На фоне вполне объяснимой сосредоточенности на ситуации в Афганистане, землетрясении на Гаити и неослабевающей пандемии многие не обратили внимания на крайне важную встречу, которая должна состояться в среду, 1 сентября, между президентом Украины Владимиром Зеленским и президентом США Джо Байденом. Визит Зеленского в Белый дом станет первым визитом украинского лидера более чем за четыре года. Байдену эта встреча даст возможность еще раз заявить о поддержке Соединенными Штатами суверенитета и территориальной целостности Украины, которая столкнулась с российской агрессией, о поддержке ее интеграции в евроатлантическое сообщество и ее борьбы с коррупцией.

Петр Порошенко, предшественник Зеленского, провел короткую встречу с бывшим президентом США Дональдом Трампом в 2017 году. После убедительной победы Зеленского над Порошенко в 2019 году Трамп пригласил Зеленского приехать в Вашингтон, однако затем, в ходе своего печально известного телефонного разговора он впутал украинского лидера в американскую политику, что повлекло за собой первый процесс импичмента Трампа.

Зеленскому пришлось договариваться о довольно неловкой встрече с Трампом, которая состоялась два месяца спустя, и двусторонние отношения пошли на спад. Теперь у администрации Байдена появился шанс наладить более тесные и глубокие связи между двумя странами.

Достижения администрации Байдена пока неоднозначны

Пока достижения администрации Байдена относительно Украины остаются неоднозначными. Когда Россия наращивала свой военный потенциал вдоль границы с Украиной и Крымом, который она незаконно оккупировала в 2014 году, Белый дом в апреле пригласил Путина на саммит и отказался от своих планов отправить два эсминца в Черное море, опасаясь, что такой шаг может спровоцировать Москву.

В мае госсекретарь США Энтони Блинкен (Antony Blinken) нанес визит в Киев, встреча оказалась продуктивной, однако за этим последовало решение администрации не вводить санкции против одного из союзников президента России Владимира Путина в связи со строительством газопровода, по которому природный газ планируется поставлять напрямую из России в Германию. Затем во время июльской встречи Байдена с канцлером Германии Ангелой Меркель администрация отказалась от своих попыток блокировать завершение строительства газопровода «Северный поток — 2».

В настоящее время транзитом через Украину Россия экспортирует в Европу примерно столько же газа, сколько планируется экспортировать по «Северному потоку — 2». Сейчас эта договоренность позволяет Украине ежегодно получать около 2 миллиардов долларов за транзит газа и защищаться от возможных нападок со стороны России.

Байден пригласил Зеленского в Вашингтон, прежде чем отправиться в недельное турне по Европе, которое он совершил в июне и в которое входила личная встреча с Путиным. Президенты США и Украины дважды разговаривали по телефону, а ранее в августе министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба посетил Вашингтон и встретился с чиновниками администрации Байдена и конгрессменами.

На прошлой неделе министр энергетики Дженнифер Грэнхолм (Jennifer Granholm) возглавила американскую делегацию на саммите «Крымская платформа», чтобы привлечь внимание международной общественности к проблеме продолжающейся незаконной оккупации украинского полуострова Крым и отпраздновать День независимости Украины.

Россия и коррупция станут главными темами повестки

На встрече Байдена с Зеленским главными темами, несомненно, станут два вопроса. Первый — продолжающаяся агрессия России против Украины, экзистенциальная и непосредственная угроза, справиться с которой Киев сможет только при условии поддержки Соединенных Штатов. Украинцы с ужасом наблюдали за поспешным выводом американских военных из Афганистана. Они нуждаются в помощи Соединенных Штатов, чтобы противостоять российской агрессии, и они отчаянно хотят услышать от президента Байдена, что Соединенные Штаты решительным образом их поддержат.

Второй вопрос — серьезная и неослабевающая проблема коррупции. Украина ведет решительную борьбу против нее, а Соединенные Штаты, Евросоюз, Международный валютный фонд и Всемирный банк ее в этом поддерживают.

С момента своего вступления в должность Зеленский хотел посетить Вашингтон, но он также стремился провести личную встречу с Путиным, полагая, что она поможет урегулировать тот кризис, который Путин спровоцировал в 2014 году, когда он незаконно аннексировал Крым и вторгся в Донбасс. Ранее в августе Зеленский намекнул на возможную личную встречу с Путиным.

Тем не менее личная встреча Зеленского и Путина вряд ли обернется какими-либо удовлетворительными результатами. Не так давно Путин опубликовал на официальном сайте Кремля длинное эссе, в котором он назвал украинцев и русских «единым народом» (Украина стала независимой страной в 1991 году, хотя на протяжении многих веков некоторые ее части находились под властью Российской империи). Путин также усомнился в целесообразности встречи с Зеленским: «Что встречаться с Зеленским, если он отдал свою страну под полное внешнее управление? Ключевые вопросы жизнедеятельности Украины решаются не в Киеве, а в Вашингтоне, отчасти в Берлине и Париже».

