Только что я получил письмо:

«Я пишу вам из Армении — поблагодарить за вашу статью. Реакцией американских христианских организаций (политических/религиозных) на настоящую попытку второго геноцида в XXI веке я не удивлен, но сильно разочарован. Я знаю, что православных они не любят, но теперь я убедился, что они нас действительно ненавидят. Еще раз спасибо за вашу статью».

Эта статья появилась на сайте «Американского консерватора». Ее автор, турецкий журналист Узай Булут (Uzay Bulut), защищает Армению от турецкой и азербайджанской агрессии — и для турка это необычайная храбрость.

Я бы поправил моего армянского читателя: американские христиане не ненавидят православных в древних христианских странах. Они попросту не знают, что вы существуете, и им все равно. Может, безразличие — это разновидность ненависти. Как бы то ни было, это глубоко неверно.

Большинству американцев невдомек, что Армения была первой страной, услышавшей Благую весть. Вот как долго эти люди были христианами. Я настоятельно призываю вас прочесть статью Марка Мовсесяна (Mark Movsesian) о предыстории новых боевых действий в спорном регионе Нагорного Карабаха.

И позвольте мне рассказать вам кое-что о Турции, которая поддерживает агрессию против Армении.

Большинство американцев и понятия не имеют, что в XX веке турки устроили армянским христианам настоящий геноцид. На эту тему стоит прочесть книгу израильских историков Бенни Морриса и Дрора Зеэви «Тридцатилетний геноцид: как Турция уничтожала христианские меньшинства (1894-1924)» (The Thirty-Year Genocide: Turkey's Destruction of Its Christian Minorities, 1894-1924). Мне приходилось нередко откладывать книгу в сторону — красочное описание этнических и религиозных чисток и зверств, которые турки чинили невинным армянам, были невыносимы.

Вот, например, рассказ о резне в Урфе в 1895 году, которую застал некий чиновник британского консульства по фамилии Фитцморис (Fitzmaurice):

Назиф [местный турецкий военачальник] приказал христианам-неармянам собраться в своих церквях, не выходить из дома и не прятать у себя армян. Еще один признак соучастия властей — что капитан жандармов после нескольких недель отказов наконец-то разрешил [миссионерке Коринне] Шаттак давно запланированную поездку в Антеп. (В итоге ехать она раздумала). Затем войска выстроились у входов в армянский квартал. Позади военных собралась вооруженная толпа, а на минаретах сгрудились мусульманские зеваки, — явно предвкушая волнующее зрелище. Турецкие женщины тоже собрались на крышах и стенах крепости, выходивших на армянский квартал. Женщины подбадривали толпу «зильгитом» — своеобразным горловым криком, которым на востоке принято воодушевлять смельчаков. Днем, когда над городом сверкнуло крепостное украшение в виде полумесяца, а муэдзин пропел полуденную молитву, мулла взмахнул с высокого минарета на другом конце города зеленым стягом. Раздались выстрелы, прозвучал трубный сигнал атаки. Солдаты разомкнули ряды, и толпа хлынула в квартал, нападая на мужчин старше определенного возраста.

Фитцморис пишет, что Назиф «подбадривал толпу жестами». Кроме того, ей помогали солдаты, изучившие внутреннее устройство квартала во время осады. Впереди, ломая двери, шел «отряд дровосеков», вооруженный топорами. Затем солдаты врывались внутрь и расстреливали мужчин. «Некий шейх, — пишет Фитцморис, — приказал своим людям привести как больше крепких молодых армян. Ему привели около ста человек, бросили навзничь и связали по рукам и ногам. Шейх же с поразительным сочетанием фанатизма и жестокости принялся резать им глотки, декламируя при этом суры из Корана — по образу и подобию жертвоприношения овец в Мекке. Спрятавшихся вытаскивали и жестоко убивали — забивали камнями, расстреливали и поджигали вымоченными в бензине циновками. Женщин, защищавших мужей и отцов, тоже вырезали. Еще больше армян погибло, убегая по крышам в надежде спастись. Когда убийства прекратились, дома разграбили и сожгли. На закате снова протрубил горн, призывая войска и толпу отступить…

