Бывший президент Украины Петр Порошенко пытался использовать религиозную тематику, чтобы добиться переизбрания, тогда как новый глава государства Владимир Зеленский подчеркнул, что не собирается вмешиваться во внутренние дела церкви. «Мудро!», — считает митрополит Волоколамский Иларион.

1 июня митрополит Иларион, второе лицо Московского патриархата, принимал участие в конференции «Россия-Украина-Белоруссия: общее цивилизационное пространство», которая была организована Центром изучения церквей Востока при Фрибургском университете в Швейцарии. По такому случаю председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ дал интервью cath.ch, посетовав на вмешательство бывшего президента Порошенко во внутренние дела православной церкви, которое «породило сильнейший раскол в стране».

Игра патриарха Варфоломея

Он подчеркнул, что бывший президент Украины обратился к патриарху Константинопольскому Варфоломею с призывом к тому, чтобы украинские православные (члены самоуправляемой Украинской православной церкви, у которой все же оставались канонические и духовные связи с Московским патриархатом) получили независимую от Москвы «автокефальную» церковь.

Порошенко добивался от Варфоломея постановления (или «томоса» на церковном языке) о формировании новой Православной церкви Украины. 15 декабря 2018 года представитель Константинопольского патриархата и Порошенко заседали на так называемом «объединительном соборе», отметил митрополит Иларион.

Украинская православная церковь не просила автокефалию

В этот момент произошло слияние «двух схизматических православных групп» [Украинской православной церкви Киевского патриархата во главе с отлученным Москвой Филаретом Денисенко и Украинской автокефальной православной церкви патриарха Макария Малетича]. Константинопольский патриархат сразу же признал титул «митрополит Киевский и всея Украины».

«Все это было сделано с полным пренебрежением к канонической Украинской православной церкви во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, которая с самого начала выразила несогласие с этими решениями. Присоединиться к новой схизматической структуре решили только двое из 90 епископов канонической церкви. 6 января 2019 года патриарх Варфоломей вручил главе этой структуры так называемый "томос" об автокефалии, хотя Украинская православная церковь не просила автокефалию».

Политические и националистические мотивы Порошенко

Используя религию по своим националистическим мотивам, Порошенко думал, что обеспечит себе переизбрание, однако этот ход не сработал. «Он напрасно колесил по всей Украине, размахивая знаменитым "томосом" — большинство украинцев не последовали за ним. Их больше волнуют тяжелая экономическая ситуация в стране и конфликт в Донбассе: они хотят, чтобы тот закончился. Кроме того, они считают важным соблюдение конституции, которая предполагает отделение церкви и религиозных организаций от государства».

Только активное меньшинство продолжает захват православных храмов, принадлежащих канонической церкви. «У нас более 12 000 приходов и 200 монастырей, но за последние месяцы поддерживаемым правительством Порошенко раскольникам удалось захватить 180 церквей. Это число не так уж велико, но все это создает большую проблему для общин, которых обирают в результате насильственных действий. У верующих зачастую не остается помещения, и они вынуждены молиться под открытым небом».

Дискриминационные законы

После смены правительства ситуация еще не прояснилась, поскольку в стране до сих пор действуют дискриминационные законы в отношении канонической церкви, которые были предложены Министерством культуры и приняты Радой. В частности ее заставляют под угрозой санкций перерегистрироваться под названием «Русская православная церковь на Украине», хотя «ее верующие — украинцы, а не русские». 20 декабря 2018 года Рада приняла закон, который позволяет менять название религиозных организаций, «если те входят в религиозные структуры, чей управляющий центр находится вне Украины, в государстве, которое участвует в военной кампании против Украины и/или временно оккупирует часть ее территории».

«Этот закон направлен непосредственно против Украинской православной церкви и призван запретить ей называться "украинской", хотя она — самая старая и самая крупная религиозная организация страны, а также объединяет миллионы украинских граждан». Второй закон предполагает легализацию захвата церквей и монастырей. Местные власти и правоохранительные органы уже получили рекомендации насчет максимального содействия переходу общин Украинской православной церкви к «схизматической структуре».

