Традиция проведения военного парада в День Победы на Красной площади с техникой и военнослужащими в парадном строю, возрожденная три года назад, вызывает все больше неудовольствия у жителей Москвы.

 

Сам парад, согласно социологическим опросам, нравится все большему числу россиян, однако его репетиции доставляют много неудобств: ради каждой из них перекрываются десятки улиц, в городе возникают большие пробки.

 

Кроме того, прохождение тяжелой техники по улицам требует их последующего ремонта. Так, в прошлом году на подготовку города и последующий ремонт московское правительство потратило более 100 млн рублей.

 

В нынешнем году сразу по нескольким причинам репетиций потребовалось больше, что, соответственно, должно в результате увеличить и убытки.

 

Большой парад

 

Если в прошлом году в параде участвовало 10,5 тысяч российских военнослужащих и около тысячи иностранцев, то в этом году число участников, которые пройдут в пешем парадном строю, выросло до 20 тысяч человек.

 

Парад, в целом, будет менее зрелищным, поскольку в нем будет меньше техники. Если в 2010 году по Красной площади проехала 161 единица военной техники, то в нынешнем, по данным министерства обороны, всего 106 единиц.

 

Почти не будет авиации. По сравнению со 127 самолетами и вертолетами, которые пролетели над Москвой в прошлом году, в этом военные собираются использовать всего пять вертолетов Ми-8, которые пронесут над зрителями российский флаг, а также флаги министерства обороны, сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морского флота.

 

Однако в этом году для подготовки к параду потребовалось на одну репетицию больше, которую провели 5 мая ночью. Она, правда, не вызвала такого количества пробок, как предыдущая, проведенная 3 мая днем.

 

Тогда перекрытие Ленинградского шоссе, Тверской улицы, некоторых набережных и части Садового кольца привело к транспортному коллапсу.

 

Пытаясь объехать заторы, водители создавали новые пробки, и в конце концов встала вся центральная часть Москвы. Генеральная репетиция состоится днем в субботу 7 мая.

 

Кроме жителей Москвы, недовольство перекрытием улиц выражают и жители других городов. Например, Новосибирска, Липецка и Красноярска, хотя там пробки меньше, чем в столице.

 

Утраченная технология

 

То, что организаторам парада в Москве потребовалась лишняя тренировка, эксперты объясняют по-разному.

 

По словам обозревателя газеты «Военно-промышленный курьер» Ильи Крамника, это связано с тем, что в ходе военной реформы значительно изменилась командная структура армии.

 

В частности, был ликвидирован Московский военный округ, занимавшийся подготовкой майских парадов: «Исчезла наработанная структура, которая годами и десятилетиями привыкла репетировать парады и могла выдавать их в виде готового продукта на-гора», - сказал Крамник.

 

Другой эксперт - Андрей Союстов - рассказал, что изменения были внесены и в состав «коробочек», которые будут маршировать по Красной площади: «К примеру, если раньше от Космической обороны маршировали курсанты, то теперь вместе с ними будут маршировать и офицеры, так что слаженности понадобится больше».

 

Особенность военного парада в том, что любая ошибка, допущенная кем-либо из его участников, отражается на проведении всего мероприятия.

 

Сколько?

 

Цена, в которую обходится парад, военными обычно не раскрывается. Для города, по разным подсчетам, проведение такого мероприятия обходится более чем в 80 миллионов рублей, включая затраты на обеспечение хорошей погоды с помощью специальных самолетов.

 

В прошлом году московское правительство Юрия Лужкова заявило, что потратило на подготовку и проведение парада 120 миллионов рублей.

 

Город потратился на «реконструкцию гранитного и брусчатого покрытия на Манежной площади (около 6 млн рублей), усиление стоек под Большим Москворецким мостом (7,5 млн), ремонт порталов пешеходного тоннеля Большого Каменного моста (1,6 млн рублей)», - сказал тогда Интерфаксу представитель мэрии.

 

Те, кто выступает против проведения парадов, отмечают и то, что от прохода тяжелой бронетехники наносится ущерб не только дорогам, но и исторические здания, и подземным водам.

 

Критика

 

Многие недовольны и самой идеей проведения военного парада с техникой.

 

«Ельцин сделал правильно, когда отменил парады с тяжелой техникой. Были парады с участием людей, которые воевали, представителей разных родов войск, но не было техники, и все было компактно. То, что сейчас стали возить технику - это и пробки, и ремонт дорог после этих парадов. Очевидно, что эти деньги можно было направить на поддержку ветеранов», - приводит Интерфакс слова лидера движения «За права человека» и активиста оппозиционного движения «Солидарность» Льва Пономарева.

 

Военная техника перестала участвовать в московских парадах в 1990 году. В 1995-м было сделано исключение, так как праздновалась 50-летняя годовщина окончания войны. Но тогда танки и тягачи с ракетами прошли по Кутузовскому проспекту. Традицию возродили лишь в 2008 году.

 

Как полагает заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц, теперь этот парад выглядит как «попытка сыграть на милитаристских атавистических эмоциях значительной части российских граждан».

 

Впрочем, как подсчитали социологи из «Левада-центра», почти 80% россиян намерены в этом году смотреть трансляцию парада по телевидению. По их данным, три года назад заинтересованных респондентов было меньше на 8%.

 

По мнению военного историка Андрея Союстова, у людей при виде военной техники на параде возникает ощущение защищенности: «Если у нас есть такое, то можно жить спокойно. И это дорогого стоит».

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.