Балетмейстера облили кислотой, танцовщицы, опасаясь за свою жизнь, бегут за границу, директор пугает Путиным, а гангстеры зарабатывают за кулисами огромные деньги. Это будни российского храма культуры — Большого театра.
Сергей Филин видит мир как сквозь пелену, у него повреждены глаза. Но тот вечер, 17 января, и человека, который его искалечил, он помнит прекрасно. Филин подходил к своему московскому дому, услышал, что его кто-то окликнул и обернулся. Мужчина, стоявший в метре от балетмейстера, вытащил какую-то бутылку, процедил сквозь зубы «привет, Сергей» и плеснул ему в лицо жидкостью. Художественный руководитель и главный хореограф Большого театра больше ничего не помнит. Он потерял сознание от боли, когда серная кислота начала разъедать ему лицо, которое позже удалось спасти благодаря нескольким операциям. Московские врачи боролись за глаза, но в итоге сдались. Филин отправился к специалистам в Германию: личный самолет ему анонимно предоставил один из олигархов, любитель балета. С момента нападения на Филина московская улица живет скандалом в Большом театре. Следствие поставило на ноги всю столичную полицию, допрошено полторы тысячи человек. Кто-то осмелился осквернить святыню российской культуры. Дирекция театра говорит прямо, что за покушением стоит кто-то из членов коллектива и подозревает обиженную «звезду» — Николая Цискаридзе. Но это лишь начало, потому покушение на Филина открыло ящик Пандоры. На поверхность вышли скандалы, которые были долгие годы скрыты за стенами Большого. [...]
В российском балетном мире все еще жива легенда о соперничестве двух композиторов: Моцарта и Сальери. Александр Пушкин написал о них драму, а Николай Римский-Корсаков сделал на ее основе оперу. Однако противостояние московских балетных «звезд» напоминает, скорее, войну мафиозных кланов за сферы влияния. Анастасия Волочкова рассказывала, что балерины подкладывали конкуренткам в пуанты бритвы и перерезали ленты на костюмах. «Борьба за роли и расположение директора были невыносимы, внешне безобидные танцовщицы и танцоры порой были готовы друг друга поубивать», — рассказывала Волочкова.
Когда Сергей Филин был танцовщиком, он соперничал с Николаем Цискаридзе, они делили одну гримерку но не разговаривали друг с другом и несколько лет подряд общались через записки. В такой атмосфере выдерживали не все. В 2008 году ушел Алексей Ратманский — художественный руководитель балетной труппы, вступивший в конфликт с директором театра. Год назад покинул театр музыкальный руководитель — Александр Ведерников, которого раздражала бюрократическая театральная система. В августе прошлого года уехала в Канаду балерина Светлана Лукина. Она говорит, что не вернется в Россию, так как боится: кто-то угрожал ей по электронной почте и очернял в интернете.
В 2011 году пришлось уйти предшественнику Филина — Геннадию Янину. Кто-то выложил в сеть компрометирующие фотографии, на которых он предстает в сексуальных позах с мужчинами. Хотя всем известно, что в этой среде гомосексуализм не является чем-то исключительным, публичное разглашение подобных вещей встречает в России негативную реакцию.
Толстая балерина
Когда в 2003 году с афиш Большого пропало имя самой главной звезды, Анастасии Волочковой, директор театра Александр Иксанов объяснял, что «Настя слишком тяжелая, танцоры не могут ее поднять». Волочкова была не просто балериной: Россия бурно обсуждала ее романы, вечеринки и новые наряды. Танцовщица требовала, чтобы ее фамилия писалась на афишах большими буквами, а остальных членов труппы — маленькими. Поэтому балетные группировки устроили против нее заговор, обвиняя в лишнем весе. Оскорбленная звезда ушла. «Балетный мир понял, что плести интриги выгодно», — говорит критик Реймонд Сталтс (Raymond Stults).
Атмосфера вокруг театра начала портиться. Волочкова, которую обвиняли в том, что она была содержанкой олигархов, сама пошла в атаку. «Большой театр — это агентство эскорт-услуг», — заявила она в 2005 году. В СМИ начали просачиваться скандальные описания банкетов, которые устраивали олигархи и ведущие политики. Танцовщиков и танцовщиц Большого нанимали на эти мероприятия в качестве живых украшений. Волочкова утверждала, что дирекция театра угрожала молодым балеринам: или иди на вечеринку бизнесменов, или твоей карьере придет конец. «Театр превратился в хорошо продающуюся игрушку. Дирекция, которой мало гигантских дотаций от министерства культуры, ходит на поклон к олигархам, а те любят погреться в лучах большой культуры», — говорил Николай Цискаридзе.
