В своем номере от 22 марта словенский еженедельный журнал Mladina разместил на обложке мультяшную карикатуру на премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, отдающего нацистское приветствие, в то время как его обнимают правые политики из Словенской демократической партии (СДП). И Орбан, чье правительство установило практически полный контроль над средствами массовой информации своей страны, не оставил ее без внимания.

Карикатура была связана со статьей о решении Европейской народной партии — транснациональной группы правоцентристских политических партий, которая сохранила наибольшее количество мест в Европейском парламенте с 1999 года — приостановить членство в организации возглавляемой Орбаном партии «Фидес». СДП возмущенно выступила против этого решения, в том числе угрожая выйти из ЕНП в случае исключения партии «Фидес».

Посольство Венгрии в Словении быстро отреагировало на публикацию карикатуры, потребовав, чтобы министерство иностранных дел страны «предотвратило повторение подобных инцидентов в будущем». Золтан Ковач, один из самых преданных лакеев Орбана, раскритиковал левые симпатии редакции Mladina в своем блоге.

Однако правительство Словении ничего не предприняло, отметив, что оно «безоговорочно» уважает свободу прессы. Это резко контрастирует с позицией правительства Венгрии, чья терпимость к инакомыслию за последние годы значительно уменьшилась.

Начиная с 2013 года Венгрия опустилась на 31-е место в Индексе свободной прессы организации «Репортеры без границ». На сегодняшний день более трех четвертей венгерских средств массовой информации контролируются олигархами, которые поддерживают «Фидес», и в 2019 году Венгрия заняла в индексе 87-е место, уступив Сьерра-Леоне, Кыргызстану и Сальвадору.

Нет оснований ожидать перемен к лучшему. В ноябре прошлого года венгерские олигархи, владеющие средствами массовой информации, передали в общей сложности 476 информационных источников, включая популярные телевизионные каналы и новостные порталы, Центральноевропейскому фонду прессы и средств массовой информации (KESMA). Согласно сведений одного из последних независимых информагентств страны Atlatszo, KESMA была специально создана для консолидации всех проправительственных медиа-активов.

Но ужасное состояние свободы СМИ в Венгрии — это только начало. В настоящее время подобные модели и методы захвата медиа распространяются по всей Центральной и Восточной Европе. Особенно выделяются две тенденции.

Первая — подражание, в случае которой правительства всего региона учатся у своих соседей, в особенности у Венгрии. После того как «Фидес» победила на выборах 2010 года, новое правительство назначило партийных сторонников руководить компанией общественного государственного вещания. Правящая партия Польши «Закон и справедливость» (PiS) в точности повторила эту модель после своей победы в 2015 году.

Вторая, и более тревожная тенденция — трансграничная экспансия олигархических структур, возглавляемых сторонниками Орбана. За последние два года связанные с Орбаном венгерские бизнесмены активно захватывали средства массовой информации в Центральной и Восточной Европе, включая NOVA24TV. si в Словении, Alfa TV в Македонии, а также газеты на венгерском и румынском языках, которые принадлежат агентству "Руссмидиа"(Russmedia).

Финансово-промышленные олигархи также стремительно наращивают свою деятельность в области СМИ в Центральной и Восточной Европе. Среди таких компаний можно выделить "Пэнта Инвестмент«(Penta Investments), словацкую фирму, которая скупает средства массовой информации у себя на родине и в соседней Чешской Республике; J&T, еще одну финансовую группу, которая напрямую и косвенно инвестирует в средства массовой информации; а также PPF Media, конгломерат, контролируемый Петром Кельнером, одним из самых богатых предпринимателей Чешской Республики.

Затем идет компания «Чек Мидиа Инвест» (Czech Media Invest), которую возглавляет Даниэль Кржетински, юрист и предприниматель, ранее работавший в компании J&T. CMI скупает средства массовой информации не только в Чешской Республике и Румынии, но и в Западной Европе: в 2018 году Кржетински купил долю во французской ежедневной газете «Ле Монд» (Le Monde).

Растущее участие олигархов и крупных финансовых групп в деятельности средств массовой информации в сочетании с неослабевающими атаками со стороны правительств задушили независимую репортерскую деятельность по всему региону и вынудили бежать иностранных медиа-операторов из региона. За последнее десятилетие 11 из 17 самых выдающихся владельцев иностранных СМИ в Центральной и Восточной Европе покинули регион из-за растущего политического давления и снижения доходов.

В феврале принадлежащий Швеции вещательный конгломерат «Эм-Ти-Джи» (MTG) продал «Нова Бродкастин» (Nova Broadcasting), ведущего коммерческого телевизионного оператора Болгарии, двум местным предпринимателям, занимающимся инвестициями в морские перевозки, фармацевтику и футбольные клубы. Продажа ознаменовала уход MTG из страны. Кластер финансовых групп из Словакии и Чешской Республики присматривается к Markíza TV, самому популярному телеканалу Словакии.

Эти тенденции ведут к тому, что свобода СМИ в Центральной и Восточной Европе, возможно, находится на самом низком уровне за последние три десятилетия с момента свержения коммунистической диктатуры в регионе. И ситуация будет усугубляться, поскольку местные олигархи продолжают заполнять пустоту, которая остается после ухода иностранных медиа-операторов.

При таких темпах властям Венгрии скоро не нужно будет призывать иностранное правительство подавить критику в СМИ. Орбану достаточно будет попросить об этом своих подельников.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.