Результаты седьмого по счету международного исследования PISA (Program for International Student Assessment) в России комментировали не очень активно. Возможно, это связано с тем, что по результатам наших 15-летних школьников (а PISA проводит мониторинг качества общего образования именно этой возрастной группы) Россию отнесли к успешной группе стран (18 из 79 участвовавших в тестировании государств). Эта группа включает те страны, в которых произошли позитивные изменения по сравнению с прошлым тестом (он прошел в 2015 году). Тем не менее для страны, считавшей себя второй (а в некоторых областях и первой) образовательной державой мира результаты у нас скромные: по результатам в разных областях (PISA оценивает возможности школьников в математике, естествознании и понимании сложных текстов) Россия оказалась в группе стран, занимающих от 26-й до 32-й строчки в рейтинге.

В связи с этим интересно взглянуть: а как реагируют на результаты своих 15-летних популярные издания в разных странах мира? Нынешний тест PISA — седьмой по счету (он проводится каждые три года с 2001 года), так что от многих скоропалительных или истерических оценок серьезные издания успели отказаться. Реальная картина оказалась сложнее первой «шоковой» реакции в начале 2000-х, когда «азиатские тигры» (Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Япония и Тайвань) буквально порвали считавшие себя образованными крупные европейские страны. Вот как вспоминает об этом немецкий журнал «Шпигель»:

«Умные исследователи давно уже заметили, что в обучении школьников в Германии что-то идет не так, но политики не прекращали трепаться про „прекрасные немецкие школы". И вот тут грянул 2001-й год, первое исследование PISA. Это был шок. Немцы вдруг выяснили, что их школьники при сравнении с ребятами из других стран не вытягивают даже на средний уровень… Этот PISA-шок тогда здорово подтолкнул Германию вперед, сегодня немецкие школьники демонстрируют при международных сравнениях нормальные, средние результаты. Но между нами и лучшими остается изрядная дистанция».

В этом году всех обошли школьники из КНР — они обогнали даже традиционно сильных соотечественников-китайцев из Сингапура и основанной антикоммунистом Чан Кайши Китайской Республики на острове Тайвань. При этом школьники из КНР были представлены четырьмя командами из провинций Шанхай, Пекин, Цзянсу и Гуандун, сообщает британская «Гардиан». Издание Quartz отмечает, что по этому поводу нынешний тест PISA подвергся критике: представляют ли четыре самый развитый провинции огромный коммунистический Китай (КНР) с его более чем миллиардом населения и десятками миллионов бедных детей в отстающих регионах. Quartz приводит следующий контраргумент: «Некоторые утверждают, что Китай не должен быть представлен лишь несколькими восточными регионами, но ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, организующая тестирование PISA — прим.ред.) отвечает, что каждый из этих регионов сравним по населению с многими западными странами, а общее население этих регионов составляет 180 млн. человек, так что здесь речь идет о справедливости, ведь китайскоязычные Гонконг, Макао и Тайвань в рейтингах выступают как отдельные государства».

В целом соотношение сил между китайскоязычным миром и ведущими западными странами наиболее рельефно в своем комментарии представила американская телекомпания CNN (Си-эн-эн), подытожившая битву юных интеллектов следующими двумя абзацами:

«Подростки из нескольких зажиточных провинций Китая наголову бьют своих сверстников в самых богатых странах мира и по чтению сложных текстов, и по математике, и по естественным наукам… Исследование PISA выяснило, что 15-летние школьники из Пекина, Шанхая, а также восточных провинций Цзянсу и Гуандун дали лучшие в мире результаты по всем трем предметам, достигнув по каждому из них наивысшего рейтинга по четырехбальной шкале — 4.

Школьники из США дали рейтинг в 3 балла по четырехбальной шкале по чтению и естествознанию, а по математике не смогли подняться выше 2 баллов. Британские школьники дали по 3 балла по каждому предмету. Сингапур, занявший первое место в испытаниях PISA 2015-го года, уступил материковому Китаю, заняв в этом году второе место».

Но одними ли тестовыми результатами измеряется успешность школы и школьников? За минувшие 18 лет тестов в адрес PISA прозвучало немало критики насчет того, что, подгоняя школьников разных стран под одну тестовую систему, PISA ограничивает творчество учителей и заставляет детей участвовать в гонке, мало имеющей общего с настоящей наукой. И хотя французская «Монд», повторив эти критические замечания, все же признала тест PISA «неизбежным и необходимым», устроители исследования в этом году решили «очеловечить» научную гонку, проведя среди участников анкетирование об их личной подростковой жизни.

Результат потряс Британию: оказалось, английские дети — одни из самых несчастных в мире. Вот как описывает эту ситуацию британская «Гардиан»:

«ОЭСР протестировала на уровень счастья детей в 72 странах и выяснила, что британские 15-летние ребята занимают 69-е место из 72 по уровню удовлетворенности своей жизнью, причем мальчики чувствуют себя особенно несчастными, будучи еще более недовольными своим существованием, чем даже весьма недовольные британские девочки. Одной из причин этого положения вещей может быть тот факт, что британцы были в самом конце рейтинга по вопросу о смысле жизни, реже всех положительно отвечая на вопрос „Имеет ли ваша жизнь смысл и цель?" Кроме того, более половины британских детей сообщают, что очень часто чувствуют себя несчастными. Один из четырех британских детей пожаловался на то, что над ним издеваются одноклассники в школе — как минимум, несколько раз в месяц. Это выше, чем средний уровень по ОЭСР и наихудший показатель по „состоянию грусти" в Европе».

Нужно отметить, что эти тревожные результаты не остались в Британии незамеченными. В Национальном фонде образовательных исследований выявленное PISA «состояние несчастности» британских школьников назвали «тревожным звонком социологического будильника» и обещали принять меры.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.