Публичные демонстрации, происходящие время от времени в России, побуждают к попыткам понять уровень участия граждан в выборах, связь общества с политикой и правила самой политической системы страны.

Причиной, по которой в этой связи взоры вновь обратились на Россию, стали демонстрации, начавшиеся из-за ареста Алексея Навального, который изображается как «российский оппозиционный лидер». На самом деле Алексей Навальный привлек внимание к себе больше выборами мэра Москвы, нежели думскими выборами или попытками баллотироваться на пост президента. На выборах мэра Москвы Навальный получил 27% голосов, прежде всего от нового поколения. Этот процент, хотя его и не хватило для того, чтобы стать мэром, заставил услышать имя Навального в особенности в крупных российских городах, Санкт-Петербурге и Москве.

Наконец, отравление Навального в августе прошлого года и указание на Кремль в качестве главного подозреваемого стали новой стадией противостояния на линии Кремль — Навальный, а на заднем плане — поединка России и Запада. После того как Навальный был задержан в аэропорту по возвращении из Германии, куда он отправился на лечение, и призвал своих сторонников «выйти на улицы», это вызвало новые дискуссии о России. Для понимания запроса российского общества будет уместно прежде всего обратить внимание на политическую систему, которая создавалась шаг за шагом в России во время правления Путина, и ее последствия.

Изменения избирательной системы, которая собиралась словно пазл: путь Госдумы

В избирательную систему России и закон о политических партиях изменения вносились пять раз. Когда начинались первые изменения, Путин охарактеризовал ситуацию так: «Выборы с участием 300 партий — это не демократия. Для демократии важна многопартийность, но в России царит выборный хаос».

В соответствии с этими словами Путина политическим партиям в первую очередь было запрещено получать помощь из-за рубежа, прежде всего от олигархов, поскольку бизнес, спонсирующий партии, через некоторое время побуждал их действовать в своих интересах. Затем было ограничено формирование предвыборных коалиций. В 1990-х годах партии, крупные и малые, объединялись перед выборами, а после выборов снова разделялись, что фактически подрывало силу Госдумы. Также были обновлены условия участия партий в выборах, и каждой партии было сказано: «Ты не можешь участвовать в выборах так, как ты хочешь». Количество членов партии, необходимых для участия в выборах, сначала было увеличено до 10 тысяч, затем до 40 тысяч и, наконец, до 50 тысяч. Более того, также было введено требование наличия региональных отделений в субъектах федерации. До этого момента реформы как правило предлагались для исправления ошибочно функционирующей системы. Однако постепенно возникла ситуация, когда Кремль доминирует, а выборы не работают. Перелом наступил после 2010 года.

Реформы, проводившиеся с 2010 года, в отличие от тех, что осуществлялись до этого времени, имели более благоприятный для оппозиции характер. Сначала в 2011 году количество членов политической партии, необходимое для ее участия в выборах, было снова уменьшено до 40 тысяч. А в 2012 году в закон о политических партиях в России было внесено двухступенчатое изменение. Во-первых, количество членов политической партии, необходимое для ее участия в выборах, сократилось с 40 тысяч до 500. Было введено требование наличия региональных отделений как минимум в половине субъектов федерации, однако ранее нижний предел не устанавливался. Кроме того, избирательный порог был снижен с 7 до 5%. Эти изменения произошли под влиянием «арабской весны» на Ближнем Востоке и массовых протестов, наблюдавшихся в стране после объявления о том, что Путин снова будет кандидатом в президенты.

В то время как на выборах в Государственную Думу в 2011 году боролись семь партий, с вышеупомянутым облегчением условий на выборах в 2016 году эта цифра увеличилась до 74. Помимо этого, с принятием закона в 2014 году изменилась также система думских выборов. 225 из 450 мест в Госдуме были разделены между субъектами федерации, и для этого было введено правило пропорционального представительства. Остальные 225 мест распределялись в зависимости от числа голосов, полученных партиями на федеральном уровне. Однако результаты выборов указали на другую серьезную ситуацию, которой мы еще коснемся, а прежде обратим внимание на партию Путина.

