Китайские летательные аппараты продолжают бороздить космические просторы, но в их разработке по-прежнему участвует Россия. Она отказывается продавать свои технологии Поднебесной, но направляет туда специалистов для экспертизы нового двигателя, разработанного китайцами. Sina задается вопросом, поможет ли это Китаю обогнать весь мир по количеству запусков аппаратов в космос?

Китай попросил Россию дать экспертную оценку функционирования двигателей для сверхтяжелой ракеты. Речь идет об устройстве, аналогичном российской модели РД-180. Учитывая, что испытания этого аппарата проводятся впервые, китайские специалисты не спешат самостоятельно делать выводы о технической стороне вопроса. 1 августа генеральный директор «Энергомаша» Игорь Арбузов заявил, что Пекин запросил у Москвы техническую помощь в оценке двигателей для сверхтяжелой ракеты, которые в настоящее время разрабатываются китайскими специалистами. Китай добился немалых успехов в этом вопросе. Сверхтяжелая ракета-носитель Чанчжэн-9 (название ракеты переводится с китайского языка, как «Великий поход», данная серия ракет-носителей названа в честь легендарного военного похода коммунистов Китая в 1934-36 годах — прим. ред.) может быть использована для полетов на Луну и исследования Марса. Постройка этого космического аппарата подчеркивает самодостаточность и мастерство китайских инженеров.

 

Несмотря на то, что сотрудничество РФ и КНР в аэрокосмической сфере расширяется, Россия все еще неохотно делится ключевыми технологиями. Так, например, ранее КНР обращалась к российским коллегам с намерением приобрести двигатель РД-180, однако Россия постоянно уклонялась от сделки. Китаю так и не удалось получить в свое распоряжение двигатель с большой тягой. Что касается США, которые вновь и вновь выступают с антироссийскими санкциями, Россия при всем желании не может прекратить с ними сотрудничество в космосе и продолжает заключать договоры о поставках двигателей РД-180. В конце июля две страны подписали очередной договор о продаже шести единиц РД-180.

Впрочем, китайская военная промышленность разделяет идею, что важнейшие передовые технологии не имеют цены. Если Китаю не удастся приобрести двигатели РД-180, это даст стимул собственной научно-исследовательской базе. Именно по этой причине китайские специалисты на постоянной основе проводят разработку собственного тяжелого ракетного двигателя нового поколения YF460, работающего на керосине и жидком кислороде, тяговооруженность которого составляет 500 тонн. В силу того, что Китай ранее не располагал двигателями такого класса, их разработка позволит Китаю повысить тяговооруженность в четыре раза по сравнению с другими двигателями этого типа. Данный проект предполагает применение широкого спектра высоких технологий, поэтому, по прогнозам экспертов, двигатель YF460 может быть выпущен уже в конце 2018 года, однако Китай все еще может столкнуться с рядом трудностей при использовании именно этого агрегата в новых ракетах-носителях Чанчжэн-9.

Россия располагает богатым опытом практического использования ракетных двигателей и соответствующих технологий, начиная с применяемого в собственных целях РД-170, заканчивая экспортируемым в США РД-180. Это доказывает надежность российских разработок и технологий. Что касается двигателя YF460, он будет установлен на важнейшей для Китая сверхтяжелой ракете Чанчжэн-9, грузоподъемность которой превысит 100 тонн. Ее собираются использовать для пилотируемых полетов к Луне и отправки беспилотных аппаратов к Марсу. В силу наличия серьезных научно-исследовательских целей, учитывая всю новизну данного проекта и сложности с эксплуатацией ракеты Чанчжэн-5, Китай вынужден идти проверенным путем — обращаться за помощью к России.

По мнению аналитиков, недавно подписанные договоры между РФ и КНР о техническом сотрудничестве в космосе, в том числе о сотрудничестве на околоземной орбите и в дальнем космосе, прокладывают обеим странам широкую дорогу в космос. Можно надеяться, что Китай в скором времени сможет получить двигатель РД-180, а российские инженеры, приглашенные Китаем, помогут провести экспертизу двигателя YF460. Это в полной мере демонстрирует уровень высокого доверия к России со стороны КНР. Впрочем, цель подобных действий однозначно заключается в снижении технических рисков, связанных с эксплуатацией китайского двигателя YF460 и обеспечении своевременного завершения постройки ракеты Чанчжэн-9. Поэтому, с учетом того, что в 2018 году Китай планирует совершить 35 запусков летательных аппаратов в космос и выйти по этому показателю на первое место в мире, новая сверхтяжелая ракета позволит Поднебесной добиться новых ошеломляющих результатов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.