На Африканском Роге наблюдаются опасные события, угрожающие стабильности стратегического региона. Последний обладает особым географическим положением, поскольку имеет выход к Красному морю и Индийскому океану.

Об ухудшении ситуации на Африканском Роге свидетельствуют политический и конституционный кризис в Сомали, война, уже несколько месяцев бушующая в эфиопском регионе Тыграй с участием эритрейской армии, а также рост напряженности и периодические столкновения на границах Судана и Эфиопии, угрожающие войной двух стран. Не стоит забывать и о кризисе вокруг плотины «Возрождение», так как переговоры Судана, Египта и Эфиопии зашли в тупик.

Эти события представляют собой дополнительный вызов для администрации Джо Байдена, пообещавшего вернуть свою страну в данный регион после провала внешней политики его предшественника Дональда Трампа. Как заявил Байден после вступления в должность: «Америка вернулась на мировую арену».

Трамп и умышленное пренебрежение к континенту

Черный континент столкнулся с полным пренебрежением со стороны бывшего президента США, поскольку тот не ступал на африканскую землю все четыре года, пока руководил страной. Ни для кого не было секретом его презрение и высокомерие по отношению к Африке и ее лидерам. Это выражалось в его риторике, как за закрытыми дверьми, так и для прессы.

Вероятно, администрации бывшего президента не хватало четкой стратегии для противодействия нарастающим геополитическим вызовам и угрозам в области безопасности в Африке. Трамп не поощрял формулировку четкой концепции политики на черном континенте, предоставив дипломатам и представителям органов безопасности возможность запускать инициативы, направленные исключительно на борьбу с китайским влиянием. Примером является инициатива Prosper Africa, выдвинутая в 2018 году тогдашним советником по национальной безопасности Джорджем Болтоном с целью увеличения американских инвестиций в Африку путем поддержки своих компаний.

В отличие от позиции Трампа, администрация нового президента всерьез планирует назначить нового специального посланника на Африканском Роге для урегулирования конфликтов в Восточной Африке, включая гражданскую войну и гуманитарный кризис на севере Эфиопии. Об этом сообщают нынешние и бывшие сотрудники Государственного департамента США.

Новая тенденция совпала с усилением международной гонки за влияние на Африканском Роге и внутренней перестановкой в Госдепартаменте, инициированной Байденом. В регион хотят инвестировать Китай, Россия, Иран и Турция.

Война в Тыграе и молчание прежней администрации

Незадолго до окончания президентского срока Трампа в эфиопском районе Тыграй вспыхнула гражданская война. По мнению экспертов, премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед и президент Эритреи Исайяс Афеворк в течение длительного времени готовились начать военную операцию в данном регионе. Как отметил британский исследователь, специализирующийся на проблемах Африканского Рога, Алекс де Валь, целью мирного соглашения, подписанного двумя лидерами в 2018 году, было уничтожение их общего врага — Народного фронта освобождения Тыграя.

Однако их действия не ограничились уничтожением лидеров фронта и его вооруженных сил. Большинство разыскиваемых командиров ушли из столицы провинции в горы до того, как регион был захвачен федеральном армией, поэтому главными жертвами стали мирные жители и местная инфраструктура.

Через четыре месяца после начала войны общественности стали известны шокирующие подробности о страшной резне в Аксуме, о которых сообщила организация Amnesty International. В ходе ноябрьского бойни за два дня эритрейские силы убили сотни мирных жителей. Согласно документально подтвержденным сообщениям, убийства 28 и 29 ноября могут рассматриваться как преступления против человечности.

Резня в Аксуме — лишь малая толика того, что произошло с регионом Тыграй в ходе войны, развязанной премьер-министром Эфиопии и президентом Эритреи с участием ополченцев из этнической группы амхарцев, которые решительно поддерживают премьер-министра Эфиопии.

В новостных сообщений говорится о массовых убийствах, которые госсекретарь США Энтони Блинкен назвал «зверствами». Он вновь потребовал вывести из региона эритрейские войска и ополченцев Амхары, намекнув, что его страна возглавит международную инициативу с целью давления на правительство Эфиопии.