Консолидация «Единой России» и господствующая партия

Хотя в 2000-х годах администрация Путина подготовила новую дорожную карту для России, этих изменений было недостаточно для консолидации сил в Госдуме и на местах. Чтобы претворить в жизнь дорожную карту по всей стране, оставаясь в границах демократии, политической группе, которая тем или иным образом находится у власти, безотносительно к России, нужны вспомогательные инструменты. А в случае с Россией — поддержка политической партии для беспрепятственного принятия законов в Думе, которая с 1906 года традиционно являлась оплотом оппозиции… У Путина как главы государства было право вносить законодательные инициативы в Госдуму, но и была потребность в помощнике, способном обеспечить их прохождение. И на этом этапе партия «Единая Россия» должна была стать искомым средством.

Партия «Единая Россия» сформировалась в 2001 году в результате объединения движения «Единство» и партии «Отечество — вся Россия». Когда Путин возглавил «Единую Россию» после передачи президентского кресла Дмитрию Медведеву в 2008 году, это не оставило места сомнениям относительно связей «Единой России» с Кремлем.

В то время как проводимые реформы вытесняли партии, способные конкурировать с «Единой Россией», за рамки политического поля, эта политическая сила с каждым днем все более явно отождествлялась с государством. «Единая Россия», быстро созданная в соответствии с законом о выборах в России, в этот период усилила свою экономическое и политическое влияние на федеральном и региональном уровнях, тайно получая государственную поддержку, и заняла доминирующее положение. На первых выборах «Единая Россия» набрала 37% голосов, в 2007 году — 64%. В 2011 году партия потеряла некоторое количество голосов и смогла получить 49,3%. Однако «Единая Россия» имела большинство в Госдуме, позволявшее изменить конституцию. В 2016 году «Единая Россия», набрав 54% голосов, получила 343 места в Госдуме.

Апатия, усталость и поиски

Постоянные изменения, вносившиеся в законы о выборах и политических партиях, усталость от власти Путина и «Единой России», растянувшейся более чем на 20 лет, отразились на явке на выборах в Госдуму. Посмотрим на положение вещей через призму цифр. На выборах в Госдуму в 2003 году из 107 миллионов избирателей проголосовало 56%, в 2007 и 2011 годах — 60%. Однако в 2016 году имел место значительный перелом, и возникла тревожная ситуация. На думских выборах 2016 года была зафиксирована самая низкая явка за всю историю России. На участки для голосования отправились только 47% из 110 миллионов зарегистрированных избирателей. Иными словами, 53% россиян даже не пошли на выборы.

Думские выборы важны для России, поскольку Дума известна как адрес оппозиции в стране, и, чтобы объяснить падение явки, можно найти много причин. Однако самая поразительная из них заключается в том, что люди потеряли веру в возможность перемен и отбросили эти поиски в сторону. «Единая Россия», возможно, и имеет средства, экономическую мощь, позволяющие превзойти все остальные политические партии, но вместе с тем она сама может изжить себя.

Таким образом, правильно это или нет, но администрация Путина создала определенную систему, следуя своим путем, принимая во внимание, в каком тяжелом состоянии досталась ей страна. Москва, которая в дилемме «демократия или стабильность» выбрала в качестве путеводной звезды «стабильность», создала государство, возродившееся из пепла. Это позволило России повысить свой авторитет, но для тех, кто родился во время распада СССР или в начале 2000-х годов, эти реалии уже не столь привлекательны. Хотя эти заслуги признаются, существует желание новых поисков и перемен.

Кремль осознает, что массы устали. Ведь в противном случае он не пошел бы на облегчение избирательной системы после массовых демонстраций 2012 года, а после недавних протестных акций Путин не появился бы на экране, чтобы объявить: «У меня нет дворца». Но какие шаги будут сделаны — неизвестно. Зато известно, что Путин 25 января впервые сказал о том, что после президентства планирует оказывать юридические услуги, в то время как ранее при ответе на этот вопрос он говорил: «Посмотрим, увидим». Передаст ли Путин власть, есть ли шанс у такой проблемной фигуры, как Навальный, расиста и сторонника ультраправых взглядов, — предсказать трудно. Однако ясно то, что созданная Кремлем система начала создавать трудности для самой власти. Поэтому слои общества, которым на самом деле не нравится и Навальный, высыпают на улицы, героизируют такую фигуру, как Навальный, чтобы сказать власти: «Остановись где-нибудь»…

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.