Мафия на пуантах
Театр с двухсотлетней историей, находящийся в самом центре Москвы, между Лубянкой и Красной площадью, должен был стать одной из визитных карточек путинской России. В 2005 году там был начат масштабный ремонт. От старого здания остались только стены. Ремонтные работы обошлись почти в миллиард долларов, и хотя они продолжались шесть лет, довольных его результатами не оказалось. Танцовщики жаловались, что в репетиционных залах вместо деревянных полов положили кафель, что угрожает здоровью артистов. Оказалось, что на главной сцене полно дыр, а зрители обращали внимание на очень плохую акустику.
«Большой стал туристической достопримечательностью для провинциалов и иностранцев», — считает Леонид Парфенов — знаток культуры и бывший главный редактор российского Newsweek. Московская элита и интеллигенция обходят театр стороной — там дорого и посредственно. Однако покупка билета граничит с чудом. Самые эксклюзивные места продают с доставкой на дом специальные «дилеры», а цены начинаются от пятнадцати тысяч рублей.
Проблема черного рынка билетов ненова. В советские времена в московской милиции был специальный отдел, занимавшийся только Большим театром и борьбой со спекуляцией билетами. После краха коммунизма милиционеры из этого отдела сами влились в прибыльный бизнес. Сейчас это хорошо организованная преступная группа, у нее есть свои люди в театре, интернет-сайты и фирмы за рубежом.
В эту группу ведет один из следов расследования нападения на Филина. Недавно театральная администрация решила навести порядок с продажей билетов и запустила интернет-кассу. По одной из теорий, нападение было предупреждением, чтобы дирекция прекратила заниматься наведением порядка с билетами.
Диктатура в театре
В советские времена Большой театр курировал специальный отдел КГБ. Советская власть гордилась мастерами балета и тщательно следила, чтобы они не сбегали во время заграничных гастролей. В течение 30 лет капризных звезд в ежовых рукавицах держал главный балетмейстер Юрий Григорович. Он ушел в середине 90-х, но до сих имеет в театре веское слово, оставаясь формально одним из хореографов. Воюющие между собой за директорское расположение группировки появились в театре еще при нем.
В 2001 году директором Большого был назначен Анатолий Иксанов — чиновник из министерства культуры, не имеющий понятия о балете. Его презирает старая гвардия и не любят «звезды». Иксанов сделал ставку на амбициозного Сергея Филина, который стал художественным руководителем балета. Так на балетном олимпе началась настоящая война. Филин любил экспериментировать, и если кому-то не нравились его замечания, он раздражался и выставлял недовольного за дверь, как школьника. Цискаридзе, конкурент Филина, покинул театр и развернул против его руководства острую критику. Он обвиняет Иксанова в деспотичности и бюрократическом подходе к артистам.
«Я прихожу к нему с замечаниями, как заслуженный артист я могу иметь какое-нибудь собственное мнение, — жаловался Цискаридзе. — А он меня выгоняет и пугает, что если важные люди в Кремле узнают о скандалах в театре, они его закроют. Путиным он меня пугает!» Иксанов не остался в долгу и намекнул, что за нападением на Филина стоит сам Цискаридзе.
«Большой театр был нашей маркой в мире, но, к сожалению, он испортился и как все в нашей стране, превратился в тухлое яйцо Фаберже: снаружи золото и бриллианты, а внутри — гниль», — с горечью говорит композитор Владимир Мартынов.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 О тухлом яйце... писали в статейке пониже. Недогосударстве по имени Польша. 
