Важная ответственность за стабильное развитие тюркских государств, которые были созданы в истории, как правило, ложилась на плечи первых двух лидеров. В качестве примера можно привести правление Бумин-кагана и Истеми-ябгу в Первом государстве Гёктюрков, общность видения между Бильге-каганом и Кюль-тегином во Втором государстве Гёктюрков. В Государстве Великих Сельджукидов, как известно, значительную роль сыграли Тугрул и Чагры. В Казахском ханстве, образовавшемся в XV веке, согласие между ханами Керей и Джанибек обеспечивало государственную преемственность, тогда как в современный период отношения между основателем Турецкой Республики Мустафой Кемалем Ататюрком и Исметом Инёню подготовили почву для стабильного развития молодой республики без крупных катастроф во внешней и внутренней политике.

Как видно, наравне с влиянием лидера — основателя нового государства для продолжения здорового функционирования созданной этим лидером структуры также важна деятельность второго лидера. С этой точки зрения для сохранения импульса, который придал развитию Казахстана его основатель, президент, «Елбасы» Нурсултан Назарбаев, особое значение имеет и период его преемника — Касым-Жомарта Токаева. В этой связи рассмотрение первого года правления Касым-Жомарта Токаева, который пришел к власти в Казахстане после отставки Назарбаева 19 марта 2019 года и, одержав победу на президентских выборах 9 июня 2019 года, стал вторым президентом страны после церемонии инаугурации 12 июня 2019 года, поможет нам понять, как будет развиваться страна на следующем этапе.

Прежде всего следует отметить, что Токаев работал бок о бок с Назарбаевым с первых лет независимости Казахстана. Выпускник Московского государственного института международных отношений, Токаев много лет занимал пост министра иностранных дел Казахстана, работал также заместителем генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Токаева можно назвать архитектором казахстанской внешней политики. Помимо этого, Токаев, который наряду со своим родным языком — казахским владеет русским, английский, китайским, французским языками, также занимал такие высокие должности, как премьер-министр, председатель сената. В силу этого опыта, приобретенного как внутри страны, так и за рубежом, предполагалось, что Токаев будет продолжать линию Назарбаева во внутренней и внешней политике. И на данном этапе действительно видно, что в Казахстане существует преемственность и стабильность.

Становится понятно, что наряду с устойчивым развитием страны Токаев, пожалуй, больше Назарбаева придает значение политическим реформам и статусу страны как «социального государства». На стадии становления самостоятельного государства Назарбаев выдвинул лозунг «сначала экономика, потом политика». А по мнению Токаева, наступил тот момент, когда экономическое развитие уже невозможно без проведения политических реформ. В число приоритетов Токаева входит достойный ответ на запросы общества о диалоге, демократии и справедливости. В этой связи президент запустил несколько важных проектов.

Глава государства инициировал понятие «слышащее государство». Согласно этой концепции, все механизмы государства должны слышать требования граждан и оперативно реагировать на них. Необходимо, чтобы все государственные учреждения, организации и служащие работали по этой новой концепции. В этой связи для углубления диалога между правительством и народом был создан Национальный совет общественного доверия. Учреждение данного совета было нацелено на усиление взаимодействия между государством и обществом, укрепление национального единства и общественной стабильности. В круг основных задач совета входит проведение общественной экспертизы проектов национальных стратегий, программ, нормативных правовых актов, рассмотрение значимых стратегических проблем с учетом мнений общественности и неправительственных организаций, обеспечение конструктивного диалога между общественностью, политическими партиями, неправительственными организациями и государственными органами.

В совет, возглавляемый лично президентом Токаевым, входят руководитель администрации президента, уполномоченные по защите прав человека, детей, предпринимателей, известные государственные деятели, представители политических партий и неправительственных организаций. Заседания совета было решено проводить не менее трех раз в год. На трех заседаниях, состоявшихся к настоящему моменту, были приняты важные решения. Одним из конкретных результатов работы совета стало принятие «Закона о мирных собраниях», подготовленного в соответствии с рекомендациями членов совета. Новый закон полностью обеспечивает конституционные права граждан, связанные с проведением мирных собраний. Также разрабатываются проекты законов о выборах и политических партиях, которые входят в первый пакет политических реформ, а также другие законопроекты.

В контексте социальной политики Токаев по согласованию с Национальным советом общественного доверия запустил такие инициативы, как увеличение ежемесячных государственных пособий семьям, имеющим более четырех детей, с 110 до 200 долларов, подготовка пакета социальной помощи детям из малообеспеченных семей, в частности обеспечение продуктами питания и предметами первой необходимости детей дошкольного возраста, предоставление школьникам бесплатного горячего питания, бесплатного проезда в школу и обратно, школьной формы и других принадлежностей. Самым смелым шагом Токаева стало поручение Правительству и Центральному банку погасить задолженности по беззалоговым потребительским кредитам в размере 300 тысяч тенге социально уязвимым слоям населения. Остальным жителям Казахстана были прощены штрафы по кредиторской задолженности. Эта мера коснулась 5 миллионов казахстанцев. Правительство выделило из государственного бюджета 105 миллиардов тенге для погашения задолженности по беззалоговым потребительским кредитам 629 тысяч заемщиков.

