Тигран Саркисян еще уступит свой почетный титул самого неудачливого премьер-министра своему преемнику – Овику Абрамяну, учитывая способности Овика Абрамяна и состояние экономики Армении. Причем, если у Тиграна Саркисяна были ресурсы для «растрачивания» (например, увеличение внешнего долга), то у О.Абрамяна нет ресурсов. Существует четыре основные проблемы, на которые О.Абрамян, как премьер-министр, явно не в состоянии адекватно реагировать.
 
Первое – это то, что старые и ожидаемые санкции в отношении России постепенно делают свое черное дело. В январе в России был зафиксирован спад производства промышленных товаров, а в феврале – всего лишь рост на 0,9 процентов. Это достаточно низкий показатель по сравнению с последними прогнозами, сделанными в конце 2013 года. Результат для Армении появился очень скоро. Если в январе внешние трансферты из России еще продолжали расти (по сравнению с январем прошлого года), то в феврале они снизились. Если в феврале прошлого года поступление трансфертов из России в Армению составило около 85 миллионов долларов, то в феврале текущего года оно составило 84,5 миллионов долларов. Подобного спада трансфертов (по сравнению с тем же периодом прошлого года) еще не было с 2009-го года. Очевидно, что этот спад будет продолжаться и углубляться в последующие месяцы, и О.Абрамян здесь ничего не сможет сделать.
 
Второе - снижение объема внешних трансфертов и ВВП можно ожидать не только по причине ухудшения состояния экономики России, но и по причине роста эмиграции из Армении. После установления упрощенного порядка получения гражданства России, многочисленные граждане Армении станут гражданами России. Таким образом, они смогут также с легкостью перевезти свои семьи в Россию, чего они не делали раньше, когда не были гражданами. А, когда начнут эмигрировать семьями, то больше не будет необходимости посылать деньги в Армению. Эта политика России не может иметь никаких исключений для каких-либо постсоветских стран, поскольку, русским очень трудно будет объяснить, почему делают исключение для Армении, или, скажем, для Таджикистана. В этом вопросе тоже наш новый премьер-министр бессилен, и вряд ли сможет найти какое-либо творческое (креативное) решение.
 
Третье - рост международных цен на медь в последнее время замедлился и остановился, что непосредственно повлияло на объемы экспорта Армении. В январе-феврале текущего года они уже снизились на 3,2 процента. Наш экспорт снизится также параллельно с ухудшением экономики России, поскольку, существенная часть нашего экспорта приходится на эту страну. В этом случае, тоже автор мысли «для политики много ума не надо» (выражение Овика Абрамяна) вряд ли сможет найти решение (если даже сможет понять серьезность проблемы).
 
Четвертое - единственным ресурсом О.Абрамяна, пожалуй, как и его предшественника, могли стать кредиты из Всемирного банка и Международного валютного фонда для заполнения пробела, образованного в результате снижения экспертной валютной выручки и трансфертов, поступающих в страну. Однако, О.Абрамян не может это сделать по двум причинам. Во-первых, внешний долг Армении уже достаточно большой – около 4-х миллиардов долларов, что не оставляет возможности для дополнительного кредита. Во-вторых, вряд ли О.Абрамяну Запад доверит средства (в этом вопросе, возможно, у Тиграна Саркисяна было преимущество перед О.Абрамяном). Учитывая также плохую репутацию Армении во внешнем мире, и испорченные отношения с Западом, можно представить реакцию Запада на новый экономический кризис в Армении.
 
Так что, уже можно посочувствовать новому премьер-министру не только по случаю понижения в должности (председатель Национального Собрания, согласно Конституции Армении, более высокопоставленный чиновник), но и по случаю получения титула самого неудачливого премьер-министра Армении.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.