В ходе состоявшегося в Душанбе саммита ОДКБ президент Армении Серж Саргсян предложил активировать миротворческий компонент этой организации, и в качестве необходимой для этого структуры предложил Центр по подготовке бригады миротворцев в Армении. По сути это, наверное, единственное конкретное предложение, с которым выступил Серж Саргсян на саммите ОДКБ.
 
Причем, очень трудно сказать, насколько это предложение исходит из интересов Армении.

Проблема в том, что это предложение - не что иное, как просто предложение о том, чтобы превратить Армению в военную базу для миротворцев ОДКБ. Центр по подготовке миротворцев будет означать постоянное присутствие миротворцев ОДКБ в Армении. Точнее, это будет присутствие российского миротворческого контингента, поскольку казахские, белорусские или киргизские и таджикские миротворцы вряд ли что-то «потеряли» в Армении.
 
Предложение Армении, по всей вероятности, является ответом России на открытие учебного центра НАТО в Грузии. В ответ на это Россия, судя по всему, потребовала от Армении выступить с предложением о создании центра миротворцев, с помощью которого Москва увеличит свое военное присутствие в Армении.
 
Пока это присутствие обеспечивает в Армении 102-ая военная база, которая пока больше убила граждан, чем принесла какую-либо практическую пользу безопасности Армении. В стране есть и пограничные войска РФ, которые после развала СССР охраняют границы Армении с Ираном и Турцией. И вот Москва фактически начала процесс размещения третьего военного компонента в виде Центра по подготовке миротворцев ОДКБ. То есть увеличивается уровень российской военной милитаризации Армении. Это, естественно, будет представляться как рост уровня безопасности, но если такое российское военное присутствие и обеспечивает какую-то безопасность, то исключительно безопасность российской империи в Армении.
 
Наверное, вовсе не случайно Серж Саргсян во время встречи в Москве с Путиным 7-го сентября подчеркнул, что сообщит подробности относительно ситуации на армяно-азербайджанской границе на саммите ОДКБ. Это очевидным образом свидетельствовало о том, что речь идет о представлении какого-то предложения со стороны Армении, и сейчас, ознакомившись с характером этого предложения, становится очевидно, что поручение относительно этого предложения Армения получила от Москвы. В противном случае, если бы речь шла об интересах Армении, то предложение Еревана носило бы более практический характер и более предметно затрагивало бы проблему противостояния Армении внешней угрозе.
 
Миротворцы, как правило, не предотвращают опасность, а всего лишь устанавливают какое-либо международное влияние, смотря, под каким покровительством они выступают. Следовательно, если речь идет о миротворцах ОДКБ, то это означает, что речь идет об установлении российского влияния, а не об обеспечении безопасности Армении. Более того, миротворцы обычно приходят «властвовать над руинами», и в этом смысле предложение, сделанное ОДКБ, никак не помещается в рамки интересов и безопасности Армении.
 
Параллельно с этим создание в Армении Центра миротворцев ОДКБ, которое предложил Серж Саргсян, по сути будет означать переориентировку миротворческой бригады Армении в сторону российского подчинения. Эта бригада была создана как взвод, потом развернулась при поддержке НАТО, участвовала в ряде действий под покровительством НАТО, получила довольно высокие оценки, отличилась своей высокой подготовкой, считалась одной из самых передовых единиц Вооруженных сил Армении. И на основе Центра этой бригады создается Центр по подготовке миротворцев ОДКБ, что означает, что миротворцы Армении постепенно перейдут от партнерства с НАТО под покровительство ОДКБ, то есть, миротворцы Армении будут иметь дело с НАТО в той степени, которая будет соответствовать рамкам партнерства НАТО-ОДКБ. А по этой части сегодня даже партнерства нет, и отношения постепенно обостряются.
 
То есть, предложение Сержа Саргсяна отрезает бригаду армянских миротворцев от НАТО, во всяком случае, в среднесрочной перспективе. Это еще одно свидетельство того, что предложение исходит не из интересов Армении и проблем безопасности, а обслуживает чисто российские интересы.
 
Таким образом, после встречи Путин-Саргсян 7-го сентября и последующих событий, например, заявления представителя президента РФ о визите руководителя Крыма в Армению, и саммита ОДКБ 15-го сентября Армения вступила в очередную стадию давления и существенно поддается этому давлению. Эта стадия следует за летним периодом, когда Армения позволила себе в военно-политическом и экономическом плане несколько важных шагов в западном направлении.
 
По всей вероятности, Россия переходит к контратаке, и в этом плане остаются открытыми несколько важных вопросов: уступила ли Россия Западу за это время? Получила ли она право увеличить давление на Армению? Перешла ли Армения какие-то границы, и поэтому Москва решила сжать свое кольцо? Достигла ли Москва определенных договоренностей с Анкарой и Баку для торможения активирующейся и увеличивающейся роли Вашингтона? Делает ли Серж Саргсян очередные уступки России, чтобы не получить удар по внутриполитическим позициям и обеспечить прочность власти, как два года назад в сентябре?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.