«Непоколебимая поддержка суверенитета и территориальной целостности Украины». Такое обещание президент Джо Байден недавно дал своему украинскому коллеге Владимиру Зеленскому на фоне эскалации Россией многолетнего вооруженного конфликта на востоке Украины. Реальная угроза возобновления российской агрессии, проявившаяся в открытом сосредоточении крупной группировки российских вооруженных сил на границе с Украиной, вызывает озабоченность в Киеве и европейских столицах и усиливает потребность в серьезном и скоординированном подходе к этой стране. Заявление Байдена как таковое свидетельствует о готовности сдерживать направленную против Украины агрессию, что можно только приветствовать. Но в равной степени ясно, что для достижения серьезного прогресса в регионе необходимы более прочные отношения между двумя странами.

Надо сказать, что несмотря на значительную поддержку, Соединенные Штаты не решились на формирование полноформатного альянса с Украиной. Существенное экономическое и военное сотрудничество пока не создано, и из-за этой недоработки Кремль получил чрезмерное влияние на траекторию украинской геополитики.

Препятствия на этом пути хорошо известны. Президент Байден лично подчеркнул, что антикоррупционные усилия играют центральную роль в евроатлантических устремлениях Украины. Укрепление американо-украинских отношений зависит от серии далеко идущих системных реформ органов государственной власти на Украине, а также от четкой реализации принципа верховенства права. Такие шаги, осуществляемые с помощью и при поддержке Вашингтона, помогут перезагрузить двусторонние отношения и существенно усилить евроатлантический курс Украины.

И здесь Америка может подать пример. Чтобы ликвидировать глубоко укоренившуюся коррупцию и не допустить возврата к постсоветской клептократии, Украина должна сформулировать новые законы по образцу действующего американского законодательства и на примере американских антикоррупционных усилий. Как это ни парадоксально, данную работу необходимо начать с генеральной прокуратуры, которая издавна создает препятствия реформам. В рамках реформирования следует всерьез рассмотреть вопрос о ее полном роспуске и последующем воссоздании на новой основе, как это было сделано с полицией пять лет тому назад.

Служба безопасности Украины (СБУ) также нуждается в радикальной реформе. Несмотря на ее относительную эффективность в борьбе с российской агрессией после 2014 года, эта организация хорошо известна своей коррупцией. Принятый недавно украинским парламентом Радой закон об СБУ недостаточно эффективен. Это, в свою очередь, дает удачную возможность для укрепления сотрудничества с Вашингтоном. Советы американских экспертов по законодательству, а также оперативная подготовка и поддержка помогут превратить СБУ в поистине эффективную и заслуживающую доверия разведывательную/контрразведывательную службу.

Министерство обороны и вооруженные силы страны находятся в аналогичной ситуации. Различные факторы, в том числе, остатки советского военного менталитета, мешают проведению настоящих реформ в армии и препятствуют созданию мощных вооруженных сил, способных взаимодействовать с НАТО и сдерживать военную агрессию России. Более инициативные действия США по определению направления таких реформ и по их реализации, а также наращивание военного сотрудничества между двумя странами могут быстро дать положительные результаты в этой сфере.

Остатки советского менталитета также укоренились в действующей конституции Украины. Этот документ обременен обширными социальными обязательствами, такими как право на жилье, на труд и на медицинскую помощь. Такие обязательства являются экономической и нормативной обузой для государства, а выполнять их ему давно уже очень трудно.

Эти устаревшие пережитки минувшей эпохи оказывают воздействие на все ветви власти. Старая «советская социалистическая» модель государственного управления делает невозможными эффективные реформы органов власти. Конституция должна стать органичным общественным договором между государством и гражданами Украины, основанным на принципе свободы выбора. Именно этот принцип действовал в 2014 году во время революции Майдана. Конституция США является отличным примером курса и структурного построения, которому должны следовать украинские реформы. Соединенные Штаты со своими многочисленными неправительственными организациями и институтами по строительству демократии смогут должным образом направлять Украину на этом пути.

Но для осуществления всех этих реформ крайне важным является сотрудничество Америки с украинским парламентом. Именно парламент Украины будет играть ключевую роль в осуществлении всех этих перемен, а парламентские партии будут принимать законы о запуске реформ во всех ветвях власти. Именно этот законодательный орган будет утверждать законы об устранении пагубных привычек и нездоровых порядков в органах государственного управления, а также принимать новую конституцию, где будут закреплены демократические принципы.

Если президент Байден и его администрация всерьез говорят о поддержке украинского суверенитета и территориальной целостности, то Соединенные Штаты должны укреплять двусторонние связи с Украиной. Вашингтон и Киев должны вместе формировать ясные и «основанные на правилах» подходы к превращению Украины в зрелое государство. Подавая Украине пример в реализации реформ и искоренении коррупции. Америка поможет этой стране войти в общий строй евроатлантического сообщества, а также укрепить ее устойчивость в сдерживании все более агрессивной России. Именно к этой цели должны совместно стремиться Вашингтон и Киев.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.