Россия всячески старается ослабить Европейский союз, добиваясь расположения властей Венгрии и Греции и финансируя экстремистские политические партии Франции, Болгарии, Австрии, Испании, Италии, Германии и Бельгии. При этом она наращивает свою агрессию на Украине и все больше угрожает другим соседним странам. А в прошлом месяце Владимир Путин заявил, что Россия планирует пополнить свой ядерный арсенал 40 новыми ракетами.

Разгорается новая холодная война. Как на это реагировать? Западу необходимо четко определиться со своим подходом.

Конфликт символически выражается в двух нарративах. Концепция Путина заключается в том, что после распада СССР США и Европа унизили Россию. Несмотря на протесты ослабленной России, НАТО и ЕС расширились к границам бывшего Советского Союза и превратились в непосредственную угрозу для суверенитета России. Примером этой угрозы стала поддержка Западом демократического движения на Украине, в Грузии и в самой России. Путин утверждает, что Россия противодействует этой угрозе для того, чтобы Запад относился к россиянам с уважением.

Противоположное видение конфликта состоит в том, что Запад в конечном счете победил в холодной войне. Содействие формированию рыночной экономики и распространение демократических принципов стало самым лучшим способом помочь бывшим советским республикам избавиться от коммунистического наследия. И поскольку Россия вела себя в Восточной Европе как агрессор, НАТО начала расширяться на восток, чтобы обеспечить этим странам безопасность. А чтобы способствовать развитию в этих странах рыночной экономики, было предпринято расширение ЕС.

Путин излагает свою версию конфликта, передергивая факты, но его доктрина заслужила доверие россиян. Чтобы погасить конфликт, стратегия Запада должна исходить из реалистической оценки этих двух альтернативных концепций и рационального анализа интересов обеих сторон.

В основу этой западной стратегии должны быть положены те же принципы, которые способствовали окончанию первоначальной холодной войны: конфронтация, политика сдерживания и взаимодействие.

Подтверждением заинтересованности Запада в независимой и демократической Украине могут стать санкции США и ЕС. Хотя санкции являются довольно грубым инструментом, они уже оказывают влияние на российскую экономику тем, что ограничивают доступ России к международным финансовым рынкам. В то же самое время НАТО может успокоить страны Балтии и заверить их, что взаимные обязательства стран альянса по обеспечению безопасности будут соблюдаться.

Реализацию замыслов Путина в отношении Украины и стран Восточной Европы можно было бы сдержать за счет поддержки украинской экономики со стороны ЕС. США могли бы разработать параллельный план по размораживанию энергетических резервов для их продажи в страны Европы, которые столкнулись с угрозой того, что Россия в будущем может отказать им в поставках газа.

Но одной конфронтации и политики сдерживания недостаточно. Пора активизировать дипломатический диалог с Россией, предложив ей вариант мирного соглашения на востоке Украины, которое выходит за рамки минских договоренностей и действительно может быть претворено в жизнь. Суверенитет Украины и безопасность ее границ с Россией можно было бы обеспечить в обмен на расширение автономии на востоке страны и защиту прав русскоязычного меньшинства под наблюдением ОБСЕ.

Для реализации этого способа деэскалации можно было бы предложить некоторые инициативы на определенных условиях. По мере выполнения условий соглашения по Украине по определенным критериям можно будет постепенно отменять санкции. Крымский вопрос можно было бы отложить, предоставив России постоянный доступ к Черному морю и не считая притязания России на аннексированную ею территорию нарушением международного права. В случае любого нарушения такого нового соглашения по украинскому вопросу можно было бы немедленно принять ответные меры в виде возобновления санкций и мобилизации сил обороны НАТО.

Помимо этого, существует и более широкое стратегическое видение потенциального сотрудничества между Западом и Россией. Европейский союз мог бы начать диалог с Москвой по вопросам экономических и торговых связей с новым Евразийским союзом.

Изолированная Россия, обвиняющая Запад во всех своих бедах, лишь усилит стоящую перед Европой угрозу холодной войны. Настало время возобновить дипломатическое взаимодействие, гарантией которого станут жесткие ответные меры в случае возникновения новой волны агрессии.

Джон Шэттак — президент и ректор Центрального Европейского университета, бывший заместитель госсекретаря по вопросам демократии, труда и прав человека, бывший посол США в Чехии.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.