Мир внимательно следит за протестной волной, охватившей Соединенные Штаты после убийства чернокожего американского гражданина Джорджа Флойда. Белый полицейский около девяти минут удерживал свое колено на шее мужчины, в результате чего он потерял сознание и умер. Международное сообщество бурно отреагировало на эту новость. Так, ряд антиамерикански настроенных стран воспользовались случаем, чтобы раскритиковать Соединенные Штаты. Как заявил официальный представитель МИД Китая Чжао Лицзянь, происходящее в Америке говорит о том, что расизм является хронической болезнью местного общества. Иран же призвал американские силы прекратить насилие против демонстрантов.

Америка, как и другие страны, прибегает к репрессивных методам в отношении демонстраций. Как и в большинстве государств, после выявления врага американские власти используют СМИ для формирования определенного общественного мнения о протестах. Кроме того, она прибегает к законодательной базе для легализации подавления волнений и использования против граждан слезоточивого газа и резиновых пуль.

Краткий обзор иностранных вмешательств «мирового жандарма»

Чтобы получить ясное представление о механизмах контроля над протестными движениями в Америке, мы должны обратить внимание на вмешательства местных властей во внутриполитические события в других странах. История доказывает справедливость фразы «США — мировой жандарм»: они обучили многие страны тому, как можно контролировать оппозицию и подавлять протесты.

С момента открытия американского континента и прибытия туда европейских переселенцев колонисты использовали полицию для контроля над оппозиционным движением, обеспечения порядка и верховенства закона, а также применяли стратегию «разделяй и властвуй». За свою историю Соединенные Штаты пережили сотни восстаний и жестокую гражданскую войну, в которой погибли почти миллион человек. Благодаря движению против рабства американские власти получили опыт и разработали механизмы контроля над ситуацией в стране.

После Второй мировой войны Америка стала активно действовать за рубежом, экспортируя свои стратегии и методы для повышения эффективности управления в новых государствах постколониального периода. Этот процесс включал обучение механизмам подавления демонстраций. Страны Восточной и Юго-Восточной Азии, например, Южная Корея, Япония и Таиланд были хорошей ареной для экспериментов Соединенных Штатов. Чтобы добиться влияния в этом регионе, американцам было необходимо укрепить общественную безопасность в этих странах, подавить массовые протесты, а также положить конец забастовкам рабочих и антиколониальным движениям.

Под предлогом сдерживания коммунистической угрозы Америка оказала поддержку диктатору и первому президенту Южной Кореи Ли Сын Ману, обучив его силы шпионажу и борьбе с оппозицией. Америка обучила южнокорейскую полицию механизмам подавления демонстраций в сотрудничестве с японскими официальными лицами (также прошедшими подготовку у американцев). Так, корейская полиция арестовала более 17 тысяч граждан; среди политических заключенных были журналисты, обвиняемые в публикации подстрекательских материалов. Также она подавила демонстрации, вспыхнувшие на острове Чеджудо в Южной Корее из-за войны в 1950 году.

В Таиланде разведка США сотрудничала с Фао Сияноном, главой национальной полиции страны. Она отправила ему 200 советников и предоставила необходимую помощь для формирования полицейских сил (48 тысяч сотрудников, из них 10 тысяч в одном Бангкоке). Благодаря этой поддержке Фао смог избавиться от политических противников, включая четырех членов парламента. В январе 1959 года власти отправили Джеймса Беннетта, главу Федерального бюро тюрем США, помочь тайцам организовать местную тюремную систему.

Когда в Белый дом пришел Джон Кеннеди, 115 советников из американских правоохранительных органов были отправлены в более чем 24 страны. Власти США выделили на это 14,2 миллиона долларов. Кеннеди разработал новую, гибкую стратегию противодействия повстанцам для подавления радикальных национальных движений в развивающихся странах и обеспечения экономической стабильности с целью содействия процессу их модернизации.