И дальше:

На следующий день, 29 декабря, зверства возобновились, и на рассвете снова зазвучала труба. Больше всего людей погибло в армянском соборе, где прятались тысячи. Нападавшие сначала обстреляли церковь через окна, затем выломали двери и перебили всех на первом этаже. Фицморис рассказывает, что, грабя церковь, толпа «насмехалась над жертвами, требуя, чтобы Христос показал свое величие перед пророком Магометом». Затем турки обстреляли «кричащую и обезумевшую от страха толпу из женщин, детей и части мужчин» в галерее на втором этаже. Но расстреливать армян одного за другим было «чересчур утомительно», поэтому толпа натаскала пропитанных бензином циновок и подожгла деревянные конструкции и лестницы наверх. Нескольких часов над городом висел «отвратительный смрад жареного мяса». В марте следующего года Фицморис отметил: «Вонь гниющих и обугленных останков в церкви невыносима и поныне». Шаттак, наблюдавшая через четыре дня, как мужчины «тащат из собора мешки с костями и пеплом», назвала этот ужас «чудовищным холокостом».

До резни в Урфе проживало около 20 000 армян. За два дня погибло от 8 000 до 10 000 человек, из них от 2 500 до 3 000 — в армянском соборе. Османское правительство в Стамбуле резню наотрез отрицало.

И эта бойня была не единственной! Моррис и Зеэви заключают, что «весьма вероятно», что число армян, убитых за тридцатилетний период 1894-1924 гг. превысило один миллион — возможно, даже значительно больше. Армяне — не единственные христиане, кому турки устроили резню. Вместе с ними гибли ассирийские христиане и греки. Израильские историки пишут:

Предыдущие оценки предполагают, что турки и их приспешники прямо или косвенно, через лишения или болезни, уничтожили в период с 1894 по 1924 год от 1,5 до 2,5 миллионов христиан.

В каком-то смысле, считают они, геноцид армян был даже хуже, чем холокост евреев:

«Антиеврейская кампания не строилась на личном садизме наподобие того, что демонстрирует офицер СС Амон Гет в фильме „Список Шиндлера" (1993). (В этом смысле фильм вводит публику в заблуждение.). Разумеется, жестокость была повсеместной, и повсюду причинялись огромные страдания. Но они не были самоцелью преступников. В большинстве случаев процесс убийства был холодным и безличным, направленным лишь на истребление. Массовые убийства и депортация христиан Турции в 1894-1924 годах, напротив, были в высшей степени откровенными и личными и насчитывали бесчисленные акты личного садизма. Если нацисты применяли оружие и газ, то многие из христиан Турции были убиты ножами, штыками, топорами и камнями; тысячи были сожжены заживо (нацисты же сжигали лишь трупы); десятки тысяч женщин и девочек были изнасилованы и убиты; священнослужители были распяты, а тысячи христианских сановников были перед казнью замучены, — им выкалывали глаза, отрубали носы и уши, ломали кости. С точки зрения поведения преступников, с точки зрения их индивидуальных действий, резня христиан в Турции была не в пример более жестокой, чем убийство евреев нацистами».

Таково мнение двух израильских историков, которые, к величайшему стыду американских христиан, проявили куда больше сочувствия и солидарности с армянами, которых преследуют турки и их марионетки.

Вот ссылка на короткий документальный ролик британского телевидения о геноциде армян. Он длится всего восемь с половиной минут, и его стоит посмотреть, чтобы осознать, чтó претерпели эти люди от рук турок.

А вот как о нынешних боевых действиях в спорном регионе Нагорного Карабаха сообщает Национальное общественное радио (NPR).

«По словам Томаса де Ваала (Thomas de Waal) из института Карнеги, нынешняя ситуация опаснее прежней в силу двух факторов: открытой турецкой поддержки одной из сторон и „необычной отчужденности" США».

Трампу нравится турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, — который, кстати, в этом году превратил древний христианский собор Святой Софии в мечеть, унизив православных христиан.

Почему же складывается такое ощущение, что правительство моей страны всегда поворачивается к христианам Ближнего Востока спиной? Неудивительно, что армяне считают, что мы их ненавидим.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.