В 1698 году из Шотландии вышли шесть кораблей с широким ассортиментом товаров — от шерстяных одеял, Библии и 25 тысяч пар кожаных ботинок до печатной машины, с помощью которых 1200 поселенцев планировали строить свое новое будущее. Местом назначения был район бухты Дарьен в Панаме, где «Шотландская компания заморской торговли» надеялась создать коммерческий центр, который соединял бы два океана. Тогда шотландское королевство пыталось отстоять свою независимость и страдало от экономического кризиса, а его население голодало.
Судьба экспедиции была горькой. Колонисты болели желтой лихорадкой и малярией, к которым их организм был непривычен, и умирали по дюжине в день. «Слова, которые повторяются в дневниках, письмах и отчетах шотландских поселенцев, это — комары, лихорадка и смерть», — пишет историк Тимоти Вейнгард в своей новой книге «Комар: человеческая история самого смертоносного хищника».
Шесть месяцев спустя, после того, как почти половина колонистов погибла, оставшиеся в живых — за исключением тех, кто был слишком слаб, чтобы двигаться, — вернулись на свои корабли и бежали. Тем не менее, они продолжали умирать, а их тела сбрасывали в море. Когда подмога прибыла в Дарьен, они обнаружили на пустынном берегу только заброшенный печатный станок.
Но, как пишет Вейнгард, в конечном итоге экспедиция дала результаты, которые запомнятся навсегда: огромный долг, оставшийся после неудачи проекта колонизации, заставил шотландцев, хоть и с неохотой, принять предложение Англии об унии в 1707 году. Комары Дарьена неожиданным образом привели к рождению Великобритании.
В книге Вейнгарда целый список таких историй. Оказывается, если вы ищете слова «комар», «болотная лихорадка» и «смерть», они повторяются на протяжении всей истории человечества (и до этого тоже: Вейнгард утверждает, что, когда астероид упал на Землю, динозавры уже вымерли из-за болезней, передаваемых комарами). Малярия разрушила доисторическую Африку до такой степени, что у негров возникла деформация кровяных клеток — серповидноклеточная анемия.
Эта болезнь унесла сотни тысяч жизней древних греков и римлян — и у народов, которые пытались с ними воевать — и сыграла важную роль в исходе войн. Гиппократ связывал вспышку малярии в конце лета с Сириусом. В 94 г. до н.э. китайский историк Сима Цянь писал: «В районе к югу от Янцзы земля низка и климат влажный; мужчины умирают в раннем возрасте». В III столетии эпидемия малярии помогла людям обратиться к преследуемой вере, которая обещала исцеление, и превратила христианство в религию, изменившую мир.
Вейнгард описывает смерть и страдания, которые вызывали болезни, переносимые комарами в разные периоды. Медсестра Флоренс Найтингейл назвала Понтинские болота под Римом «долиной смертной тени»; немецкий миссионер, посетивший юг Соединенных Штатов, писал, что эти места были «весной — раем, летом — адом и осенью — лазаретом».
Однако люди жили и умирали от болезней, переносимых комарами, тысячи лет, не понимая, как они возникают. Только в конце XIX века было научно доказано, что малярию распространяют комары. Ранее теория миазмов гласила, что причинами заразных болезней могут быть продукты гниения, содержащиеся в почве, воде (особенно болотной), отходах жизнедеятельности и т. п. Это отражено в самом слове «малярия» — от итал. mala aria, «плохой воздух».
Вейнгард утверждает, что в большей части военной истории случаи смерти от заражения комарами были более многочисленными и значительными по результатам, чем смерть в бою. Существует много типов малярии, разной степени опасности, и выживаемость особенно низка среди тех, кто столкнулся с новым типом болезни, от которого у организма нет иммунитета. В результате эндемическая малярия, характерная для определенной местности, часто выступает не только как проклятие, но и как своего рода защита от вторжений.
За 1500 лет до того, как шотландцы попытались обосноваться в Панаме, римляне попытались обосноваться в Шотландии, но попытке помешала местная разновидность малярии, которая, по оценкам, уничтожила половину из 80 тысяч римских солдат, отправленных туда. Местные типы возбудителей болезни уничтожили большую часть сил Ганнибала, когда они двигались через Италию, отвлекли армии Чингисхана от Южной Европы и не дали крестоносцам покорить Святую землю.