| 0 Ну а это про поляцкую нацию: история и совет �Человек спустил штаны. Сознательно, хотя и по неизвестным нам причинам. И вот теперь он живёт со спущенными штанами. Он в них ходит. Сидит. Даже бегать пытается. Со спущенными штанами жить неудобно. Он делает какие-то приспособления для повышения удобства жизни со спущенными штанами. Сочувствующие ему создают общественную организацию. Другие начинают доказывать, что жить со спущенными штанами — это креатифф и к этому мы шли миллион лет. Возникают диссертации за и против спущенных штанов. Выясняется, что ПРИ ГИТЛЕРЕ все ходили В ШТАНАХ, и федеральное правительство готовит закон о введении спущенных штанов повсеместно и для всех, потому что иначе получается фашизм… �Ему все сочувствуют. Он всем жалуется. Он плохо спит. Он не ест. Он ходит к психологам и принимает таблетки. Он снимается в телепередаче о своей проблеме. На этой передаче в разгар дебатов, кликушества, плача, стонов и лозунгов из рядов зрителей встаёт седой, как лунь, прямой, как палка, строгий старик и хорошо поставленным сильным голосом говорит: "Надень штаны, собака свинская!� Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Его клеймят позором, говорят что он москаль и агент Путина. Выгоняют из студии, после чего все дружно снимают штаны и запевают что, дескать, ще Польска не сгинела. 
| 0 ПРИ ГИТЛЕРЕ все ходили В ШТАНАХ Просто вспомнилось, читал мемуары немецкого солдата. перед войной он работал в мастерской и у него были только одни штаны. Конечно они у него рвались и он закрашивал дыры краской смешенной с ветошью. Но однажды порвал очень сильно. Нациста, хозяина мастерской вызвали на нацисткое собрание, где полдня песочили беднягу втирая что не гоже рабочему ходить голожопым. Он был вынужден выдать рабочему полметра медной проволоки на штопку, чтобы выглядел как истенный ариец. 
| 0 Кислотой в лицо ... Кислотные дожди ... Кислые щи ... Люблю кислятину - кислосладкие яблоки , вишню, алычу ... Как же так... трудно было пойти купить сока - кислого кислого, и плеснуть не прячась . 
| 0 Яйцо протухло... Так как у Польше в место яиц, одно название, то и протухать нечему... 
| 0 На иносми стабильно комментарии почти каждой статьи про Россию на 90% состоят из абсолютно бессмысленных отписок в стиле "сам дурак" в адрес страны, в которой написана статья, или издательства. Такое ощущение, что комментаторы либо больны на голову, раз им не претит такое бестолковое однообразие, либо просто такую тупую работу себе выбрали. Раскрыть всю ветку (12 сообщений в ветке) 
| 0 100500 
| 0 во, во как собачка-пустолайка, считает своим долгом тяфкнуть в сторону, каждой проезжающей машины. 
| 0
отписок в стиле "сам дурак" в которой написана статья А что можно написать в ответ стране которая во всей своей прессе день ото дня только тем и занимаеться что поливает грязью другую страну?Что можно ответить стране которая критикует и опять же поливает погрязью театр о котором Польша может только мечтать?Польша не создала ничего подобного,я думаю и не создаст.Что ждать от страны у которой из классиков один Шопен и тот не считал себя поляком,говорил и писал по немецки?Легче всего написать что Большой это протухшее яйцо и радоваться что у тебя такого нет.Таки пусть радуються.Короче-как аукнеться так и откликнеться. 
| 0 А что можно написать в ответ стране которая Думаете Вас услышали? Ветер носит... 
| 0 каждой статьи про Россию Зато в России так стабильно негативно пишут только про Саакашвили, вот комментаторы и пытаются заполнить пустующую нишу. 
| 0 Интересно, кто в России пишет о кретинеСаакашвили.... Попадаются иногда переводов ИноСми... А так о нем писать удел психиатров ... 
| 0 Точно Еще есть страдальцы типа вас, как вы все это терпите? 
| 0 Это батенька свобода слова называется. Каждый человек вправе высказать свое мнение. Если Вас лично оно не устраивает, это Ваши личные проблемы. Почему вдруг Вы решили, что вправе навязывать свое виденье? Есть модератор на этом сайте, вот ему и решать, что оставить, а что потереть. 
| 0
Yuriy85:стабильно комментарии почти каждой статьи про Россию на 90% состоят из абсолютно бессмысленных отписок в стиле "сам дурак" в адрес страны, в которой написана статья, а разве это не так? какой умный будет про другого говорить что у него однозначно все плохо? а 90% просто пытаются защитить честь своей страны там где это доступно, только и всего.. меня больше всего беспокоят те 10%, которые как и вы видимо подпевают тем кто поливает страну грязью. кстати, вам не кажется странным быть против такого большинства или вы верите что умнее большинства? 
