Одна из тем, ставших предметом обсуждения директора ЦРУ Уильяма Бернса, касается способов провести линию электропередачи из Иордании в Ливан через сирийскую территорию без участия властей в Дамаске.

Бернс не единственный, кто выдвигает подобную инициативу, включающую Сирию, но не правящий режим. Такой же подход лежит в основе других контактов и предложений (как публичных, так и секретных), поступающих от зарубежных игроков. Среди них можно выделить визиты иностранных лидеров в сирийские районы без «визы», выданной Дамаском.

Америка согласилась поставлять электроэнергию в Ливан и тем самым помочь стране справиться с кризисом, что можно расценивать в качестве «ответа» на другое предложение — снабжение Бейрута топливом из Ирана. Американцы одобрили инициативу о поставках электроэнергии из Иордании, несмотря на санкции и оппозицию в Вашингтоне, однако осталась еще одна проблема — «сирийский узел». Дамаску нужны газ и электричество для запуска двух межарабских проектов, включающих Египет, Ливан, Иорданию и Сирию. Кроме того, сирийские власти хотят использовать ситуацию в Ливане и Иордании для успеха на двух направлениях. Первое — снабжение Сирии не только газом и электричеством, но и получение финансовой прибыли. Второе — создание политических каналов взаимодействия с Вашингтоном и арабскими странами.

Американская сторона по-прежнему с осторожностью смотрит на политическое взаимодействие с Дамаском, которое не сводится к «легитимации режима», в то время как одобрение инициативы о поставках энергии еще не получило политического импульса. Поэтому Вашингтон поручил Бейруту и Амману найти формулу для консенсуса с Дамаском, и это обсуждалось во время встреч Бернса с коллегами в Бейруте и других городах. В значительной степени текущая американская позиция основана на предложении короля Иордании Абдаллы II президенту США Джо Байдену о формировании международной рабочей группы (с участием России) для реализации общей «дорожной карты» в Сирии. Она включает ряд пунктов, один из которых предполагает смещение акцента в позиции Вашингтона со «смены режима в Сирии» на «изменение политики режима» с целью достижения «стабильности в стране и восстановления ее суверенитета, ее избавления от незаконного иностранного присутствия и политического урегулирования кризиса».

На встрече министров в Риме в конце июня министр иностранных дел Иордании Айман Сафади ясно озвучил свою позицию по поводу несоблюдения соглашения 2018 года по южной Сирии, особенно в отношении вывода иранских ополченцев, стабилизации обстановки и предотвращения превращения лагерей беженцев в «рассадник терроризма».

Подход Аммана, постепенно изменившего свою позицию после российской интервенции в конце 2015 года, довольно гибок. Недавно последовал визит короля Абдаллы II в Москву, в ходе которого он поделился с президентом Владимиром Путиным своим видением роли России в достижении стабильности в Сирии. Тем временем под российским руководством России продолжаются переговоры по ситуации в Деръа — территории, прилегающей к Иордании. Требования противоречивы — это и изгнание Ирана, и вывод лояльных ему ополченцев подальше от иорданских границ, разъединение оккупированных Голан, расширение контроля сирийского режима на юге страны, согласие оппозиции на разумное урегулирование и решение проблемы Эс-Сувейды, обеспечение стабильности на юге, предотвращение терактов и контрабанды наркотиков, а также приграничная торговля с Иорданией и Персидским заливом.

Следующей остановкой для иорданских официальных лиц, обсудивших данный вопрос с Турцией и арабскими странами, является Багдад, где по инициативе премьер-министра Мустафы Аль-Казыми в присутствии региональных лидеров и президента Франции пройдет саммит «Региональное соседство». Президент Башар Асад не будет присутствовать на встречах, но сирийский файл, разумеется, станет ключевым пунктом переговоров. Аль-Казыми направил к Асаду советника по безопасности Фалеха аль-Файяда, чтобы проинформировать его о значении саммита и возможных уступках Дамаска в обмен на будущее возвращение Сирии в «арабскую семью» путем двусторонней и коллективной нормализации. Тем самым спустя девять лет она может вернуть себе место в Лиге арабских государств.

Сегодня США выступают против подобных шагов и инициатив не так решительно, как во времена администрации Дональда Трампа, но верно и то, что у администрации Байдена нет больших амбиций относительно инициатив и расширения влияния в регионе. Его интерес сосредоточен на мелких сделках и тактических договоренностях, касающихся отношений между курдами в Камышлы и правительством в Дамаске, предотвращения появления ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) и передачи разведданных Израилю для ударов по объектам Ирана и «Хизбаллы» в Сирии. При этом американцы сохраняют инструменты давления на режим через «Акт Цезаря» и другие санкции.

Таким образом, мы будем наблюдать шаги в рамках множества проектов, проходящих через Сирию, но без нее.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.