После того, как в 2011 году космический корабль многоразового использования «Атлантис» совершил свой последний полет, НАСА пришлось прибегнуть к услугам российских ракет «Союз», которые нужно было оплачивать. Это привело к дисбалансу в соотношении космических потенциалов, который длился 9 лет. Но после триумфального полета космического корабля Crew Dragon компании SpaceX положение выровнялось. Поскольку теперь космические корабли будут взлетать с территории США, увеличится и присутствие американских астронавтов на МКС, а поскольку сами полеты станут более экономичными, другие космические агентства станут пользоваться услугами Crew Dragon. Все это ведет к возрождению давнего соперничества между Россией и США, которое началось еще в годы холодной войны.

После того, как SpaceX доказал, что способен доставлять космонавтов за пределы земной орбиты, причем с минимальным риском, Россия утратила монопольные позиции в вопросах доставки космонавтов. Это вынуждает ее пойти на снижение цен, что не приветствуется Кремлем.

Хотя Россия и поздравила США с успешным полетом, она при этом подчеркнула, что удивлена нездоровым ажиотажем вокруг того, что многие назвали началом новой эры. «Мы действительно не понимаем истерику, вызванную успешным запуском корабля», — заявил официальный представитель «Роскосмоса» Владимир Устименко. «Роскосмос» никогда не давал своего разрешения на автоматическую стыковку Crew Dragon с МКС во время непилотируемого испытательного полета в марте. Российский эксперт в области исследований космоса Вадим Лукашевич заявил телеканалу «Москва 24», что невыдача разрешения и холодные российские поздравления стали выражением тревоги в связи с возобновлением американских

полетов по доставке космонавтов.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять причины, почему Илон Маск и космическая промышленность США вызывают раздражение России. «Если бы не было раздражения в отношении США, мы бы не повторяли так надрывно, что являемся родиной космонавтики. Однако сейчас совершенно очевидно, что США значительно опережают нас», — подчеркнул Лукашевич, который является одним из конструкторов самолетов авиапроизводителя под названием «Сухой».

Президент США Дональд Трамп, в субботу посетивший Космический центр имени Кеннеди во Флориде, заявил: «Никто не делает этого так, как мы. И это только начало».

В 2014 году, когда напряжение между двумя странами достигло своей наивысшей точки, Москва пригрозила прекратить сотрудничество с Вашингтоном в космической области. Тогда Дмитрий Рогозин заявил, что американским астронавтам может понадобиться «батут», чтобы добраться до МКС.

В ходе совместной пресс конференции вместе с директором НАСА Джимом Брайденстайном, состоявшейся в воскресенье, Илон Маск сказал, что «батут действует». Когда его попросили прокомментировать это высказывание, 48-летний бизнесмен ответил, что «это у нас шутка такая». При этом оба смеялись.

Все началось в 2014 году, когда две частные компании — SpaceX и «Боинг» — предложили руководству США построить космический корабль, который будет доставлять астронавтов на МКС. После нескольких неудачных попыток они представили корабли Crew Dragon и CST-100 Starliner.

НАСА заключило контракт на 2,6 миллиарда долларов со SpaceX и на 4,2 миллиарда с «Боингом». Разница в сумме объясняется тем, что компания Илона Маска уже осуществляла ранее подобные проекты, и ей не нужно было начинать с нуля.

Все это привело к снижению стоимости полетов. Так, стоимость полета одного астронавта на борту Союза МС-16 достигает 90 миллионов долларов, в то время как на борту Crew Dragon она составит 55 миллионов.

Помимо более современной и функциональной конструкции, Crew Dragon оборудованы тактильными экранами вместо привычных кнопок; в них могут разместиться 7 астронавтов, а не 3, как в российских кораблях; а также на них стоят двигатели многоразового использования, что значительно сокращает затраты.

Чтобы поднять свою конкурентоспособность, «Роскосмос» объявил о значительном снижении цен. Хотя, по мнению специалистов, этого недостаточно.

«Чтобы расширить наше присутствие на мировых рынках, мы снизили цены приблизительно на 30%. Таков наш ответ на цены ниже себестоимости, устанавливаемые компаниями, которые финансируются за счет бюджета США», — заявил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

В настоящее время услугами «Роскосмоса» пользуются Космическое агентство Японии и Европейское космическое агентство, что превращает полеты на МКС в высокодоходный бизнес. Со временем они вполне могут обратиться к услугам другой компании.

Даже если SpaceX станет отправлять только американских астронавтов, «все равно ежегодный убыток для россиян может превысить 200 миллионов долларов, что является немалой суммой для „Роскосмоса", бюджет которого составляет 2 миллиарда долларов», — подсчитал Андрей Ионин, сотрудник Космической академии имени Циолковского в Москве.

На вопрос о том, когда русские, европейцы и канадцы в первый раз полетят на корабле Crew Dragon, Брайденстайн сказал, что «на данный момент решения по этому вопросу еще не принято». При этом он уточнил, первым международным партнером НАСА на борту корабля SpaceX будет японский астронавт.

Чтобы снять шероховатости, Джим Брайденстайн отметил, что НАСА купила два места на борту российского корабля «Союз» для запуска двух астронавтов, запланированного на октябрь этого, на случай, если они не захотят лететь на корабле корпорации SpaceX.

Директор НАСА заявил, что отправил письма Бенкену и Харли, указав, что отложит старт, если они его об этом попросят по любой причине. «Оба ответили, что намерены лететь».

К этому следует добавить, что к моменту, когда Crew Dragon и, возможно, Starliner, получат разрешение на полет к МКС, возможно, они смогут принять на борт до четырех американских астронавтов и космонавтов из других стран-партнеров НАСА. Пока что это невозможно ввиду высокой стоимости полета.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.