| 0 Да какие там десять., - полпроцента отрыжки общества. Не являюсь ни поклонником нашей власти, ни капиталистического беспредела в моей стране, но понять поросят типа этого малолетнего Юры или его поклонника Ижевска77,- нет никакого желания. Зачем жить, если главной целью их существования служит поиск грязи даже в апельсинах? Что за странное удовольствие? 
| 0 90% просто пытаются защитить честь своей страны Если говорить про иносми, то в 90% таких "попыток защитить честь страны" действительно являются жалкими отписками в стиле "сам дурак". Это факт. Ну а с Большим театром у нас действительно беда. И не только с Большим, у нас рядом с мариинкой сельпо за миллиард долларов построили. Поляки об этом написали - что в этом плохого? Ситуация аховая, надо исправлять. Скулеж на поляков делу не поможет. 
| 0 Yuriy85:На иносми стабильно комментарии почти каждой статьи про Россию на 90% состоят из абсолютно бессмысленных отписок в стиле "сам дурак" ИноСМИ - форум нетерпимости к чужому мнению. Во многом похоже на Эхо Москвы, только с другим "знаком". Однако здесь модераторы следят за порядком и не позволяют особо борзеть. Настороение людей в стране такие форумы даже близко не отражают. 
| 0 нечего, перемелется - мука будет. спекулянтов разгонят, Филина немцы вылечат, виновных посадят, репертуар расцветет. просто потому, что это БОЛЬШОЙ ТЕАТР. а еще у нас есть МАРИИНКА. а в польше как были одни писклявые газетенки, так и останется все по прежнему. хватит комплексовать уже, надо просто создать у себя, в польше что-то еще всемирного масштаба, кроме гонора... 
| 0 он испортился и как все в нашей стране, превратился в тухлое яйцо Фаберже: снаружи золото и бриллианты, а внутри — гниль Хорошо что польские статьи читают только в Польше. Просто не верится что человек мог такое сказать про свою страну. А про то что бедного Цискаридзе пугают Путиным это что-то. 
| 0 "Большой..." всегда будет "Больши.." - шавки вякают, а "Караван идет". Ну как тут не вспомнить: "Знать, она сильна, коль лает на слона" 
| 0 Пошто на поляков набросились? Вот мнение о Большом своей родной прессы. Или вся загвоздка в том, что родная критика роднее? sobesednik.ru/scandals/20130122-tragediya-sergeya-filina-pochemu-bolshoi-teatr-postoyanno-sotryasayu 
| 0 Достоевский не плохо по братьям славянам прошелся... "Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется , а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит - Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство..." Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 Skif-A: Достоевский не плохо по братьям славянам прошелся... Эту выдержку из статьи Достоевского, заездили как старую пластинку. Ну как же, сам Достоевский... Саму то статью читали? Посвящена она конкретно Балканской проблематике. И отношения к полякам, чехам, или словакам, вообще не имеет. rvb.ru/dostoevski/01text/vol14/01journal_77/315.htm 
| 0 Вот те здрасте ... Он о славянах пишет, но к ним отношение не имеет статья;)))))) Я считал, Вас господин Paris более наблюдательным... Прочтите еще разок... 
| 0 Скифу-а..Когда скажеш "а",надо сказать и "б". Да Росия магнит,но он за последние 100 лет стал саморазмагничиваться очень часто!!В 1917году..размагнитили РИ и ЕВИ Николая!!С 1953г..Сталина,а Хрушч передал черноморское побережие Украину Про Гробачева и ЕБНа не буду говорить,здесь достаточно писаков,нужно только читать и понимать."В России можно только верить...." что она не плела интриг???Читайте Толстььх,Некрасивььх и прочее-они как и вся росийская елита того времени, говорили и писали на французком,а сейчас ....даже и новости англицком.Тов.Сталин,между впрочим, ввел обучение в СССР на руском язьке.Все что написал,ето только ..информация к размььшлению.И Skif написал латинскими буквами,a потом продолжил писать болгарскими...???"Разруха начинается в головах...."М.Болгариков.
Показать новые комментарии (0)руслан
vladimir16
Злой_Даос
termoalex
Архивариус
Skif-A
Yuriy85
izhevsk77
izhevsk77
izhevsk77
termoalex
Skif-A
Бенито
name
N99
Tts
простая_москвичка
goroshek-82
Иван Иванов
alex.gromov
Paris
Skif-A
Paris
Skif-A
Болгар56
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)