Москва – 12 августа 1937 года советский летчик Сигизмунд Леваневский, известный в Америке как «советский Линдберг», вместе с пятью соотечественниками вылетел из Москвы на большом самолете, совершая крайне рискованный перелет через Северный полюс в Соединенные Штаты.

Через день его машина сбилась с курса.

Она пропала где-то в Заполярье, и на протяжении десятилетий этот полет остается одной из величайших неразгаданных тайн в истории авиации.

На этой неделе, спустя 70 с лишним  лет после последнего полета Леваневского, группа российских и американских энтузиастов вплотную приблизилась к разгадке трагедии первого перелета транспортно-пассажирского самолета из Москвы на Аляску.

«Много лет назад я нашел некоторые данные, придавшие мне уверенности в том, где именно нам следует искать самолет», - сказал недавно во время интервью член Русского географического общества Юрий Сальников, организовавший эту экспедицию.

Самолет с бортовым номером Н-209 пропал через день после вылета где-то на североамериканской стороне Северного полюса. Сальников и его коллеги убеждены в том, что ключ к разгадке тайны исчезновения машины находится в руках у аляскинских эскимосов.

«Советский Линдберг»


Впервые советский летчик польского происхождения Леваневский стал героем заголовков иностранной прессы в 1933 году, когда принял участие в спасении легендарного американского авиатора Джимми Маттерна (Jimmie Mattern), совершившего аварийную посадку в Сибири во время кругосветного перелета, и отвез его на Аляску. Маттерн впоследствии вошел в состав группы американских, канадских и русских пилотов, занимавшихся поисками пропавшего советского самолета.

Читайте также: "Два капитана" - По следам пропавшей полярной экспедиции

К 1937 году американская пресса уже заговорила о Леваневском как о «советском Линдберге» (знаменитый американский авиатор и исследователь Чарльз Линдберг). Отчасти это объяснялось его привлекательной внешностью, энергией, белокурыми волосами и большими достижениями.

Полет Леваневского и его экипажа должен был стать символическим моментом в советско-американских отношениях. Он надеялся совершить выдающийся и героический перелет через Северный полюс.

«Даже отвага и страсть к приключениям в советской России обобществляются», – писала за несколько недель до намеченного полета New York Times.

В то время Советский Союз ускоренными темпами занимался разведкой северных маршрутов, поскольку  правительство страны стремилось к экономическому развитию Заполярья. Это был уже не первый советский полет в США через полюс, но его считали беспрецедентным шагом в направлении создания регулярной российско-американской авиалинии, которая должна была пройти по арктическому маршруту.

Груз самолета включал русские подарки для американцев: пушнину и 32 килограмма черной икры. Советские власти даже сделали редкий для себя жест, позволив иностранной прессе присутствовать на аэродроме и наблюдать за взлетом машины Леваневского.

«Всякий раз, когда я посещал Америку, люди оказывали мне самый сердечный и дружественный прием. Я надеюсь, что этот перелет поможет укрепить добрые отношения между нашими странами», – сказал 35-летний Леваневский корреспонденту New York Times, прежде чем занять место в кабине.

Самолет за 30 часов беспосадочного полета должен был долететь до Фэрбенкса. Полученные от экипажа обрывки радиограмм указывают на то, что машина пересекла Северный полюс и скорее всего едва-едва не долетела до северного побережья Аляски.

В то время агентство Associated Press сообщало о перехвате американской радиостанцией в Анкоридже сообщения с борта самолета, в котором говорилось: «Нет координат … проблемы … с радиочастотой». В этом сообщении не было никаких указаний на местоположение машины.

В том районе было организовано и проведено несколько поисковых советско-американских экспедиций, но их участники не нашли никаких следов самолета и экипажа, в связи с чем поиски были вскоре свернуты.



Три эскимоса

Год спустя священник и исследователь из Калифорнии Гомер Флинт Келлемс (Homer Flint Kellems) написал в советское посольство сообщение о трех молодых охотниках, которые, по его убеждению, последними видели самолет Леваневского 15 августа 1937 года возле мыса Оликток на Аляске.

Но письмо очень долго шло по каналам дипломатической бюрократии, и в Москву оно попало только в 1939 году, когда возле западных границ России уже разгоралась война. Оно осталось без ответа и долгие годы лежало в архиве МИД, пока его в 1983 году не отыскал Юрий Сальников, снимавший фильмы о выдающихся русских авиаторах.

В письме говорится о «трех охотниках-инуитах с Аляски, которые никогда в жизни не видели самолет. Они увидели в бинокль, как на низкой высоте летела массивная машина, которая ударилась о воду, а затем затонула в море неподалеку от островов Джонса». Об этом Сальников сообщил агентству РИА Новости.

В 1996 году издание The Alaska Sportsman опубликовало сообщение  Келлемса о трех охотниках. В нем говорилось, что эскимосы поплыли на остров, над которым видели «машину», но нашли там только масляное пятно.

