Восьмого октября проживающие в Азербайджане евреи-ашкенази собрались, чтобы помолиться за победу азербайджанской армии в войне за Нагорный Карабах. Я считаю, что к этой молитве должны присоединиться все еврейские общины Азербайджана — горские евреи и грузинские евреи. Главный раввин ашкенази Азербайджана Шнеор Сегаль (Shneor Segal) сказал: «Мы любим нашу родину — Азербайджан. Мы молимся за победу и за освобождение земель, оккупированных агрессором».

Моя семья живет в Баку с начала прошлого века. Как жили бакинские евреи? Почему они с такой теплотой вспоминают свой город? Потому что евреи там никогда не были изгоями.

В Баку можно увидеть «еврейские» мемориальные доски и памятники. Они установлены в честь гениального физика Льва Ландау, руководителя советской атомной программы, генерал-полковника Бориса Ванникова и других известных ученых. В Баку есть прекрасный памятник командиру танка, национальному герою Азербайджана Альберту Агарунову, погибшему в 1992 году в бою за Нагорный Карабах. В его честь также названы улица, где находится этот памятник, и школа, в которой учился Альберт. На похоронах Агарунова по просьбе его семьи молитвы читали и раввин, и мулла. Я назвал лишь несколько памятных мест, посвященным евреям-гражданам Баку. Их гораздо больше.

Общеизвестно, что в Азербайджане практически не было антисемитизма. Мы росли вместе, уважая друг друга, наши непохожие религии и традиции.

Важно отметить, что Азербайджан является преданным стратегическим партнером Израиля. Мы получаем из Азербайджана энергоносители, которые жизненно важны для развития Израиля. Мы наладили сотрудничество в различных областях, и благодаря помощи Азербайджана «Моссад» смог провести множество операций против врагов Израиля.

Вернемся в Баку на 30 лет назад. Для литераторов, писавших на армянском языке, в Союзе писателей Азербайджана было специальное армянское отделение. У армянских писателей в Баку был свой литературный журнал на армянском языке. В Баку издавалась большая армянская газета, поддерживаемая правительством. В Азербайджане был вузовский факультет с преподаванием на армянском языке, были армянские школы. По данным переписи населения СССР 1989 года, в то время в Азербайджане проживало 390 тысяч армян.

Люди не живут там, где, по их мнению, с ними обращаются несправедливо. Армяне, жившие в Баку и в других населенных пунктах Азербайджана, уезжать не собирались и ни с кем не собирались воевать.

Подстрекательство к конфликту, ненависти, кровопролитию и страданиям пришло в Азербайджан извне. В годы перестройки идеологи «Великой Армении от моря до моря» воспользовались слабостью центрального правительства и развалом некогда великого государства и приступили к реализации своего плана.

Сотни тысяч азербайджанцев, живших в Армении, были изгнаны из своих разграбленных домов. Зачастую они приходили в Азербайджан через горные перевалы босиком, с детьми на руках. И в Нагорном Карабахе армяне выгнали всех своих соседей-азербайджанцев, живших там на протяжении нескольких поколений, заявив, что это армянская земля и что всем остальным там нечего делать. Так началась агрессия Армении против Азербайджана, война и оккупация.

Москва не знала, что делать, и, по всей видимости, не хотела гасить разгоравшийся конфликт. В «черном январе» в Баку были введены танки советской армии, что разожгло карабахский конфликт. Советские войска жестоко подавляли общественное сопротивление этой агрессии, расстреливая безоружных мирных жителей, которые мирно протестовали на улицах. Среди актов вандализма даже были случаи, когда танки давили машины скорой помощи. Эти дни ознаменовали конец существования советского Азербайджана.

Мы живем в современном мире и должны считаться с его реалиями. Существуют международные законы и признанные границы, которые международное сообщество обязано соблюдать. Есть люди, которые мирно жили на этой земле. Армения напала на соседнее независимое государство Азербайджан и оккупировала 20% его территории, захватив и Карабах, и семь прилегающих к нему районов.

