Россия продолжает концентрировать войска и технику на границе с Украиной, оправдывая это так называемой украинской агрессией, а реакция Запада была медленной и нерешительной. Как и в течение многих десятилетий именно Соединенным Штатам придется проводить красные линии в Восточной Европе.

Администрация Байдена, несомненно, справляется с конкурирующими приоритетами. Но избежать военную конфронтацию с Россией необходимо оставить приоритетом повестки дня. Для этого США надо разработать стратегию, которая надежно защитит Восточную Европу от России, сведя к минимуму участие Запада.

Украина стала неразрешимой проблемой для Запада, усугубленной отсутствием стратегии в отношении Кремля. До сих пор России позволялось обвинять украинскую или натовскую агрессию в наращивании военной мощи на Восточном фланге НАТО. Запад должен дать объективную оценку этой российской лжи.

Мы также должны понимать, что России боится независимости, целостности и западной ориентации Украины. Украина, которая борется с оккупацией уже более семи лет, жизненно важна для интересов Запада и США, а также для европейской безопасности и стабильности.

Есть три четких шага, которые должна предпринять администрация Байдена, если она надеется снизить напряженность кризиса с Россией в Восточной Европе, не будучи втянутой в конфликт. Во-первых, признать, что «Нормандский формат» потерпел неудачу. Во-вторых, взять на себя ведущую роль в мирных переговорах с Россией. И, в-третьих, сформировать стратегию для Черноморского региона.

Президент Украины Владимир Зеленский был прав, обвинив Францию и Германию в слабой приверженности Минским соглашениям. Соглашения не продвинулись за семь лет и теперь фактически мертвы. Хуже того, «Нормандский формат» рискует поставить под угрозу региональную безопасность на фоне растущей напряженности между Германией и США по поводу «Северного потока — 2», окончания срока полномочий канцлера Германии Ангелы Меркель, а также призыва президента Франции Эммануэля Макрона к большей снисходительности к России.

Крайне необходима новая переговорная платформа. Хотя без России невозможно найти эффективное краткосрочное решение конфликта на Украине, США должны поддержать альтернативный формат, который отвечает интересам безопасности Восточной Европы. «Крымская платформа» — хорошее место для старта, как и предложенная Байденом встреча с Путиным. Будапештский меморандум, который обеспечил целостность и независимость Украины в 1994 году, также может быть использован в качестве руководства при разработке будущих переговоров. Этот формат мог бы предложить более существенную роль в переговорах и Соединенному Королевству.

Международное сообщество также должно признать, что мир н Украине не может быть достигнут с Россией при отсутствии США за столом переговоров. В течение 30 лет Украина несла на себе основную тяжесть серии спровоцированных Россией (и до сих пор неразрешенных) конфликтов вокруг Черного моря. России уже давно предоставлено право сидеть напротив соседа, которого она неоднократно обкрадывала только для того, чтобы доказать, что кража была оправдана, — не привлекаясь при этом к ответственности. Затем Москве было позволено заручиться поддержкой мощных экономических союзников в таких переговорах, как «Нормандский формат».

То же самое можно сказать и о неразрешимых конфликтах в Грузии, Молдавии и Нагорном Карабахе. Западная интеграция Восточной Европы, а также разумные решения всех черноморских конфликтов будут развиваться только в том случае, если Вашингтон будет готов противостоять незаконным и несправедливым территориальным и политическим претензиям России.

Наконец, всеобъемлющая черноморская стратегия имеет решающее значение, если администрация Байдена хочет предотвратить эскалацию и сдерживать Россию в долгосрочной перспективе. Передвижения российских войск на украинской границе не следует рассматривать в отрыве от российских морских маневров в Черном море. Российская агрессия выходит далеко за пределы Украины и охватывает весь восточноевропейский регион.

Военные основы черноморской стратегии уже заложены. При поддержке союзников США построили систему сдерживания НАТО на Восточном фланге, хотя в военном отношении еще многое предстоит сделать. В Черном море по-прежнему доминирует агрессия России. Морское сдерживание НАТО и сотрудничество с Грузией и Украиной, не входящими в НАТО, является следующим шагом в сокращении российского доминирования.

Президент Байден с самого начала сигнализировал о более пристальном внимании к коррупции. Но западная политика сдерживания российской гибридной войны до сих пор ограничивалась цифровым полем, вмешательством в выборы и дезинформацией. Черноморская стратегия поможет успеху в защите от России только в том случае, если администрация Байдена уделит приоритетное внимание борьбе с коррупцией в регионе, не в последнюю очередь в Украине, где коррупция уже давно открыла дверь для российского влияния.

У администрации Байдена есть уникальная возможность снизить риск затяжной нестабильности в Черном море и военной эскалации с Россией, а также справиться с неизбежными долгосрочными издержками для США. Свободная и безопасная Восточная Европа будет возможна только в том случае, если США окажут поддержку в поиске мирного решения для Украины, потребуют подотчетности и предсказуемости в своих отношениях с Россией и разработают всеобъемлющую черноморскую стратегию, охватывающую весь спектр гибридного сдерживания.

С другой стороны, если не будет предпринято никаких действий и Запад ограничится заявлениями о неодобрении, существует вполне реальный риск разрушения Украины. Первое российское вторжение на Украину в 2014 году привело к тысячам погибших украинцев, миллионам перемещенных лиц и неохотной стратегической переориентации НАТО на территориальную оборону и сдерживание России. Второе российское вторжение на Украину может поставить под сомнение существование страны. В конечном счете это выявило бы неспособность Запада сдерживать Россию и положило бы конец мечте о единой и свободной Восточной Европе.

Юлия Джойя — старший научный сотрудник инициативы «Пограничная Европа» Института Ближнего Востока и адъюнкт-профессор Джорджтаунского университета. Ее исследования и преподавательская деятельность сосредоточены на вопросах безопасности в Европе и регионе Черного моря.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.