В рамках сближения власти и народа в Казахстане также следует рассмотреть подход Токаева к кризисному управлению. Необходимо отметить, что за первый год президентства Токаева в стране имели место серьезные кризисы, которые были успешно преодолены благодаря лидерству Токаева. Обратим внимание на некоторые из этих кризисов. Прежде всего нужно сказать о взрыве на складе боеприпасов, прогремевшем в городе Арысь 24 июня 2019 года. Из-за взрыва население города в панике бежало в расположенный поблизости город Шымкент. Тогда президент Токаев лично отправился в регион и руководил процессом эвакуации, расселения и обеспечения людей продуктами питания. Этот шаг президента был высоко оценен не только жителями Арыси, но и всеми казахстанцами.

Еще одним кризисом в первый год президентства Токаева были столкновения, произошедшие между казахами и дунганским меньшинством в Кордайском районе в начале февраля 2020 года. В ходе этого кризиса Токаев тоже сам отправился в район, лично побеседовал с его жителями и призвал стороны к спокойствию. Этот шаг первого лица государства, с одной стороны, показал, что в стране работает принцип верховенства закона, с другой — выявил потребность в более комплексной политике в отношении различных этнических групп, проживающих в стране. И Токаев дал соответствующие поручения Ассамблее народа Казахстана.

Крупнейшим вызовом за рассматриваемый период стала эпидемия коронавируса нового типа (covid-19). Известно, что Казахстан ведет успешную борьбу в этой сфере. На первом этапе эпидемии Токаев 15 марта 2020 года ввел чрезвычайное положение во всей стране. Так было пресечено распространение вируса. Как стало понятно на более позднем этапе, это было своевременное и уместное решение. Токаев также объявил эффективный пакет мер поддержки экономики и людей, пострадавших от covid-19. Людям, которые в силу эпидемии потеряли работу или были вынуждены закрыть свое дело, была назначена социальная выплата в размере 42,5 тысячи тенге. Этой помощью воспользовались более двух миллионов человек.

По решению президента Токаева, государство выделило 10 миллиардов долларов на антикризисные меры по всей стране, не считая налоговых преференций и поддержки на местном уровне. Из них 740 миллионов было потрачено на меры по обеспечению занятости населения. В целях поддержки предприятий малого и среднего бизнеса на время чрезвычайного положения были приостановлены выплаты по банковским кредитам, также была предоставлена отсрочка по уплате всех видов налогов и других обязательных платежей сроком до трех месяцев. Вдобавок к этому, было выделено 1,5 миллиарда долларов на кредитование оборотного капитала предприятий малого и среднего бизнеса. Таким образом, финансовая помощь была оказана более 4,2 миллиона человек. Более 1,6 миллиона человек получили помощь от государства на оплату коммунальных услуг. Меры налогового стимулирования охватили более 700 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей. Также был составлен список компаний, которые должны получить необходимую поддержку для сохранения рабочих мест и стабильной оплаты труда. В целом объем средств, направленных на поддержку граждан и бизнеса, составил около 13,8 миллиарда долларов.

Как видно, в первый год своего президентства Токаев во внутренней политике продолжил укреплять статус страны как социального государства и проводить политические реформы в рамках концепции «слышащего государства», а на внешнем контуре осуществлять многовекторную политику, ставшую визитной карточкой Казахстана. Так, в первый год своего правления Токаев, помимо соседних стран, таких как Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, посетил и такие значимые в глобальной политике государства, как Россия, Китай, США, Германия. Наряду с этим заслуживают внимания и двусторонние переговоры Токаева с главами других государств, проведенные на полях Генеральной ассамблеи ООН и Мюнхенской конференции по безопасности. Эту деятельность президента можно расценить, с одной стороны, как продолжение казахстанской политики балансирования между Россией, Китаем и западным миром, а с другой стороны, как показатель изменений, происходящих в стране.

В этой связи «Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы», обнародованная 9 марта 2020 года, является первой опубликованной в период Токаева внешнеполитической доктриной страны. Документ, в котором делается акцент на преемственности внешнеполитического курса, показывает, что Токаев намерен продолжать сбалансированную и миролюбивую линию во внешней политике. Казахстан будет и дальше позиционировать себя в качестве ответственного и уважаемого участника международного сообщества, брать на себя ведущую роль в Центральной Азии и более обширном регионе.

Тот факт, что в данном документе в числе приоритетных институтов упоминается Совет сотрудничества тюркоязычных государств, заслуживает особого внимания с точки зрения отношений Казахстана с Турцией и процесса интеграции тюркского мира в целом. В этом контексте саммит Тюркского совета, состоявшийся 10 апреля 2020 года в режиме видеоконференции, стал первой встречей такого рода, в которой Токаев принял участие в качестве главы государства. Выработанная на саммите единая позиция по борьбе с эпидемией covid-19 является показателем того, что в дальнейшем интеграция тюркского мира будет набирать еще большие обороты. На это также указывают уже участившиеся контакты на уровне министерств стран — членов Тюркского совета после этого саммита. В конечном итоге Казахстан под руководством Токаева продолжит оставаться одним из важных полюсов тюркского мира.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.