В конце концов, эта репрессивная внешняя политика оказала влияние и на внутриполитическую стратегию американских властей. Так, оппозиционеров и других отдельных лиц начали обвинять в государственной измене и заговоре без каких-либо убедительных доказательств. Эта политика получила известность как «маккартизм», так как ее идейным вдохновителем был республиканец Джозеф Маккарти, сенатор и председатель Постоянного подкомитета по расследованиям Сената США. Именно он обвинил сотрудников Госдепартамента в лояльности коммунистической партии. На этом он не остановился, обвинив в сочувствии к коммунистам также таких общественных деятелей, как Альберт Эйнштейн и Мартин Лютер Кинг. В последующие десятилетия его философия все еще была популярна, в том числе во время протестов против вьетнамской войны.

Первый шаг — создай врага

Как считал немецкий философ-нацист Карл Шмитт, политика — это искусство создавать врага. Американские власти (как и большинство правительств мира) всегда стремятся найти очередного врага, существование которого станет для них оправданием для подавления протестов.

Твит Трампа, где он пишет о своем желании классифицировать «Антифа» как террористическую организацию (хотя это движение, а не объединение), является попыткой вызвать враждебное отношение к мирным протестам, призывающим к равенству и справедливости. «Антифа» восходит к антифашистскому движению в Европе, а в Соединенных Штатах оно набрало силу в 1980-х годах. Американский мыслитель Ноам Хомский назвал столкновение между движением «Антифа» и неонацистскими группами во время демонстрации «Объединить правых» в Шарлотсвилле летом 2017 года «подарком» для ультраправых и американского государства, и, похоже, оно является им по сей день.

После твита Трампа было опубликовано заявление генерального прокурора США Уильяма Барра по поводу демонстраций. По его словам, происходящее на американских улицах — это беспорядки, и «пришло время перестать безучастно смотреть на насилие, дать ему отпор и остановить его». Он завершает свое заявление: «Насилие, подстрекаемое и осуществляемое „Антифа" и другими подобными группами в связи с беспорядками, является внутренним терроризмом, и мы с ним будем поступать соответствующим образом».

Религия и режим: формирование общественного мнения

Недавно Трамп уверенно вышел из епископальной церкви Святого Иоанна в Вашингтоне, держа в руках Библию, и сфотографировался вместе с ней. Многим ситуация показалась странной, поскольку чтобы освободить ему дорогу от протестующих, собравшихся у церкви, полиция применила физическую силу и слезоточивый газ. В частности, произошедшее смутило преподобную Марианну Будде. В интервью «Вашингтон пост» она отметила, что ее не поставили в известность о мероприятиях, которые были запланированы правоохранительными органами. Она отметила, что послание Трампа противоречит ценностям любви и терпимости, поддерживаемыми церковью.

Снимок Трампа перед церковью Святого Иоанна может способствовать росту недовольства среди протестующих и вызвать восхищение у других граждан, усугубляя общественный раскол. В умах некоторых слоев американского населения Евангелие представляет собой воплощение превосходства белой расы, что поднимает вопрос о целях, которые преследовал Трамп, сделав фотосессию с Библией именно в это время. Нужно учесть, что некоторые евангельские общины, особенно в некоторых южных штатах, сохраняют лояльность Трампу и поддерживают его.

Добавьте к этому выбранный им момент для снимка: он пошел в церковь после того, как заявил о важности поддержания законности и порядка и угрожал отправить армию для разгона толпы демонстрантов. Теперь многие полагают, что он использует религию и Церковь в качестве политического инструмента в поддержку своей позиции по отношению к протестам.

Трамп не первый, кто использует религию в политических целях, и он не первый, кто подчеркивает важность поддержания правопорядка, когда начинаются какие-либо протесты. Тридцатый президент Соединенных Штатов Калвин Кулидж в свое время использовал лозунг закона и порядка после забастовки полицейских в 1919 году, требовавший улучшения условий труда и разрешения на создание профсоюзов. Кулидж также воспользовался данным лозунгом в ходе предвыборной кампании 1923 года, а его преемником в этом вопросе стал президент Ричард Никсон, давший предвыборные обещания восстановить в стране законопорядок. В условиях массовых демонстраций противников войны во Вьетнаме это послание звучало привлекательно для многих белых американцев.

