28   ноября,   по   заявлению   министра   по   вопросам   реинтеграции  Пааты Закареишвили,  вопрос  о  возможном  восстановлении  прерванного  20  лет  назад железнодорожного  и  автомобильного  сообщения  с  Россией  через  территорию Абхазии,  был  снят  с  повестки  дня.  Хотя,  идея,  высказанная  Закареишвили  2 ноября  российской  газете  «Коммерсант»,  вызвала  неоднозначную реакцию  со стороны  политиков  и  аналитиков  многих  стран.


По  мнению  самого Закареишвили,  восстановление  железнодорожного  сообщения могло  бы  способствовать  урегулированию  политической  ситуации  с  абхазами. «Этой  железной  дорогой  смогут  пользоваться  все:  Россия,  Грузия,  Армения» – говорит  министр  реинтеграции.  В  прямом  эфире  радио  «Коммерсант»  он  также отметил,  что «восстановление  железнодорожного  сообщения  с  Россией  через Абхазию  может  принести  серьезную  выгоду  грузинской  экономике.  Грузинские фермеры,  грузинские  предприниматели  получат  возможность  дешево, быстро и легко  вывезти  в  Россию  продукцию  с  помощью  железной  дороги».

Против  позиции  Закареишвили  выступил  лидер  партии  «Европейские демократы»  Паата  Давитаиа.  По  его  мнению,  восстановление   железнодорожного  и автомобильного  сообщения  с  Россией – страной,  которая  не  признает государственности  Грузии  и  оккупирует  ее  территории,  является  категорически неприемлемым.

Читайте также: Представитель премьера Грузии по РФ - Предлагаем Москве возобновить разговор

Эксперт  Сосо  Цискаришвили  считает  невозможным  восстановление железнодорожного  сообщения  без  согласия  абхазской  стороны.  По  его  мнению, «Абхазия  и  без  участия  Грузии  легко  может   вести  экономические  отношения  с российской  стороной,  и  без  доброй  воли  со  стороны  абхазов,  в  случае восстановления  сообщения,  железнодорожная  линия  может  превратиться  в  опасный  транзит  и  стать  объектом  диверсий».


Примечательно,  что  инициатива  Закареишвили  была  отрицательно  воспринята самой  абхазской  стороной.  По  заявлению  секретаря  совета  безопасности   Станислав  Лакобы,  Абхазия  не  получала   официального  предложения  со  стороны Грузии  в  связи  с   восстановлением  железной  дороги.  По  мнению  Лакобы,  в  том случае,  если  официальный  Тбилиси   обратится  к  абхазской  стороне,  данное предложение   все   равно  будет   неприемлемым.    «Это   предложение   имеет политическую  подоплеку,  с  целью  вернуть  беженцев, однако  те,  кто  хотел вернуться,  уже  вернулись.  Это  предложение  не  попахивает  даже  железной дорогой,  однако   может  привести  к  эскалации  напряженности»  -  отметил  Лакоба.

Со  своей  стороны,  возможность  восстановления  железнодорожного сообщения между  Грузией  и  Россией  вызвала  резкую  реакцию  Баку.  В  частности, азербайджанские  политические  эксперты  и  отдельные  политики  выразили довольно  негативную  позицию  в  связи  с  данной  инициативой.  По  их   мнению, Грузия  становится  проводником  интересов  определенных  кругов  на  Западе, которые  стремятся  затормозить   процесс  урегулирования  нагорно-карабахского конфликта,  так  как  через  Грузию  станет  возможным  снабжение   102-ой  российской  военной  базы,  расположенной  в Гюмри.  Для  блокирования означенной  инициативы,  эксперты  не  исключают  возможности  использования энергетических  рычагов  со  стороны  Азербайджана  с  целью  политического воздействия  на  Грузию.

Также по теме: Усупашвили - Грузия должна перестать критиковать Россию

Несмотря  на  то,  что  Азербайджан  на  официальном  уровне  не  делал  заявлений  по поводу  возможного  восстановления  железнодорожного  сообщения  между  Грузией  и  Россией,  в  ответ  на  реакцию  со  стороны  Баку Закареишвили  7  ноября  заявил,  что  Грузия  никогда  не предпримет  шаги  против  государственных  интересов  Азербайджана.

