В Сочи проходят XXII Зимние олимпийские игры. Кто завоюет золотые медали или установит мировые рекорды? Сейчас мы этого не знаем. Но мы можем быть уверены, что «Сочи-2014» войдут в историю как Олимпийские игры, в которых политика превалирует над спортом и где присутствуют важные сигналы, говорящие нам о формировании нового международного порядка.

Поэтому Сочи можно воспринимать как «игру внутри игры», указывающую на важные переломы и новые образования в «третьей Большой Игре» с точки зрения российской внешней политики и будущего международной системы.

Так, все заинтересованные игроки (и прежде всего Россия) в течение некоторого времени соревнуются друг с другом и с помощью различных методов и средств формулируют через «Сочи» определенные посылы. В частности, об этом свидетельствуют теракты, совершенные в октябре и декабре 2013 года в Волгограде, а также акции бойкота со стороны некоторых политических лидеров. Ограничим послания, о которых здесь идет речь, Россией, Западом и Турцией.

***

Мы видим, что для России Сочи обладает огромным значением, которое можно охарактеризовать как демонстрацию силы, выход новой России на международную арену, а также как шоу лидера страны Путина, называемого «новым царем». Наиболее характерный в этой связи показатель – отсутствие экономии в расходах на организацию и проведение Олимпиады.

Данный аспект наблюдается и при взгляде на рассматриваемую проблему с точки зрения места проведения Олимпийских игр. В этой связи важно дать ответ на вопрос: «Почему Сочи?» Если учесть, что олимпиада совпадает со 150-й годовщиной «кавказской миграции», которая вошла в историю как одна из крупнейших трагедий и именуется «геноцидом черкесов», то ответ на этот вопрос более или менее проясняется.

Россия, очевидно, пытается посредством «Сочи» передать следующее:

1) «Сочи» – это «игра», с помощью которой новая Россия заявляет всему миру: «Я участвую в новой Большой Игре».
2) Сочи – это не только Кавказ, это еще и линия Прибалтика – Черное море – Каспий, а именно «Великая Россия».
3) «Кавказский синдром» подошел к концу.
4) В этом контексте политика «прямо на юг» будет набирать обороты.
5) «Политика ближнего зарубежья» перешла на новую стадию.

***

Так, бойкотирование олимпиады со стороны лидеров западных государств и некоторых стран постсоветского пространства выступает перед нами как важный показатель беспокойства в отношении вышеупомянутой новой России. Например, в основе реакций лидеров Польши, Литвы и Грузии лежит «советофобия».

Одно из важнейших событий, делающих эти опасения справедливыми, – это процессы «антиреволюций», начатые Россией в ближнем зарубежье, и борьба за сохранение ее сфер влияния на постсоветском пространстве (в частности, в Сирии). Последние события, произошедшие в Армении и на Украине в рамках вопроса о Таможенном союзе, - другие конкретные примеры, подтверждающих эту фобию. Бойкоты лидеров таких стран, как США, Великобритания и Франция, можно снова рассматривать в этом контексте, хотя мотивация здесь несколько другая.

Главный вопрос с точки зрения Запада – это не такие аспекты, как «демократизация», «права человека», «свобода слова» и пр. И даже инцидент с Эдвардом Сноуденом сам по себе не является действенным фактором. Главный аспект – это новая политика, которую проводит Россия на локальном, двустороннем и глобальном уровне и которая начала приносить плоды.

По этой причине Россия, так же как и в период проведения летней Олимпиады в Москве в 1980 году, столкнулась со своего рода операцией по «изоляции» и проведению разделения на «своих» и «чужих».

«Сочи» – это конкретный показатель того, что в ближайшее время напряженность между Россией и Западом будет лишь нарастать.

В частности, это подтверждают «скрытые кризисы», которые начинают проявляться в отношениях России и Германии, которые еще до вчерашнего дня были «лучшими друзьями». Украина – наиболее свежий пример такого положения дел. На Украине наблюдается «майданная борьба» между Россией и Германией. События на Балканах, прежде всего в Боснии, можно также отнести к этому новому процессу.

Этот «скрытый кризис» в двусторонних отношениях ощущается и на примере Сочи. Несмотря на приглашение и ожидание прибытия, глава Германии не почтила Сочи своим присутствием.

***

Но перейдем к Турции…

Тот факт, что премьер-министр Эрдоган посетил Сочи несмотря на бойкот западных лидеров и провел переговоры с Путиным, предполагает, что турецко-российские отношения развиваются вне западного поля. Во-вторых, Турция и Россия сохраняют свою решимость перейти к «плану действий по сотрудничеству в Евразии», созданному в ноябре 2001 года после терактов 11 сентября. В-третьих, турецкая внешняя политика независима. В-четвертых, в новом «ялтинском» процессе речь идет о новой Турции, которая ведет борьбу по избавлению от «синдрома 1944 года». Россия заметила это и не желает повторять ошибку Сталина.

Однако, с другой стороны, в турецко-российских отношениях сохраняются и деликатные моменты. Шаги России в Сирии, Средиземном и Черном морях, на Кавказе нельзя оставлять без внимания!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.