Недавно в Сочи завершился форум «Россия-Африка». Как известно, саммит китайско-африканского сотрудничества проводился уже много раз, а Россия впервые проводит подобное мероприятие.

Поэтому форум «Россия-Африка» привлек внимание всего мира. По мнению западных СМИ, данный саммит означает, что Россия возвращается в Африку после нескольких десятков лет стратегического отхода, чтобы конкурировать с Китаем за интересы в стратегическом плане, а также, чтобы показать Западу свой статус великой державы.

Например, BBC заявляет, что эти действия России «знаменуют собой конкуренцию с Китаем и Западом». Financial Times сообщает, что Россия, являясь крупным геополитическим игроком во время холодной войны, сейчас пытается восстановить забытые отношения и ищет новых союзников и торговых партнеров на африканском континенте для усиления своего влияния в регионе.

Из анализа западных СМИ ключевой является такая фраза: возвращение России в Африку приведет к борьбе с Китаем за интересы.

Но, возможно, это не является первоначальным намерением Путина.

Всем известно, что по сравнению с крупными западными странами, действующими в Африке в течение длительного времени, масштабы торговли между Россией и африканскими странами все еще очень малы и не могут сравниться с масштабами торговли между Соединенными Штатами, Францией и Африкой. Кроме того, торговый оборот между Россией и Африкой намного уступает товарообороту между Китаем и Африкой.

По сравнению с Китаем, который сейчас активно инвестирует в Африку, Россия выбрала совершенно иной путь взаимодействия с африканскими странами. Российские СМИ сообщают, что Евгений Пригожин, которого называют «поваром Путина» и который в настоящее время находится в черном списке США, занимается многими важными российскими мероприятиями и проектами в Африке. Евгений Пригожин — выходец из родного города Владимира Путина — Санкт-Петербурга. Он известен своими тесными отношениями с Путиным и российскими военными.

Пока неизвестно, приведет ли возвращение России в Африку к «объединению с Китаем», но оно однозначно не приведет к «объединению с Соединенными Штатами».

Российская частная военная компания, организованная Пригожиным и находящаяся под контролем органов российской военной разведки, с 2017 года активно действует в Центральноафриканской Республике и других африканских странах, и ею было подписано множество соглашений о сотрудничестве с более чем 20 африканскими странами. Помимо оказания помощи некоторым странам Африки в подготовке военного персонала, предоставлении вооруженной защиты и участии в торговле оружием, Пригожин также направляет политических и технических экспертов в качестве советников некоторым африканским лидерам в целях контроля местных выборов и расширения политического влияния. Некоторые политтехнологи также были удостоены чести Кремля. В обмен Россия получает доступ к золоту и другим полезным ископаемым некоторых африканских стран, а также к разработке и эксплуатации нефти и других природных ресурсов.

Согласно мнению некоторых российских африканистов, разные пути никогда еще не приводили к конфликту интересов между Россией и Китаем в Африке.

Кроме того, исторические факторы также влияют на деятельность России и Китая в Африке. Например, Коммунистический Интернационал, контролируемый Советским Союзом, начал свою деятельность в Южной Африке еще в 1928 году. Россия и Китай имеют влияние в Южной Африке и Зимбабве. Ангола традиционно была ближе к СССР и России. Отсюда видно, что Россия в данном регионе более активна, чем Китай. Центральноафриканская Республика, где сейчас Россия активизирует свою деятельность, раньше была французской колонией, и, согласно российским СМИ, именно Россия вытеснила французское влияние. Франция, безусловно, ответит на это.

Но почему Франция сейчас никак не реагирует? Она не придает большого значения возвращению России в Африку? Дело не в этом. Франция увидела, что на данном форуме было мало соглашений с существенным содержанием. По мнению Эммануэля Макрона, до возвращения России в Африку еще далеко, нет необходимости быстро реагировать на это.

Конечно, это также связано с тем, что Франция тоже планирует вернуться в Африку.

Бывший президент Франции Франсуа Миттеран однажды сказал: «Без Африки не было бы Франции в XXI веке». Исторически Франция много выиграла от своего долгосрочного колониального господства в этом регионе, но теперь проявляются негативные последствия этого.

С 1960-х годов африканские страны начали становиться независимыми, за этим последовали потребности экономического и социального развития в Африке. В этот период экономическое строительство африканских стран, особенно франкоязычных африканских стран, нуждалось во вкладе и поддержке Франции. Однако тогда Франция была сосредоточена на создании европейской интеграции и ее собственных социально-экономических противоречиях с 1970-х годов. Эти противоречия диктовались выбором между вниманием Франции к развитию Африки, европейской интеграции и внутреннему экономическому строительству.

За последние 20 лет во французской политике, коммерческих кругах и обществе появляется все больше африканских арабских лиц. А в Африке влияние Франции снижается. Когда Эммануэль Макрон прибыл в Буркина-Фасо, кортеж президента столкнулся с протестами местных жителей. «Во франкоязычном регионе Западной Африки Франция хорошо ладит только с местными политиками и полностью оторвана от молодежи и общества региона», — сказал Ален Антиль, африканист Французского института международных отношений.