Хотя,  эксперты  не  исключают,  что  в  будущем  правительство  Грузии   постарается убедить  Баку  в  безопасности  восстановления  железнодорожного  сообщения  для азербайджанской  стороны.  В  качестве  аргумента  грузинская   сторона  могла  бы привести   тот  факт,  что  в  Грузии  действует  запрет  на  транзит  российских  военных  грузов,  не  только  посредством  железнодорожного,  но  и  автомобильного  транспорта (трасса  Степанцминда–Садахло).

Явную  заинтересованность  предложением Закареишвили  выразила  только армянская  сторона.  В частности,  было  зафиксировано  заявление  посла  Армении в  Грузии  Оганеса  Манукяна,  в  котором  говорилось,  что  Армения   заинтересована  в  расширении  транспортной  инфраструктуры  Грузии.  По  мнению  политических экспертов,  возобновление  движения  на  данной  железной  дороге   снимет транспортную  блокаду  Армении,  в  которой  она  находится  благодаря  усилиям Турции  и  Азербайджана.  В  результате  этого  официальный  Баку  может  лишиться важного  рычага  воздействия  на  Армению  и  Нагорный  Карабах.  А  Анкара, предположительно,  могла  бы  задействовать  соглашения,  подписанные  в  Цюрихе  в  2009  году  на   основании   турецко-армянских   протоколов,  которые предусматривают  нормализацию  отношений  между  этими  двумя  странами, открытие  границ  и  снятие  ограничений  на  транспортное  сообщение,  так  как  в данном   случае  блокада,  объявленная  Армении  со  стороны  Турции, потеряет всякий  смысл.


Читайте также: Саакашвили - Россия оставит Грузию территориально разделенной

По  мнению  директора  Института  востоковедения   Национальной  академии  наук Армении  Рубена  Сафрастяна,  открытие  железнодорожного  сообщения   выгодно  для  Грузии.  Наряду  с  существующим   безальтернативным   маршрутом   восток-запад,  Грузия  может  получить  новый  транспортный  коридор  север-юг.  А  это уменьшит  зависимость  Грузии  от  Азербайджана  и  Турции.

Что  же  касается  России,  по  мнению  экспертов,  в  связи  со  всем   вышесказанным, она  придерживается  позиции  наблюдателя.  С  одной  стороны,  Россия,  которая снабжает  расположенную  в  Гюмри  базу  с  территорий   Ирана и  Центральной   Азии,  в  случае  восстановления  железнодорожного  сообщения  с  Грузией,  могла  бы снабжать  свою  военную  базу,   используя  более  короткий  путь.  Хотя,  Москва реально  осознает,  что  Тбилиси  не  допустит  транзита   российских   военных   грузов  через  свою  территорию – это  нанесет  ущерб  интересам  Тбилиси  и  будет   негативно  воспринято  западными  партнерами.  В  случае  эскалации  ситуации  в Иране,  Москва  также  не  сможет   осуществить  транзит  военных  грузов  и  живой силы  через  территорию  Грузии.

С  другой  стороны,  России  выгодно  противостояние  между  Грузией  и Азербайджаном  по  вопросу  железнодорожного  сообщения,  что  может  вызвать затруднения  в  эксплуатации  нефте-  и  газопроводов  (Баку – Тбилиси – Джейхан, Баку – Тбилиси – Эрзерум)  и  в  реализации   других   западных  проектов,  к  примеру, строительства  транскавказской   магистрали.

Из  всего  вышесказанного  следует,  что   позиции  различных  сторон  в связи с восстановлением  функционирования  железнодорожной  магистрали  между  Грузией  и  Россией  являются  спорными  и  неоднозначными.  Следует  отметить  и  то,  что инициатива  была  озвучена  лишь  на  уровне  идеи и не  носила  официального характера.  Для  ее  осуществления  необходимы  время  и  согласие  тех  стран,  через     территории  которых будет   проходить   железнодорожный   коридор.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.