Роль средств массовой информации в этом вопросе заключается в том, чтобы закрепить в глазах аудитории отрицательный образ демонстрантов и последствий их действий, тем самым формируя о них негативное общественное мнение. Именно СМИ формируют представление граждан о протестном движении. Например, такие новостные платформы как Fox News называют протестующих радикалами или анархистами, желающими свергнуть режим, что еще больше политизирует демонстрации и искажает их главные требования.

По мнению экспертов Джеймса Хертога и Дугласа Маклеода средства массовой информации обычно стремятся транслировать драматическую и тревожную составляющую протестов в поисках ярких историй, не считая нужным проливать свет на требования протестующих, что, разумеется, ослабляет общественную поддержку в их адрес.

Последний шаг — демонстрантов вовлекают в цикл насилия

Когда Ноама Хомского спросили о механизмах управления массами, имеющихся в распоряжении американских властей, он упомянул, что принимал участие в протестах против вьетнамской войны и в ходе их организации ведущие группы не могли конструктивно обсуждать свои шаги из-за присутствия в их рядах провокаторов. По его словам, если группа состояла из 10 человек, то в ней обязательно находился хотя бы один информатор или провокатор, а серьезные обсуждения возможны и безопасны только в кругу близких сторонников, которым можно доверять.

Американский президент Линдон Джонсон обратился к ЦРУ с просьбой шпионить за протестующими. Когда в июне 1969 года ему на смену пришел Никсон, он связался с ведомством и попросил расследовать вопрос получения протестующими какой-либо поддержки со стороны коммунистов из-за рубежа.

Кроме того, некоторые информаторы хорошо выучили язык, используемый левыми движениями, и участвовали в демонстрациях для сбора сведений, в частности, собрав более 300 тысяч имен. Шпионаж продолжился в 1974 году, и операция имела название CHAOS. Тем не менее, как свидетельствовали отчеты, имелось мало свидетельств о финансировании и иной поддержке протестующим со стороны коммунистов,и нет никаких доказательств их участия в самих волнениях.

Репрессивные механизмы в Америке не могут быть использованы без соответствующей законодательной базы. Такой для американских властей является статья 10 Закона о гражданских правах 1968 года, посвященная «борьбе с беспорядками». Она классифицирует использование внешней или внутренней коммерции для подстрекательства к беспорядкам в Соединенных Штатах как федеральное преступление. Стоит отметить, что Ноам Хомский вместе с группой других интеллектуалов критиковал власти за применение этого закона, приравнивающего организацию политических демонстраций к организованному насилию.

Во время демонстраций против войны во Вьетнаме, вспыхнувших в Лос-Анджелесе и серьезно подорвавших репутацию президента Джонсона, последний решил применить «Закон о восстании». Полицейские арестовали 51 протестующего в этом городе, что привело к масштабным столкновениям между 10 тысячами американских граждан и 500 полицейскими перед мероприятием по сбору средств для Джонсона. В октябре 1967 года люди собрались перед зданием Министерства обороны США в рамках крупнейшей демонстрации, организованной Национальной мобилизационной комиссией за прекращение военных действий во Вьетнаме. Тогда она собрала около 30 тысяч протестующих, из которых 647 человек были арестованы.

Что касается текущих событий, то появилось несколько видеозаписей, на которых видно, как демонстранты фотографируют и удерживают имеющихся среди них провокаторов, опасаясь, что полиция может использовать их действия в качестве предлога для подавления протестов или попытаться исказить цели «мирных» демонстраций, вспыхнувших из-за убийства полицией афроамериканца Джорджа Флойда.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.