Согласно сообщению известного  турецкого издания Todays Zaman со ссылкой на дипломатические источники, Турция обратилась за поддержкой к Швейцарии, которая, по мнению Анкары, может посодействовать разрешению конфликта между Арменией и Азербайджаном, что создаст возможность для восстановления отношений Анкары с Ереваном.

Ранее официальная Анкара достаточно жестко  заявляла о  своей  позиции относительно  открытия армяно-турецкой границы, отмечая  такую возможность лишь при условии  освобождения  оккупированных азербайджанских территорий.

Как отмечено в  публикации, со ссылкой на  мнение министра иностранных дел Турции Ахмета  Давутоглу, в случае, если Швейцарии удастся убедить Ереван освободить оккупированные территории, Анкара откроет границу с Арменией.

В принципе, вполне закономерно, что правительство Турции «сделало ставку» на помощь Швейцарии в данном  вопросе. 

Как принято  считать, из всех существующих в современном мире видов нейтралитета швейцарский — наиболее длительный и последовательный. Ведь именно, Швейцария не раз представляла третьи государства, в случаях, когда  были прерваны дипломатические отношения.

В свое время это были  интересы СССР в Ираке в 1955 году, Великобритании в Аргентине  во  время англо-аргентинского конфликта1982 года.

А сегодня Швейцария представляет интересы США на Кубе и в Иране,   интересы Кубы в США, интересы Российской Федераци в Грузии после  разрыва дипломатических отношений между этими странами в 2008 году.

В то же время, непосредственно страна предоставляет  свою территорию для прямых переговоров между участниками конфликтов,  в частности  нагорно-карабахского, абхазского и южноосетинского,  проблем по  кипрскому  урегулированию, сирийскому вопросу, иранскому атому и проч.

К тому же, по принципу ротации в  предстоящем 2014 году Швейцария станет страной председателем ОБСЕ, а основной формат по урегулированию нагорно-карабахского конфликта – это Минская Группа, созданная в рамках именно этой организации.

Ранее Министр иностранных дел Швейцарии заявлял, что одним из приоритетов Швейцарии, как страны председателя ОБСЕ, будет содействие урегулированию конфликтов на Южном Кавказе путем диалога и восстановления доверия.

Тем не менее, без всякого  скепсиса думается, что в случае нагорно-карабахского конфликта, и вопроса нормализации армяно-турецких отношений, Швейцарии придется приложить максимум усилий…

Со стороны  Азербайджана нет никаких проблем в  плане решения  этого   вопроса. То же самое заявляет и официальный Ереван. Но на деле с  Арменией, все конечно обстоит  иначе – именно эта страна всячески саботирует продвижение в урегулировании конфликта, стремясь законсервировать статус-кво на неопределенное время.

Швейцария – «игрок с давним  опытом»…

Комментируя 1news.az посредническую роль Швейцарии в урегулировании межнациональных конфликтов, в частности  армяно-азербайджанского конфликта, а также  возможное  сближение Анкары и Еревана, с вытекающими отсюда последствиями,   российский   политолог Андрей Епифанцев придал значимость  имеющемуся  опыту   Швейцарии в процессах урегулирования конфликтов на Южном Кавказе, указав на российско-грузинский вопрос.

Политолог  также отметил  ее помощь в создании армяно-турецких протоколов, подчеркнув, что подписание состоялось именно в швейцарском Цюрихе.

По его словам,  в этом отношении ту активность, которую Швейцария  сможет проявить в роли будущей страны-председателя ОБСЕ, конечно же, стоит приветствовать.

«Вместе с тем, нельзя не заметить, что значительных прорывов и каких-то практических достижений швейцарские посредники в регионе Южного Кавказа, к сожалению, не смогли добиться, что, конечно же, произошло не по их вине, а по причинам крайне резкого расхождения позиций конфликтующих сторон – России и Грузии, при котором нахождение взаимоприемлемого варианта, по крайней мере, сейчас представляется очень сложным. Думаю, что примерно это же нас ожидает и сейчас.

