Ереван - В четверг поступила официальная информация о том, что национальный авиаперевозчик Армении – компания «Армавиа», приняла решение о приостановлении полетов с 1-го апреля 2013 года и начале процедуры банкротства. Это уже второе банкротство национального авиаперевозчика - в 2003 году подобная судьба постигла «Армянские авиалинии».

«Армавиа» начинает процедуру банкротства

История проблем «Армавии», разговоры о ее больших долгах и возможном лишении  лицензии на осуществление полетов, о которых много писали СМИ, получила сегодня неожиданное развитие. Пресс-служба компании сообщила, что  »Армавиа», приняла решение о приостановлении полетов с 1-го апреля 2013 года и начале процедуры банкротства.

«Авиация – это та область, где нельзя останавливаться на достигнутом. В течение трех лет, владелец  авиакомпании «Армавиа» вкладывал средства из других бизнесов для поддержания авиаперевозчика. Однако, на сегодняшний день ситуация такова, что продолжать работать таким образом  больше нет возможности. Поэтому принято решение приостановить рейсы и начать процедуру банкротства компании», - говорится в сообщении.

В документе также отмечается, что мировой экономический кризис 2008 года стал причиной банкротства многих зарубежных авиакомпаний, в частности а/к «Кубань»,  »Аэросвит», Red Wings, American Airlines, «Малев»  и другие.

Долги и споры вокруг SuperJet

О том, что владелец авиакомпании, президент «МИКА Лимитед» и один из крупнейших армянских предпринимателей Михаил Багдасаров хочет продать «Армавиа», стало известно еще в ноябре 2012 года. Основной причиной продажи  Багдасаров назвал экономический кризис, а также убытки от эксплуатации новейшего российского самолета SuperJet.

«Армавиа» вернула в прошлом году ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) первый из заказанных ею двух самолетов Sukhoi SuperJet 100, мотивировав это плохим качеством сборки самолета. Второй так и не был поставлен, а сам Багдасаров заявил об отсутствии долга перед  ГСС.

Однако, в «Гражданских самолетах Сухого» заявили, что «Армавиа» не выплатила за первый эксплуатируемый самолет порядка 4 миллионов долларов, и что компания не может вернуть самолет, так как воздушное судно находится под обременением у одного из армянских банков и если они откажутся от самолета, то они должны снять с него обременение.

Багдасаров парировал, отметив, что если бы у производителя был покупатель на самолет, то ГСС давно бы уже сами сняли его с обременения.

Однако, как утверждают армянские СМИ, долги «Армавиа» не ограничиваются лишь задолженностью перед ГСС. Как пишет газета «Айкакан жаманак», компания имеет непогашенный кредит в 22 млн. долларов перед Банком ВТБ (взятый для покупки Sukhoi SuperJet 100), а также задолженность по зарплате перед своими сотрудниками за 2-3 месяца.

А кто покупатель?

По данным печатных СМИ, Багдасаров намерен продать авиакомпанию за $50 млн., однако покупателей отпугивает то, что помимо этой суммы новый владелец будет вынужден взять на себя и огромные долги “Армавиа”. 

Что касается возможных покупателей, то в конце прошлого года Багдасаров заявил  »РБК daily», что «среди претендентов нет российских инвесторов, но есть итальянцы, покупатели с Востока».

Согласно армянским СМИ, самую большую заинтересованность в покупке авиакомпании проявлял другой крупный армянский предприниматель, лидер партии «Процветающая Армения»  Гагик Царукян,  однако по их информации, бизнесменам не удалось договориться.

Также согласно газетам, переговоры ведутся с двумя зарубежными компаниями – американской и итальянской.

В соответствии с муссируемыми в СМИ слухам, на встрече с Багдасаровым Царукян убеждал его объявить компанию банкротом, после чего намерен был ее купить, однако против этого выступило правительство, желающее, чтобы продажа состоялась после выплаты долгов по зарплатам, дабы избежать возможных акций протеста.

В свою очередь пресс-секретарь Царукяна Иветта Тоноян, комментируя слухи, заявила, что «Гагик Царукян никогда не имел и не имеет намерения купить «Армавия». «Эти сведения безосновательны», - сказала она.

После банкротства…

После объявления «Армавиа» о начале процедуры банкротства, возникает ряд вопросов, в частности, кто возьмет на себя осуществление рейсов компании. Хотя ее пресс-служба заявила, что приостанавливает полеты с 1 апреля, однако сегодня ни один рейс «Армавиа» из аэропорта «Звартноц» не был осуществлен.

Всех интересует и судьба компании – будет ли она продана или национализирована. К примеру, Общественный совет Армении предлагает частично национализировать «Армавиу».

«Мы считаем, что Армения должна иметь национального перевозчика, который будет зарегистрирован в Армении, и большая часть кадров которого будут армянами», - заявил журналистам председатель Общественного совета Вазген Манукян, добавив, что частичная национализация авиакомпаний - от 30 до 51% акций, принята во многих странах. 

Он также отметил, что наличие национального авиаперевозчика для Армении имеет чрезвычайно важное стратегическое значение. «В случае войны, если у нас не будет собственных авиалиний, полеты из других мест могут быть запрещены, и мы просто окажемся в полной блокаде», - пояснил он.

Кроме того, у всех еще в  памяти акции протеста бывших сотрудников “Армянских авиалиний”, которых  фактически бросили на произвол судьбы, и которые многие годы вели борьбу, требуя вернуть невыплаченные  компенсации за профзаболевания.

Хочется надеяться, что в ближайшее время соответствующими структурами будут даны ответы на все вопросы, а сотрудники «Армавиа» и ее пассажиры узнают, что их ожидает.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.