Кто выиграл от этой войны в 1994 году? Только политики, которые нажили многомиллионные состояния, разжигая конфликт. Многие из них живут далеко от Кавказа. И эта агрессия не принесла армянскому народу ничего, кроме несчастий, разрухи и изоляции.

А как относятся к евреям в Армении?

Ферн Сидман (Fern Sidman) из нью-йоркской еженедельной газеты «Джуиш Войс» (The Jewish Voice) написала статью под названием «Армянский антисемитизм вновь поднимает свою уродливую голову» («Armenian antisemitism rears its ugly head again»). Она пишет: «В данных, опубликованных исследовательским центром Пью (Pew Research Center) Армения приведена как наименее терпимая к евреям среди 18-ти стран Центральной и Восточной Европы, что является ключевым признаком, присущим угнетенным, закрытым и полностью моноэтническим обществам. Целых 32% армян-респондентов заявили, что они вообще не приемлют евреев в качестве сограждан. Эта цифра производит неприятное впечатление, но в принципе не удивляет».

Согласно индексу антисемитизма, опубликованному Антидиффамационной лигой, Армения является наиболее антисемитской страной на постсоветском пространстве, причем антиеврейские настроения разделяют 58% ее населения.

«Типичным официальным ответом на антисемитизм в Армении является отрицание его существования», — пишет Сидман. В 2004-2005 годы в отношении Мемориала памяти жертв Холокоста в столице Армении Ереване неоднократно совершались акты вандализма, но полиция якобы пришла к выводу, что памятник «просто упал сам по себе», и эти инциденты никто из представителей властей публично не осудил.

Важно отметить, что в сегодняшнем конфликте ближайшим союзником Армении является Иран, страна, которая открыто заявляет о своем стремлении уничтожить еврейское государство и которая является одним из главных спонсоров мирового терроризма.

Более того, американский раввин Исраэль Барук (Israel Baruk) написал о скоординированных действиях армянских студенческих организаций США. На сайте интернет-издания «Таймс оф Исраэль» (The Times of Israel) он написал о проводимых в различных университетах страны кампаниях по бойкоту и отказу от сотрудничества с Израилем.

«Ожесточенное предубеждение в отношении евреев и глубоко антисемитские действия в Армении являются многолетним кризисом, — пишет Барук, — несмотря на абсолютную неосведомленность общественности об этом, особенно в США. Большинство практически не знает, что армянский антисемитизм сыграл важную роль в проведении гитлеровской политики под названием „окончательное решение еврейского вопроса", в частности, когда 20 тысяч армянских нацистских коллаборационистов оказывали содействие нацистам, выслеживая и арестовывая евреев и других „нежелательных лиц" в тылу немецкой армии».

Лидерами этих коллаборационистов были генерал А. Дро и генерал Нжде, которых сегодня в Армении называют национальными героями. Более того, в 1930-е годы армяно-американские СМИ, такие как газета «Айреник» (Hairenik), оказывали Гитлеру всяческую пропагандистскую поддержку, называя евреев «вредными элементами», оправдывая массовое истребление евреев и называя его необходимой «хирургической операцией».

В центре Еревана сейчас стоит памятник Нжде, считающемуся национальным героем.

«Цифры не лгут, — пишет Сидман. — Армянский антисемитизм — это серьезная проблема, и эту проблему нельзя отрицать, обелять или игнорировать».

Что мы видим сегодня из Израиля?

С одной стороны, есть Азербайджан, в котором никогда не было особо выраженного антисемитизма, который обеспечивает жизненно важные энергетические потребности Израиля, который помогает Израилю бороться с его врагами в регионе. И который сегодня воюет на своей суверенной территории, чтобы выгнать оттуда захватчиков.

С другой стороны, есть Армения — страна, которая создала сильный стратегический союз с Ираном, которая почитает нацистских пособников как национальных героев, страна с самым высоким уровнем антисемитизма в Европе. Страна, которая незаконно захватила и оккупировала территорию соседнего государства и которая обстреливает гражданские объекты, чтобы спровоцировать более масштабный конфликт.

Это две стороны одного фронта.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.