Не все готовы к компромиссам, а без них ни один посредник, насколько бы опытен он не был, не сможет достичь результата»,-заявил политолог.

В свою очередь известный российский аналитик Дмитрий Верхотуров, в комментарии   1news.az отметил, что  Женева – будучи  центром международной дипломатии, где  есть  представительство ООН, является  самой  удобной  переговорной  площадкой  для решения этого вопроса.

По его словам,  Швейцария  привлекательна   в роли посредника на переговорах между Турцией и Арменией, тем, что  не имеет особо близких и тесных отношений  с той, или другой стороной карабахского конфликта.

Цюрихские протоколы как  инструмент  для отступления…

Однако, вернемся к  статье. Газета отмечает, что ранее Турция и Армения  подготовили  своего рода «дорожную карту», когда страны подписали Цюрихские протоколы в 2009 году, но  она не принесла ожидаемых результатов,  из-за «недоговоренностей» между  конфликтующими сторонами, в вопросе  урегулирования нагорно-карабахского конфликта, что было одним из условий для реализации протоколов.

Напомним, что в Цюрихе 10 октября 2009 года главы МИД Турции и Армении Ахмет Давудоглу и Эдвард Налбандян подписали Протоколы о нормализации двусторонних отношений.

Для вступления в силу этих протоколов необходимо, чтобы их ратифицировали парламенты обеих стран.
 
Однако  протоколы, подписанные в Цюрихе, до сих пор не ратифицированы, поскольку  правительство Турции справедливо  заявляло, что отношения между Анкарой и Ереваном будут восстановлены лишь после того, как Армения освободит оккупированные азербайджанские земли.

Напомним, что в настоящее время  между Турцией и Арменией отсутствуют дипломатические отношения, граница между ними закрыта с 1993 года.

Причиной этого оккупация армянскими ВС азербайджанских территорий.

Между тем, Андрей Епифанцев, придал  Цюрихским протоколам   важную политическую  окраску. 

По его словам, не будучи реализованными на практике, они тем не менее, показали новые грани реальности, а именно: а) стремление, по крайней мере, турецких и армянских властей   к разрешению ситуации, их способность идти навстречу друг другу и искать компромиссы, б) неготовность обществ всех  вовлеченных сторон  идти на уступки, даже если власти им их предлагают.

Возможно, российский эксперт имел в виду то, что  власти Армении,  находясь  под прессингом   зарубежной армянской диаспоры, - играющей  основную ключевую роль в финансировании страны  и сепаратистского режима в НК, сразу после подписания протоколов стали категорически отрицать связь между турецко-армянским вопросом и процессом урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Турция за  открытие  границ в обмен на …

По мнению же Дмитрия Верхотурова,  позиция Турции проста и понятна: открытие границ и нормализация отношений с Арменией в обмен на освобождение территорий.

«Эта позиция, политически понятна,  но стоит отметить, что все же территория т.н. «НКР» не является официально частью Армении. Это какое-то странное образование с нулевым статусом, что сильно затрудняет вопрос.

Ясно, что армянская сторона всецело поддерживает сепаратистов, но все же, вряд ли имеет над ним такую власть, чтобы его упразднить в единоличном порядке.

Кроме того, т.н. «НКР» позиционируется Ереваном как самоопределение карабахских армян, и ратификация предложенных протоколов означала бы, что Армения официально взяла бы на себя ответственность за т.н. «НКР» и все связанные с ней проблемы», – пояснил аналитик.

По его убеждению, конечно, армяне на такое не пойдут.

«Следовательно,   несмотря на жест доброй воли Турции, который очень важен в этом конфликте, ситуация в целом не сдвинется с мертвой точки. Хотя, сама по себе инициатива Турции и «ответные шаги Армении», пусть бы и на словах, заслуживает   одобрения», - отметил российский аналитик.

Решение конфликта процесс длительный…

По мнению же известного азербайджанского эксперта, депутата Милли Меджлиса АР Расима Мусабекова, возможность подключения Швейцарии к процессу урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта в принципе логически обоснована.