Политика Байдена в отношении кризиса в Тыграе полностью отличается от позиции США в начале войны. Так, бывший президент полностью игнорировал необходимость прекращения боевых действий, словно ему не было известно о происходящем. Высокопоставленные чиновники администрации и вовсе дали премьер-министру Эфиопии зеленый свет, поскольку бывший госсекретарь Помпео и его помощник по африканским делам Тибор Надь согласились с эфиопской версией происходящего, в соответствии с которой военная операция стала ответом на нападение Фронта освобождения Тыграя на северное командование федеральной армии.

Конституционный кризис в Сомали

В феврале в Сомали должны были состояться выборы, но они были отложены на неопределенный срок из-за беспрецедентного конституционного кризиса, вызывающего опасения по поводу возобновления вооруженного конфликта в этой стране, где последние годы наблюдалась относительная стабильность.

Встреча сомалийских лидеров прошла 8 февраля, но участникам не удалось достичь компромисса по поводу голосования в запланированную дату. Иными словами, ситуация развивается не так, как ожидалось, после достижения консенсуса в сентябре прошлого года.

Однако нарушение сроков, приведшее к первой отсрочке выборов, запланированных на прошлый ноябрь, также привело к разногласиям между федеральным правительством в Могадишо и оппозицией и автономных регионов Пунтленд и Джубаленд.

Омар Махмуд из Международной кризисной группы сказал: «Этот провал в основном связан с отсутствием доверия между различными сомалийскими политиками». По мнению президента Мухаммада Абдуллахи Мухаммада, более известного как Фармаджо, по окончании своего президентского срока 8 февраля он имеет право и дальше занимать должность, пока не будет избран новый президент. Тем временем лидеры оппозиции больше не признают его легитимность и требуют формирования временного правительства.

Если учесть, что срок работы федерального парламента также истек в декабре 2020 года, можно сделать вывод об отсутствии в Сомали настоящей законной власти.

Пограничный конфликт между Суданом и Эфиопией

Вопрос о границах имеет большое влияние на отношения Судана и Эфиопии, и хотя страны выразили желание удерживать конфликт в политических и дипломатических рамках, часть суданского общества уверена, что Эфиопия вновь угрожает их территории. Как известно, пограничный конфликт был урегулирован несколько десятилетий назад посредством жестких соглашений, в частности, соглашения 1902 года между британским правительством, представлявшим Судан, и тогдашним королем Эфиопии Менеликом II.

Судан и Эфиопия возобновили переговоры в 2008 году с целью согласования 744-километровой границы. Больше всего разногласий возникало у сторон по поводу региона Аль-Фашака. Согласно договорам от 1902 и 1907 голов, земля принадлежит Судану, но заселена эфиопами, которые занимались сельским хозяйством и платили налоги эфиопским властям.

Переговоры между двумя правительствами в 2008 завершились достижением компромисса: Эфиопия признала суданскую границу, а Судан позволил эфиопам жить там и дальше.

Алекс де Валь описал это соглашение как классический случай «мягких границ», которые управляются таким образом, чтобы «жесткие границы» не отнимали у жителей приграничных районов средства к существованию. Такое положение сохранялось на протяжении десятилетий, пока Эфиопия не потребовала официального признания суверенитета над этой территорией.

Эфиопскую делегацию на переговорах в 2008 году возглавил Абай Цехайе, бывший член Народного фронта освобождения Тыграя. После отстранения в 2018 году лидеры Амхары осудили соглашение, назвав его тайной сделкой. По их словам, никто не консультировался с ними должным образом по поводу данного соглашения.

Недавний конфликт в Тыграе привел к судано-эфиопским столкновениям в Аль-Фашаке, когда суданская армия изгнала эфиопов, объявив о возвращении своих земель. На саммите IGAD, состоявшемся в Джибути в декабре 2020 премьер-министр Судана Абдулла и его коллега из Эфиопии Абий Ахмед подняли этот вопрос. Они договорились начать переговоры, но у каждого есть предварительные условия. Эфиопия хочет, чтобы Судан покинул земли, которые она контролировала, а также требует компенсации для пострадавших. Тем временем Судан продолжает оставаться на территориях и ужесточил контроль над ними.

Плотина «Возрождение» и переговорный тупик

Египет считает строительство плотин в странах, расположенных выше по течению, угрозой для своей доли в водах Нила, согласованной еще в колониальный период, в то время как Эфиопия рассматривает реку как основной источник гидроэнергетики, необходимой для экономического развития страны.