Один из эскимосов рассказал об увиденном радисту Стэнли Моргану (Stanley Morgan) с мыса Барроу, который был уверен в том, что этот человек говорит правду.

«Работая в 1989 году в американских архивах, я нашел радиограмму Моргана об этой встрече», адресованную его командованию из войск связи, рассказал в интервью Сальников.

Келлемс отправился на небольшом судне на мыс Барроу и воспользовался рассказом Моргана для начала собственного расследования. Его маленький экипаж попытался обследовать указанный участок моря, пользуясь одним только компасом. Но риск оказаться закованными во льдах был настолько велик, что они прекратили поиски, так ничего и не отыскав.

Также по теме: Советский Союз лгал об успехе полета Гагарина


Еще одна попытка


В последнее время исследователи с Аляски провели несколько экспедиций к предполагаемому месту крушения самолета Леваневского, но даже им удалось обследовать лишь малую часть этого района, сказал Сальников.

Дэвид Стоун (David Stone) и Деннис Терстон (Dennis Thurston) из Геофизического института при Университете Аляски в Фэрбенксе присоединились к российской команде в новой попытке найти пропавший самолет.

«Сейчас мы ищем детей и родственников этих трех эскимосов», – рассказал Сальников.

Записи Моргана указывают на то, что один из этих охотников был студентом колледжа и вел дневник, в котором он в тот день записал свои наблюдения. Эти записи могут оказать неоценимую помощь поисковикам.

Участвующий в этой экспедиции канадский геофизик Бил Тума (Bil Thuma) сказал, что даже по прошествии 76 лет отдельные детали  этого 17-тонного самолета  (34 тонны вместе с топливом) могли сохраниться в ледяной воде.

«Если он по-прежнему там, мы должны его найти, – сказал он в интервью по телефону. – Это возможно, но на поиски уйдет время». Тума уже несколько раз оказывал помощь в поисках пропавших самолетов.

Впервые он принял участие в поисках самолета времен Второй мировой войны в 1985 году в ледниках Гренландии. Истребитель Glacier Girl, пропавший без вести в 1942 году, был найден спустя 50 лет, и после обнаружения его восстановили.

А теперь он впервые занимается поисками советского самолета.

По словам Сальникова, они надеются обследовать воды вокруг мыса Оликток, хотя времени у них мало, так как море здесь скоро замерзнет и станет непроходимым для кораблей.

Организаторы экспедиции говорят, что пока ее финансирование ограничивается грантом Русского географического общества на сумму полтора миллиона рублей (около 45200 долларов) и некоторыми частными пожертвованиями. Но этого недостаточно для обследования и сканирования всего района при помощи современных технических средств.

«Это сложно. Понадобятся три экспедиции, чтобы найти и поднять самолет», – сказал Тума, отметивший, что они намерены собрать дополнительные средства в Канаде и США.




Следы советского укрывательства

Падение самолета – это не единственная загадка в истории последнего полета Леваневского. Родственники членов экипажа и провожавшие летчиков коллеги вспоминали позднее в интервью о своих ощущениях, что эти люди летят на смерть.

Советские авиаконструкторы предупреждали, что огромному новому самолету-бомбардировщику, который был переделан в гражданскую машину, нужен еще год испытаний и подготовки, прежде чем он сможет совершить этот уникальный перелет. Однако члены Политбюро дали им всего три месяца.

Самолет совершил несколько испытательных полетов на Украину, однако испытатели даже не попытались пролететь те шесть с половиной тысяч километров, что нужно было преодолеть машине во время полета, ставшего для нее последним.

До сих пор циркулируют неподтвержденные слухи о том, что советские органы власти опубликовали лишь часть радиограмм с борта самолета, засекретив или уничтожив все остальное. В одной из последних радиограмм экипажа был неизвестный код «3400», который может стать ключом к разгадке местонахождения машины. Однако никто пока не разобрался в том, что он означает.

Некоторые российские авторы даже выступили с предположением о том, что экипажу была поставлена особая задача – доставить секретный груз из нескольких тонн золота.

Миссия в честь пропавших без вести


Участники сентябрьской экспедиции исследуют одну из трех главных теорий по поводу возможного сегодняшнего местонахождения самолета.

В одной из первых версий крушения говорилось о том, что у машины отказал двигатель, и она отклонилась от курса, направившись в сторону Якутии, что на севере России. Но экспертное сообщество никогда особо не поддерживало данное предположение.

Команда полярных исследователей во главе с Владимиром Чуковым, который первым отправился на поиски в Арктику в 2002 году, планирует совершить в 2014 году отдельную поездку в целях анализа теории о посадке самолета Леваневского на острове Элсмир в канадском арктическом архипелаге.

Шансы найти обломки велики как никогда, потому что усилился интерес к проведению экспедиций и увеличилось финансирование.

«Нам важно не забывать этих людей… Мы слишком часто теряем из виду те жертвы, на которые они пошли ради того, чтобы мы достигли сегодняшнего уровня», без вести сказал Тума в интервью, которое он дал в Канаде.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.