Военные стратеги, от Саладина до нацистов, использовали комаров, как отличное оружие. Наполеон приказал вырыть траншеи, чтобы залить позиции англичан водой и вызвать эпидемию малярии, которая впоследствии уничтожила 4000 английских солдат. Оливер Кромвель, английский завоеватель Ирландии, умер от малярии в 1658 году: он не принимал хинин, единственный известный тогда метод лечения, потому что это лекарство обнаружили католики (оно и называлось первоначально «иезуитской корой») — так он стал двойной жертвой — паразитарной болезни и религиозного фанатизма.
Когда Колумб прибыл в Новый Свет, комары там были неприятностью, но не переносили болезни (Вейнгард связывает это с иными методами ведения сельского хозяйства). Сифилис, вероятно, был единственной болезнью, которая пришла с запада на восток в рамках «Колумбова обмена». Но кровь испанских моряков и комары, попавшие на их корабли, изменили все. Всего через 22 года после того, как Колумб впервые ступил на землю Эспаньолы, перепись показала, что численность таинов — индейских племен, заселявшие до европейской колонизации Большие Антильские и Багамские острова, сократилась с 5 — 8 миллионов до 26 тысяч. Наряду с оспой и гриппом, болезни, переносимые комарами, согласно оценке Вейнгарда, привели к гибели 95 миллионов коренных американцев из 100 миллионов жителей Северной и Южной Америки.
Эта смертность позже способствовала развитию трансатлантической работорговли (и прибытию, с первыми африканскими рабами, малярийного паразита Plasmodium falciparum, вызывающего особенно опасную форму малярии, «молниеносную», которая выкосила немало новых европейских колонистов).
В целом, по оценкам Вейнгарда, комары уничтожили больше людей, чем любой другой фактор в истории — 52 миллиарда, почти половину всех людей, когда-либо живших на Земле.
В наши дни инсектицидов и осушения болот те из нас, кто живет в богатом кондиционированном мире, привыкли к привилегии не слишком много думать о комарах и опасностях, которые они несут. Но эти насекомые по-прежнему убивают более 800 тысяч человек в год, в основном в Африке. Напоминание Вейнгарда об их огромном потенциале разрушения приходит в нужное время.
Глобализация помогает распространяться новому поколению болезней, передаваемых комарами, которые ранее были ограничены тропиками. Между тем, изменение климата значительно расширяет территории, на которых могут процветать комары и передаваемые ими болезни. Недавнее исследование показало, что в следующие 50 лет еще более миллиарда человек могут заразиться инфекциями, передаваемыми комарами.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 1 Вейнгард утверждает, что, когда астероид упал на Землю, динозавры уже вымерли из-за болезней, передаваемых комарами - Ч0, правда? А морских рептилий тоже комарики убили? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 2 Жукомух, Всем известно, что жаба страшнее всех бед - она передушила половину человечества. 
| 4 Когда подмога прибыла в Дарьен, они обнаружили на пустынном берегу только заброшенный печатный станок = = = ...его перевезли в Сев.Америку... Ну, дальше вы знаете. 
| 1 Про Чингизхана уже столько всего понаписано, в последний раз читал, что монголы прекратили завоевания из за общей нищеты европейцев. Нечего было взять. Теперь оказывается их остановили комары Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 2 panalgin, тут все зависит от ангажированности историка и степени его упоротости. Например, западло, подпиндосники и либерастня пишут, что монголов остановили многочисленные каменные замки, которые им типа было влом штурмовать. Самые упоротые пишут, что их остановили немецкие рыцари. 
| 0 Жукомух, Вообще то последнее похоже на правду. Тяжелая кавалерия всегда была страшна для конных лучников. Это собственно основной способ борьбы с ними. 
| 3 Он отвлек армии Чингисхана от завоевания Южной Европы------видимо с историей очень плохо у человека Чингисхан не участвовал в западном походе на европу 
| 0 Поскольку часть монголов во главе с Мунке и Гуюком вернулась в Монголию, некоторые исследователи[6][31] считают, что дальнейшее движение на запад было предпринято Батыем по собственной инициативе. С другой стороны, источники сообщают об изначальном наличии у Батыя планов похода в Венгрию и Германию. И если венгерский король Бела IV попросту не отвечал на неоднократные посольства монголов, то император Священной Римской империи Фридрих II на монгольское требование об изъявлении покорности в 1238 г. ответил, что, как знаток соколиной охоты, мог бы стать сокольничим хана[32]. Так или иначе, но оставшиеся войска были разделены на несколько корпусов и в 1241 году продолжили свой поход на запад. 