Почти половина страны говорит по-русски

«Общины сами могут решать, к какой структуре они хотят принадлежать, но списки прихожан отсутствуют. Так, группа из полусотни активистов может приехать неизвестно откуда на автобусе и решить фиктивным голосованием, кому должен принадлежать приход. До этого дискриминационного закона подобное было невозможно. Это политический вопрос, потому что большинство украинцев не против России. Почти половина страны говорит по-русски…»

С 16 декабря 2018 года по март 2019 года добровольными были только 42 перехода религиозных общин к новой украинской церкви, подчеркивает Иларион. «За тот же самый период произошло 55 насильственных захватов церквей на основании незаконных "референдумов" территориальных образований. Не менее 137 церквей до сих пор под угрозой: их религиозные общины во главе с настоятелями приняли решение остаться в Украинской православной церкви, но территориальные образования проголосовали за переход храмов к новой структуре».

«Происки российских спецслужб»

«Сотни раскольников неоднократно нападали на приходы, били стариков и женщин, не давали проводить съемку. Находившаяся на месте событий полиция не вмешивалась, а Министерство культуры назвало все «происками российских спецслужб». Сразу же после победы Владимира Зеленского на президентских выборах число захватов церквей резко сократилось. В ряде случаев даже были приняты меры против подобных злоупотреблений. «У нового президента нет связей с какой-либо религиозной группой. Он заявил, что не собирается вмешиваться в религиозные дела, а постарается улучшить экономическую ситуацию в стране, потому что именно этого в первую очередь ждут люди».

Интриги внутри новой украинской церкви

«Когда патриарх Варфоломей решил легализовать раскольников, он не хотел, чтобы главой новой структуры стал так называемый патриарх Филарет. Филарет сказал, что все это имеет значение только для внешних связей, тогда как внутри Украины он может и дальше оставаться «патриархом», раз «Киевский патриархат» не был распущен, а официально сейчас существует только титул митрополита Киевского… Тем не менее глава новой Православной церкви Украины Епифаний Думенко не согласен с притязаниями Филарета и подчеркивает, что тот — всего лишь «почетный патриарх».

Раскол внутри раскола

Митрополит Иларион называет новую структуру «двухголовой гидрой» с лидерами из людей, которые были отлучены от церкви и не были назначены в рамках апостольской преемственности. Она не была признана православным миром и не получила настоящей автокефалии, поскольку на самом деле зависит от патриарха Константинопольского. «За последнее время у них, как и ожидалось, наметился конфликт, что, видимо, повлечет за собой раскол внутри раскола».

Унианизм не поможет вернуть единство

Митрополит Иларион сожалеет, что поддержавшая отделение Киева от Москвы Греко-католическая церковь «ближе к раскольникам, чем к канонической церкви, и это большая ошибка!» Он напомнил о заявлении, которое подписали 12 февраля 2016 года в Гаване папа Франциск и патриарх Московский Кирилл: в нем в частности отмечалось, что «метод "униатизма" прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей церкви, не является путем к восстановлению единства».

Папа Франциск недавно вновь подчеркнул неприятие унианизма как средства достижения единства церквей. «Тем не менее глава Украинской греко-католической церкви Святослав Шевчук сразу же заявил: «Мы пережили немало заявлений, переживем и это».

Условий для визита папы в Москву пока нет

Что касается потенциального визита папы Франциска в Москву, митрополит Иларион отмечает отсутствие подходящих для этого условий: «Пока что это не стоит на повестке дня наших двусторонних отношений. Многие в нашей церкви, будь то епископы, священники или верующие, не готовы принять его. Нам не хотелось бы, чтобы такая позиция навредила нашим отношениям. Мы предпочитаем продвигаться вперед медленно и осторожно». По его мнению, отношения между Москвой и Ватиканом «демонстрируют положительную динамику».

Он подчеркнул, что в 2017 году в Москве и Санкт-Петербурге выставлялись реликвии Святого Николая. «Для нас это было событие невероятных духовных масштабов, которое стало возможным благодаря встрече патриарха Кирилла и папы Франциска в Гаване. Два с половиной миллиона человек смогли приобщиться к этим реликвиям, люди целыми днями стояли в очередях, несмотря на погоду… Нам нужны такие события для укрепления наших отношений».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.