Во время своего первого визита в Африку Макрон обрисовал основные рамки и основное содержание африканской политики, пытаясь всесторонне укрепить влияние Франции в Африке. Макрон подчеркнул, что «колониальное мышление» Франции в отношении Африки находится в прошлом, на современном этапе Франция нацелена на сотрудничество между Европой и Африкой. Макрон неоднократно отмечал важность Африки для Европы и призывал к интеграции франко-африканских отношений в рамках партнерства между Европой и Африкой. С другой точки зрения, Франции также будет полезно укрепить свои позиции в ЕС, включив франко-африканские отношения в рамки сотрудничества между Африкой и Европой, тем самым возглавив отношения между Европой и Африкой.

Еще одним важным фактором для ведения Китаем и Россией деятельности в Африке является то, что Россия, Китай и крупнейшие страны Южной Африки в настоящее время являются членами БРИКС. Хотя деятельность России и Китая в Африке время от времени критикуется со стороны Запада, некоторые российские СМИ полагают, что Россия и Китай в будущем объединят свои усилия в Африке для борьбы с Западом.

Хотя Россия имеет меньше ресурсов для укрепления своих отношений с Африкой по сравнению со своими конкурентами, в особенности с США, Китаем и Францией, она обязана приложить все усилия для того, чтобы прочно обосноваться на Африканском континенте. Для этого Россия будет использовать трехмерную стратегию — торговлю, дипломатию и посредничество в торговле оружием.

В плане военного сотрудничества Россия уже добилась больших успехов в Африке. Отмечается, что по сравнению с западным оружием, российское оружие более качественное и дешевое, оно обладает уникальными преимуществами в африканских странах с ограниченной экономической мощью. Вертолеты, истребители, зенитные ракетные комплексы и др. пользуются особой популярностью. Продажи Россией оружия в Африку стремительно растут, в 2017 году товарооборот был увеличен в два раза по сравнению с 2012 годом, а его общий объем превзошел американский.

В этом отношении у России есть свои преимущества и нет необходимости сотрудничать с Китаем. Однако торговля и дипломатия являются слабыми сторонами России.

За последние пять лет Россия подверглась экономическим санкциям со стороны западных стран из-за присвоения Крыма, который раньше принадлежал Украине. В настоящее время России все еще трудно продолжать международное сотрудничество для стимулирования и развития своей экономики, а также разворачивать новую деятельность путем укрепления отношений с Африкой. Ведение деятельности в Африке через сотрудничество с Китаем может быть следующим шагом Путина.

Кроме того, ослабленная экономика России привела к ее стратегическим инвестициям в Африку, в этом отношении она значительно отстает от других крупных стран мира. Перспективы Путина, связанные с выходом в Африку, могут столкнуться с более серьезными проблемами. Если на следующем этапе Запад продолжит поддерживать санкции против России, и Соединенные Штаты введут новую стратегию относительно Африки, то возникнет вопрос, сможет ли Россия продолжать укреплять свои позиции в регионе. Скорее всего, Владимир Путин учитывает все эти факторы.

На самом деле Россия уже давно придает большое значение деятельности Китая в Африке и неоднократно пересматривала свою стратегию в этом регионе.

Никольский, комментатор по текущим вопросам, много лет назад занимался редакцией журнала по африканским делам. Он рассказал, что в 1990-е годы после распада Советского Союза Россия практически исчезла из Африки. После 2000 года страна стала постепенно возобновлять деятельность в регионе. В 2014 году после обострения отношений с Западом для того, чтобы разорвать изоляцию, Путин повернулся к Китаю, а затем начал думать об Африке.

По его мнению, еще одним фактором, стимулирующим возвращение России в Африку, является растущее влияние Китая в Африке. Никольский отметил, что официальные аналитические центры России и африканские исследовательские институты на протяжении многих лет уделяют внимание и отслеживают деятельность Китая в Африке, а стратегия России в регионе постоянно меняется и корректируется.

Никольский заявил, что высокопоставленные официальные лица России также много лет назад считали, что большинство советских проектов и мероприятий в Африке в то время были неудачными. Они даже признавали, что в Центральной и Южной Африке России нужно уступить место Китаю. Но теперь они, очевидно, отказались от этой идеи. Поскольку Россия и не может уступить, и не имеет сил развиваться самостоятельно, то, несомненно, лучше всего объединиться с Китаем для совместного развития.

В эпоху холодной войны африканский континент был важной ареной для Советского Союза в борьбе с Западом, но в то время деятельность СССР в Африке основывалась на идеологии. Советское влияние в Африке достигло своего пика в начале 1980-х годов. Многие аналитики отмечали, что, хотя после распада Советского Союза взаимодействие между Россией и Африкой значительно сократилось, однако оно не прекратилось, и это создало условия для возвращения России в Африку сегодня.

Владимир Путин дал понять, что укрепление отношений с африканскими странами является одним из приоритетов внешней политики России. Вовлеченность России в Африку вызвала некоторые опасения у крупных западных держав, они считают, что Москва ищет им замену.

В недавней редакционной статье в Washington Post говорилось о том, что Россия «активно ищет сделки и отношения безопасности», в то время как влияние США на континенте продолжает снижаться.

В прошлом году бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон объявил о новой стратегии США в отношении Африки, одним из важных пунктов которой было противодействие влиянию Китая и России в Африке.

В этой ситуации более разумно полагать, что Россия предпочтет «объединиться с Китаем против Запада», а не «конкурировать с ним».

Конечно, как бы ни думал Владимир Путин, у Китая непременно найдутся свои соображения.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.