Что могут сделать Соединенные Штаты

Вместо того чтобы возлагать надежды на Путина, Зеленскому следует убедить Соединенные Штаты в необходимости увеличить степень их вовлеченности в переговоры по мирному урегулированию в Донбассе. На протяжении последних семи лет Украина вела переговоры с Россией — при посредничестве Германии и Франции — в бесплодной попытке освободить Украину от российских сил. Российская сторона продемонстрировала полное нежелание сотрудничать, потому что ее устраивало присутствие ее сил и марионеточных «республик» на украинской территории. В процессе Путин стремился подорвать суверенитет Украины и дестабилизировать ее, при этом полностью отрицая свою ответственность за этот конфликт. С момента начала конфликта в Донбассе погибло около 13 тысяч украинцев, включая более 3 тысяч мирных граждан, и более 1,5 миллиона украинцев превратились в беженцев. Соединенные Штаты должны присоединиться к переговорам, чтобы укрепить позицию Украины и довести их до конца.

В то же время администрация Байдена должна заручиться поддержкой союзников, чтобы ужесточить санкции против путинского режима — в дополнение к тем санкциям, которые были введены в ответ на вторжение России в Крым и Донбасс, — чтобы Россия платила более высокую цену за продолжающиеся посягательства на суверенитет и территориальную целостность Украины.

В свете недавних военный учений «Морской бриз» в Черном море, в которых приняли участие более 30 стран и которые состоялись несмотря на возражения России, Байдену необходимо распорядиться о выделении дополнительных 100 миллионов долларов военной помощи Украине. (В пятницу он дал поручение госсекретарю выделить 60 миллионов долларов — на «военное оборудование и расходы Министерства обороны, а также на обучение и подготовку военных»).

Этот пакет помощи, который Соединенные Штаты заморозили до встречи Байдена и Путина, станет дополнением к ранее одобренному пакету на сумму в 275 миллионов долларов. Такая помощь крайне необходима сейчас, пока не вспыхнули новые бои, а не в самый разгар кризиса, когда может быть слишком поздно. Соединенным Штатам также необходимо увеличить свое военное присутствие и присутствие кораблей союзников НАТО в Черном море.

Вашингтон также должен предоставить Украине статус основного союзника вне НАТО, что позволит этой стране пользоваться определенными военными и экономическими преимуществами и встать в один ряд с такими союзниками, как Австралия, Израиль, Япония и Южная Корея. Украина находится на передовой борьбы за демократию против реваншистского режима Москвы, внося вклад с безопасность Европы и защищая ее потенциально от агрессии России в дальнейшем.

В 2008 году НАТО пообещала Украине и Грузии, что они станут членами этого альянса, хотя тогда никакие точные сроки не оговаривались. С тех пор прошло 13 лет, и Соединенным Штатам необходимо подтвердить свою поддержку и убедить европейских союзников выполнить их обещания, если Украина будет соответствовать всем критериям. Статус основного союзника вне НАТО станет доказательством того, что Соединенные Штаты действительно поддерживают вступление Украины в НАТО.

Это станет для Путина сигналом о том, что на самом деле он не имеет фактического права вето на стремление Украины вступить в евроатлантические институты. Это особенно важно, потому что весной Путин предупредил, что членство Украины в НАТО является «красной линией» для России.

Недовольство Зеленского отсутствием прогресса в вопросе вступления Украины в НАТО вполне понятно, однако сейчас настаивать на предоставлении плана действий по подготовке к вступлению в этот альянс или прямого приглашения было бы преждевременным. Худший из всех вариантов — отказ альянса.

Зеленскому тоже предстоит проделать большую работу. Хотя он начал бороться с коррупцией — на прошлой неделе он принял меры в отношении двух украинцев, которые сотрудничали с Кремлем, чтобы повлиять на исход президентских выборов в Соединенных Штатах, — коррумпированные олигархи уже давно являются тормозом экономического и политического развития Украины. Если ничего с этим не делать, коррупция ослабит Украину и сделает ее еще более уязвимой перед влиянием России.

С 2019 года, когда Мари Йованович (Marie Yovanovitch) бесцеремонно сняли с должности посла Соединенных Штатов на Украине, этот пост фактически пустовал. Президенту Байдену следует как можно быстрее выдвинуть кандидатуру на эту должность.

Байден также должен пообещать отправиться с визитом на Украину в течение следующих 12 месяцев. Ни один американский президент не ступал на украинскую землю со времен Джорджа Буша-младшего, который посетил страну в апреле 2008 года. Байден регулярно ездил на Украину, когда он занимал должность вице-президента США и сенатора. Его возвращение на Украину в качестве президента станет мощным сигналом того, что Америка поддерживает Украину и ее народ.

Уильям Тейлор — бывший посол США на Украине.

Дэвид Крамер — бывший помощник госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда, а ныне директор программы европейских и евразийских исследований в Школе международной и государственной политики имени Стивена Грина (Steven J. Green School of International and Public Affairs) при Международном университете Флориды.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.