| 0 Выделенные для похода в Польшу монгольские войска (по мнению Каргалова В.В. и Храпачевского Р.П. их было 3 тумена[6]) возглавили Байдар и Орду: огибая Карпаты с севера, они проследовали в Польшу через южную часть Берестейской земли[33]. Каргалов В.В. из этих сведений делает вывод о разрушении монголами Берестья[34]. В январе 1241 года они захватили Люблин и Завихост. 13 февраля 1241 года пал Сандомир[35]. В этот же день[36] они разгромили малопольское ополчение под Турском. Краковские войска воеводы Владислава Клеменса и сандомирские — воеводы Пакослава и кастеляна Якуба Ратиборовича пытались закрыть путь на Краков, но были разбиты соответственно под Хмельником (Шидловце) 18 марта и под Торчком 19 марта. 22 марта монголы заняли Краков, а затем Бытом. Краковский князь Болеслав V со своей матерью бежал в Венгрию, а затем какое-то время скрывался в цистерцианском монастыре в Моравии. 
| 0 После победы под Легницей монголы в течение двух недель оставались возле Отмухува (Силезия), где Байдар и узнал о приказе Батыя как можно скорее двигаться на юг, на соединение с основными силами в Венгрии. Т.о., будучи уже на границах Германской империи (у Майсена), монголы были вынуждены резко изменить свой маршрут. Поворот на юг пришёлся на беззащитную Моравию, через которую монголы проследовали в апреле (по другим сведениям в мае) 1241 года. К началу июня корпус Байдара уже точно находился в Венгрии. По пути ими были разгромлены Банска Штьявница, Пуканец, Крупина (в Словакии), а также Опава, Бенешов, Пршеров, Литовел и Евичко (в Чехии). 
| 0 С наступлением заморозков, войска Батыя, переправившись через замёрзший Дунай, приступили к осаде Буды, Фехервара, Эстергома, Нитры, Братиславы и ряда других венгерских городов. В этом районе действовали основные силы монголов под руководством Батыя. Корпус Кадана вновь отделился от Батыя, и во второй половине января 1242 году устремился в Хорватию, имея главной целью преследование и нейтрализацию Белы IV. Кадан разорил Хорватию (был сожжен Загреб). После бегства Белы IV в Далмацию, монголы под командованием Кадана вышли в марте 1242 года к крепости Клис (en), и не сумев её взять, двинулись дальше: в Сербию и Болгарию, где встретились с отошедшими из Венгрии и Моравии отрядами Батыя. Есть сведения о столкновении монголов с войсками Латинской империи. 
| 0 Завершение похода (1242) В марте 1242 года началось обратное движение монголов через Боснию, Сербию и Болгарию. Не желая вступать в конфликт с монголами, Болгария согласилась платить им дань. Существует четыре основные версии касательно причин завершения похода: В декабре 1241 года умер хан Угэдэй, что часть исследователей считает причиной возвращения Батыя на восток с целью принять участие в избрании нового хана. Монголы не желали выступать за пределы степного региона, который давал возможность обеспечивать кормом коней; Монгольские войска были обескровлены затяжным походом; Перед силами монголов изначально была поставлена задача провести разведывательный поход (подобно походу на Русь 1223 года), а окончательное завоевание предполагалось осуществить позднее[45]. 
| 0 Также описывает не имевшее место в действительности поражение монголов в Чехии весной 1241 года Краледворская рукопись, которая, как было доказано в конце XIX — начале XX веков, представляет собой подделку, изготовленную филологом, поэтом и одним из основателей Национального музея Вацлавом Ганкой в 1817 году. Матвей Парижский про поход монголов в Юго-Восточную и Западную Европу записал следующее: «...племя это бесчеловечное и лютое, не ведающее законов, варварское и неукротимое, которое тартарами зовется, предавая безумным и неистовым набегом северные земли христиан ужасному опустошению, повергло всех христиан в безмерный страх и трепет. Вот уже и Фризию, Гутию, Польшу, Богемию и обе Венгрии в большей их части, после того как правители, прелаты, горожане и крестьяне бежали или были убиты, неслыханной жестокостью как бы в пустыню превратили».
Показать новые комментарии (0)Жукомух
Омикрон Киля
diolymmyloid
panalgin
Жукомух
aversoft
russ_land
russ_land
russ_land
russ_land
russ_land
russ_land
russ_land
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)