По его словам, Швейцария участвовала в так называемом сближении Турции и Армении, а в следующем году будет председательствовать в ОБСЕ.

«С учетом того, что Минская группа тоже инструмент ОБСЕ, Швейцария может более активно участвовать в процессе урегулирования всего комплекса вопросов, как армяно-азербайджанских, так и армяно-турецких. Но решающего фактора это иметь не будет», - сказал он.

Как отметил Расим Мусабеков, возвращение пяти оккупированных районов было предусмотрено всеми проектами возможных соглашений, однако это еще не означает окончательного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

«Это означает серьезное продвижение в урегулировании вопроса, но конфликт и его окончательное решение - это достаточно длительный процесс», - сказал он.

«Скажем, если армяне заявят, что готовы вернуть нам пять оккупированных районов взамен того, чтобы мы признали присоединение Нагорного Карабаха и еще двух районов к Армении… Нам разве это подходит? Так что, вопрос возвращением пяти районов не исчерпывается», - указал политолог.

Уместно напомнить, что ранее министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров  заявлял о том, что вывод армянских вооруженных сил с оккупированных азербайджанских территорий даст огромные возможности для развития региона и может стать ключом к скорейшему решению нагорно-карабахской проблемы.

Де-оккупация - как фактор неизбежности для армян…

По оценкам ряда азербайджанских экспертов,  первым  шагом к мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, действительно может стать именно вывод армянских войск с оккупированных азербайджанских земель.

Иных вариантов избежать экономического и демографического коллапса у Армении нет. Так что, впереди у Еревана  большая работа  «над ошибками».

Официальная статистика показывает, что в сегодняшних реалиях за чертой бедности проживает треть армян, безработица перешагнула 16% рубеж, в то время как   армянский Госстат, заявляет о росте ВВП более чем 7%.

На  самом же  деле  динамику роста в стране отражает   уровень государственного долга и показатель оттока капитала.

На сегодняшний день  внешний долг  страны отмечается на уровне свыше 4 млрд. долларов, а если  учесть, что в минувшем  году вывоз капитала  из республики составил порядка  полмиллиарда долларов, говорить о стабильности национальной денежной единице — драме не приходится.

В то же время, показатель прямых иностранных инвестиций в   Армению в минувшем  году упал на 27,5%, что также  весьма удручающий  факт для армянской экономики, которая  кое-как держится на  гастарбайтеровских  переводах из России, достигающих  порядка 2,5 млрд.  долларов в год (четверть ВВП).

В  деградирующей  Армении население   стремительно покидает страну, и  даже так называемы рост  ВВП на уровне  7% в год, о котором  сообщает  государственный  статистический комитете никак не рушит миграционные планы  граждан.

Так, по результатам исследования, проведенногосоциологической службой Gallup, 40% жителей Армении готовы  покинуть страну.

По статистике только в 2011 году страну  покинули почти 43 тысяч граждан, а  в прошлом году  общее число  граждан покинувших страну достигло 42 тысяч.

Процесс раскола  в общественном  сознании граждан страны, провокатором которого  были и есть высокая  инфляция, нищета и  безработица будет продолжаться до тех пор, пока  режим  Саргсяна будет и дальше гнуть  оккупационную политику, обрекающую Армению на изоляцию практически от всех региональных проектов, инициируемых лидером Южного Кавказа - Азербайджаном.

Нет такой модели государственного строительства, которая позволила бы выстроить эффективное государство, способное обеспечивать экономический рост и стабильность, игнорируя связи с соседями. Закрытые границы на Востоке и Западе фактически обрекают Армению на дальнейшее скатывание в пропасть.

Однако ситуация может  кардинально измениться, прислушайся Армения к здравому смыслу и начни она освобождение оккупированных территорий Азербайджана. Это, как неоднократно отмечал Баку, станет показателем конструктивности Еревана, что создаст возможности для достижения прочного мира на Южном Кавказе.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.