| 0 zwaan, а кто эти мех.руки должен обслуживать в техническом плане? Нужны АСУТП-шники, нужны энергетики, нужны механики, нужны медики и повара, для выше указанных, нужны руководители служб, нужны манагеры, про складские дела вообще молчу...)) 
| 0 крымнаш, и много всяких других тоже... По совокупности все равно процентов тридцать, не больше... 
| 0 zwaan, Очень нехорошая реальность надо сказать, печальная, из которой не видно просвета. И причина этого - мы, потребители, россияне! Нам надо чтобы было дешево и красиво. Дешево -значит работают роботы/китайцы и др., красиво - всем подавай западный лоск и маркетинговый прессинг (в Москве люди так вообще гримассу корчат при вопросе покупки отечественного авто. Что ты - им мерседесы подавай!). В результате люди никому не нужны! Вот обратная сторона прогресса, капиталистического беспредела. Другое дело в СССР - нет ни у кого машин, и ничего, ездишь себе на троллейбусе. А как получишь - так готов целовать ее в каждый болтик... 
| 0 звездочет, из чувств патриотизма можно любить, ненавидеть, строить, ломать, убивать и умирать самому. Но не покупать машины... 
| 0 звездочет, видимо для этого то современная медицина, непоймиизчего еда и депрессивное, ограничивающее во времени телевидение... 
| 0 звездочет, дешево или красиво со стороны предложения в экономике называется ловушкой среднего дохода. Россия не достаточно бедна, чтобы производить дешевую продукцию, и не достаточно богата, чтобы специализироваться на производстве дорогой. Эта ловушка на самом деле будет для России страшнее коммунистов с их плановой экономикой. Потому что коммунизм можно сломать, а вырваться из ловушки среднего дохода, однажды попав в нее, практически нереально. Главная ошибка Путина была в том, что период высоких цен на нефть он не использовал для полноценной модернизации, чтобы набрать темп развития, позволяющий проскочить опасную середину. А теперь Россия увязла, и это очень надолго. 
| 0 Zorya Astroff, ой вот только не надо гнать про плановую экономику. Это конечно спор последователей разных религий, но посмотрите правде в глаза - плановая экономика не допускает ненужных трат (%, маркетинг, реклама, обман), поддерживает тонус спроса (путем небольшого искусственного дефицита) и призвана защищать СТАБИЛЬНОСТЬ (чего не хватает для счастливой жизни). Тогда как капитализм подразумевает цикличность развития. Что касается ловушек - тоже бред какой-то. Все решаемо. Государство не фраер. Проблемы решались и на много сложнее. 
| 1 zwaan, конечно остроумно, но то, что из чувств патриотизма не делают выбора в пользу отечественного продукта - это вы конечно наговариваете. Именно так поступают многие в мире нации (мы не исключение), именно по этому, в случае каких то проблем, одними их первых прокламируются лозунги о бойкоте чужого продукта в пользу отечественного. И дело не заканчивается лишь лозунгами, среднестатистический житель в порыве ярости так и поступает. Но вот небожители, эта хитромудрая пена, зачастую паразитирующая на остальной стране - у них конечно свое мнение, их просто так не научишь правильно любить родину. Вот Ленин и ко. пытались вдолбить им это через силу, но этой буржуазии легче уйти в небытие, чем переформатироваться. 
| 3 Сколько бы не пели дифирамбы шведы своему управленцу, но он принес Автовазу одни убытки. От него убытков на миллиарды долларов, а они про туалеты... Еще бы про права геев вспомнили :) Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Stоne, да и до него убытки были громадными. 
| 6 если честно, то не сильно верится, что рено и нисан будут создавать себе конкурента в виде российского авто. куда лучше все списать на "русский менталитет" и загубить отрасль. тем самым очистив его от конкурента для своих бюджетных машинок. Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 0 злющий, а вера здесь не требуется, рынок сам продиктует что ему нужно, будет спрос, будут выпускать и бюджет и бизнес и премиум. 
| 1 злющий, история с Рено и Икарусом ничему руководителей Ростеха не научила... Кончится все это тем, что брэнд "Лада" будет принадлежать РН, и мы на нашем рынке будем покупать под этим соусом прошлое поколение Логана втридорога... 
| 0 Механизатор из Сибири, и я о том же, что директора будут пропихивать свои марки, а у нас будут стараться оставлять отверточное производство 
| 3 злющий, рено в России начал делать прекрасные бюджетные машины с высокой надёжностью и неприхотливости: логан, сандеро, дастер, лада ларгус. Сам езжу на сандеро степвей 2015 года выпуска (сделано на автовазе!!!), машиной в целом доволен, а вот саморезы вместо болтов в паре мест, забитые явно молотком (а-ля "русский менталитет"!!!!!) откровенно бесят. Андерсон прав - либо делать хорошие авто, либо всё остальное. Всё вместе не полутся 
| 0 злющий, загубить автоваз? Хитрый план! 
| 0 злющий, какого конкурента? Посмотри какими марками в каких странах владеет этот альянс. Ту же румынскую Дачу они подняли. Так же как и Фольсксваген. Посмотри как за эти годы отлично продаются чешские Шкоды. В Испании они подняли местный автопром. Они не создают себе конкурентов, они расширяют свои ниши. 
| 3 Как получать преференции от государства в виде пошлин на подержанные автомобили и программу утилизации - это пожалуйста, никто слово против не сказал, типа "давайте мы сами, мы же коммерческий, а не социальный проект"
Показать новые комментарии (0)rainyhedge
a--z
rainyhedge
Sаevam_Iram
rainyhedge
Яга
Баритон
Яга
Яга
Agentish
ru-al-ko
Яга
Donpedro
Владимир
Donpedro
Orimatsu
Арцах состоялся
rainyhedge
a--z
rainyhedge
умираю от ужаса
Zorya Astroff
rainyhedge
suslik
zwaan
крымнаш
zwaan
звездочет
zwaan
крымнаш
Zorya Astroff
звездочет
звездочет
Stоne
NiceTroll
злющий
rainyhedge
Механизатор из Сибири
злющий
silvestr86
ytzin
Yutamos
Agentish
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)