Спор по поводу строительства огромной плотины «Возрождение» достиг своего апогея. Так, в январе африканские посредники объявили, что переговоры зашли в тупик. По мнению экспертов, возможности Судана сужаются, поскольку Аддис-Абеба продолжает работы по заполнению плотины без оглядки на долю Судана и других стран.

Как пояснил министр ирригации Судана Ясир Аббас, его страна просила изменить подход к переговорам и расширить роль экспертов в такой степени, чтобы они могли сыграть решающую роль в содействии переговорам и скорейшему разрешению конфликта. Однако, по его словам, на данном пути есть множество препятствий.

Он отметил: «Мы не можем бесконечно продолжать этот порочный круг круговых дискуссий, учитывая прямую угрозу, которую плотина „Возрождение" представляет для суданского водохранилища. Объем последнего составляет менее 10% от объема эфиопской плотины. Ситуация будет очень сложной, если процесс ее заполнения и эксплуатации не будет согласован и не будет ежедневного обмена данными».

В свою очередь, министр иностранных дел Египта подчеркнул необходимость достижения юридически обязывающего соглашения до завершения второго этапа наполнения плотины. Этому должны способствовать серьезные переговоры с учетом интересов трех стран.

Разногласия в американской администрации

Все эти проблемы, которые в первую очередь затрагивают интересы США, побудили новую администрацию серьезно задуматься о назначении специального посланника на Африканский Рог.

Согласно американскому журналу Foreign Policy, должность нового специального посланника может заполнить пробел в дипломатических назначениях администрации Байдена, которая сегодня занимается перестановкой кадров в Госдепартаменте. Этот процесс может занять несколько недель или месяцев, так как кандидаты должны выдвигаться американским президентом и получить одобрение Сената.

Что касается должностей специальных посланников, то они не требуют одобрения Сената, что облегчает задачу новому посланнику на Африканском Роге подобно его коллегам Тимоти Лендеркингу, специальному посланнику в Йемене, и Роберту Малли, специальному посланнику в Иране. Все они руководят важными миссиями, не терпящими отлагательств.

Новый посланник США столкнется с множеством вызовов и проблем, наиболее заметными из которых являются хрупкость правительства Сомали, борющегося с террористической группировкой «Аш-Шабаб», и конфликт в Эфиопии при участии Эритреи.

По мнению Робби Грэммера, одного из авторов Foreign Policy (занимается освещением дипломатических вопросов и проблем национальной безопасности), наиболее серьезным кризисом в глазах американских политиков является война в Эфиопии и кампания в районе Тыграй на севере страны, где царит этническое насилие, жертвами которого становятся тысячи людей. Сегодня миллионы местных жителей нуждаются в срочной гуманитарной помощи.

Официальные лица США опасаются, что конфликт в Тыграе превратится в полноценный региональный кризис с распространением волнений на соседние Эритрею и Судан.

Одним из основных претендентов на новую должность является Дональд Бут, опытный дипломат. В настоящее время он служит специальным посланником США в Судане, а ранее работал послом США в Либерии, Замбии и Эфиопии.

Администрация Пейна еще не подтвердила новость о назначении спецпосланника на Африканский Рог, но госсекретарь Энтони Блинкен ранее сообщил Сенату, что эта идея активно обсуждается администрацией, поскольку черный континент является приоритетом для Байдена и его заместителя Камалы Харрис. Новый президент уже проявил заинтересованность в активизации отношений с Африкой. В частности, он хотел поговорить со своим кенийским коллегой Ухуру Кениатой, а Харрис провела переговоры с главой ДРК Феликсом Чисекеди.

Возможно, обсуждение в администрации США сосредоточится на том, будет ли новый посланник подчиняться непосредственно президенту, госсекретарю или его помощнику по делам Африки, и как будет осуществляться координация между посланником и посольствами США в регионе в дополнение к другим государственным органам.

В любом случае мы ожидаем, что специальный посланник сможет вести переговоры и позаботиться об американских интересах от имени Вашингтона, особенно при наличии прямой линии между ним и президентом или его администрацией, поскольку Соединенные Штаты обладают большим весом в регионе. Этот вес позволяет стране участвовать в урегулировании конфликтов и кризисов на Африканском Роге.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.