В среду и четверг высокопоставленные чиновники американской разведки выступят в конгрессе США, рассказав о тех глобальных угрозах, с которыми сталкивается Америка. Подобные открытые заседания в совокупности с закрытыми слушаниями, а также засекреченными и незасекреченными письменными докладами, проводились ежегодно до тех пор, пока в 2019 году президент Трамп не приостановил их. Ему очень не нравилось то, как СМИ освещали показания о российском вмешательстве в американские выборы, что было отражением его тревоги скорее всего за собственные, нежели за национальные интересы.

Подобные слушания и любые публичные дискуссии по вопросам, касающимся разведки, ограничены вполне оправданным стремлением защитить секретную информацию, а также источники и методы разведки. Несмотря на это, открытые слушания и незасекреченные доклады играют чрезвычайно важную роль в общественных дебатах. Чему будут посвящены выступления представителей разведки в конгрессе на этой неделе, и по каким стандартам их необходимо оценивать?

Основной риск для организационного единства разведки — это политизация, и с подобным обвинением часто выступают представители самых разных участков политического спектра. На этой неделе несколько чиновников новой администрации Байдена будут выступать первый раз, поэтому сейчас самый подходящий момент сделать акцент на дальнейшем укреплении границы между разведкой и принятием политических решений. Попытки подогнать разведданные таким образом, чтобы они соответствовали политическим предпочтениям администрации, — это постоянная угроза, как и попытки настоять, чтобы конкретные разведданные влекли за собой определенные политические решения. Первую угрозу легче заметить, однако они обе одинаково разрушительны. Разведданные (или любая другая информация, каким бы способом она ни была получена), даже если они вызывают всеобщий ажиотаж, редко диктуют политику. Данные, анализ разведданных и выводы — особенно два последних пункта — не ставят точку в дебатах, а лишь расширяют их содержание.

Главными темами на этих слушаниях в конгрессе США должны стать Китай и Россия. То, как руководство разведки будет работать с этими стратегическими угрозами, может многое рассказать о его вероятных будущих достижениях. У лидеров разведки есть возможность представить всеобъемлющий анализ угроз, исходящих от Пекина и Москвы, — в некоторых смыслах это перекликается с выступлением вице-президента Майка Пенса (Mike Pence), посвященным Китаю, в октябре 2018 года. Хотя мы можем ожидать массу комментариев о попытках России вмешаться в выборы в Соединенных Штатах и других западных государствах, масштабы попыток Китая повлиять на общественное мнение в Америке совершенно иного порядка, на что указывал Пенс. Хотя в политическом смысле это может показаться довольно соблазнительным, докладчики совершат ошибку, если захотят преуменьшить масштаб операций Китая в попытке заработать очки на недовольстве Трампа дискуссиями о вмешательстве России. Американцам нужна максимально полная картина махинаций Пекина, особенно от Федерального бюро расследований, — разумеется, с учетом необходимости защитить секретные данные.

Москва демонстрирует вызывающее поведение на территории бывшего Советского Союза, продолжая стягивать войска к границе Украины, продолжает расти и ее военное присутствие на Ближнем Востоке. Темпы экспансионизма Пекина в Южно-Китайском море и в других местах тоже ускоряются. И Россия, и Китай представляют серьезные угрозы в киберпространстве. Хотя необходимо провести серьезный анализ целей и средств России в ходе переговоров о пересмотре условий СВН-III, разведывательному сообществу также необходимо обсудить и те угрозы, которые несет в себе расширяющаяся ядерная программа Китая. Масштабы военной деятельности Китая и России — во всех областях, где можно вести борьбу, — почти не фигурировали в предвыборной кампании 2020 года, поэтому на них необходимо сконцентрироваться сейчас. Руководство разведки должно о многом предупредить.

Учитывая сосредоточенность Джо Байдена и Джона Керри на проблеме изменения климата, можно попытаться угадать, сколько внимания будет уделено этой теме в ходе слушаний, однако будет особенно интересно посмотреть, как проблемы климата могут повлиять на анализ действий Китая. Если пытаться преуменьшить угрозу, исходящую от Пекина, в надежде все же подписать с ним соглашения по климату, это будет серьезной ошибкой. Что касается изменения климата как такового, все имеют право на собственное мнение, однако «разведданные» не добавляют никакой дополнительной ценности, которая делала бы мнения представителей разведки более важными, нежели мнения других, особенно если речь идет о долгосрочных прогнозах. Нам не нужно «Тайное управление по океану и атмосфере». Однако помня о стремлении вице-президента Эла Гора испытать аналитиков разведки в решении проблем окружающей среды, мы должны внимательно слушать показания представителей разведывательного сообщества по поводу того, не боятся ли тайные агенты, что их снова заставят шпионить за деревьями и китами.

Проблемы терроризма и распространения ядерного, химического и биологического оружия тоже требуют особого внимания, и здесь необходимо сосредоточиться на Северной Корее и Иране. Практически всё, что может быть сказано о продолжающихся попытках Пхеньяна получить ядерное оружие, послужит важными коррективами к подходу Трампа, который сводился к упрямому невежеству и молчанию в этом вопросе.

Талибан*, «Аль-Каида»* и ИГИЛ* остаются серьезными угрозами, однако сегодня именно Иран является главным источником терроризма, как сам по себе, так и через своих посредников, что усугубляется военным присутствием сил «Кудс» по всему Ближнему Востоку. Не менее важно и то, что до опасного очевидное стремление администрации Байдена возобновить иранскую ядерную сделку подчеркивает, почему относящиеся к этому вопросу показания представителей разведки должны повлечь за собой тщательный анализ обстановки. Карьерные чиновники Госдепартамента исказили содержание Оценки национальной разведки 2007 года, в которой однозначно говорилось о том, что Тегеран отказался от своей программы по созданию ядерного оружия. Таким образом они надеялись помешать тому, что казалось им решительным намерением Джорджа Буша-младшего уничтожить Тегеран с помощью военной силы. К счастью или к несчастью, такого намерения у Буша не было. Тем не менее факт политизации Оценки национальной разведки 2007 года стал одним из самых ужасных примеров в череде ему подобных.

Слушания в конгрессе на этой неделе должны быть долгими, и они позволят сформулировать те критерии, по которым можно будет оценить отношение администрации Байдена к разведке. Лично я немного нервничаю.

Джон Болтон — советник президента по вопросам национальной безопасности в 2018-2019 годах и посол США в ООН в 2005-2006 годах. Автор книги «Комната, где это произошло: мемуары из Белого дома» (The Room Where It Happened: A White House Memoir).

_____________________________________

* Террористические организации, запрещенные в РФ.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.