При упоминании «внешней политики России» в последние годы, несомненно, первыми приходят на ум рациональные и решительные шаги, предпринимаемые Москвой на Ближнем Востоке и прежде всего в Сирии. Кремлю удается как извлекать выгоду из слабостей США и ЕС, так и сотрудничать с государствами, которые находятся на очень отличающихся друг от друга позициях, таких как Турция, Саудовская Аравия, Катар, Израиль, Ирак, Египет.

Однако когда дело доходит до «близких друзей и родственников», все во многом становится сложнее. Отношения России с 14 странами постсоветского пространства «проблемны» в той или иной степени. А с некоторыми из них — необычайно проблемны.

Три прибалтийские республики (Латвия, Эстония, Литва), которые присоединились к Советскому Союзу позже всех и покинули его раньше всех, уже давно вошли в западные институты и смотрят на Москву скептически и холодно.

Хорошо, а другие?

Девять из остальных 11 стран состоят в вялом союзе, называемом Содружеством Независимых Государств (СНГ).

Грузия давно вышла из СНГ. Украина держится подальше от Содружества, хотя некоторые считают ее членом СНГ «на бумаге». Да и другое трудно себе представить. Потому что между Украиной и Россией сохраняется серьезная политико-военная напряженность. Напряженность, которая таит в себе и опасность войны. По мнению некоторых, два государства многие годы ведут опосредованную войну в Донецке и Луганске.

Русские, белорусы и украинцы — «близкие родственники» друг другу. Чтобы понять, что значит их война друг с другом, представьте, что война вспыхнула между турками и азербайджанцами! В это можно поверить? Но отношения между российской властью, которая в 2014 году присоединила Крым к своим землям, и украинской администрацией, которая говорит: «Мы обязательно вернем Крым назад», — «враждебные». Хотя конфликт происходит только между правящими администрациями, миллионы обычных людей тоже находятся под интенсивным давлением этой враждебности.

Да, в том, что происходит на Украине, велико влияние Запада. Да, в возникновении такого положения вещей важную роль сыграл целый ряд факторов, от фашистски, расистски, националистически настроенных украинцев до таких недальновидных и несовершенных политиков, как Янукович. Но разве все это может изменить тот факт, что Россия преследует безуспешную политику в отношении второй крупнейшей страны на постсоветском пространстве и в конечном счете невозвратимо теряет ее?

«В 2019 году проблемы в отношениях с соседями сохранятся»

С момента войны между Россией и Грузией прошло чуть более десяти лет. Абхазия и Южная Осетия, которых Тбилиси до сих пор считает «де-юре» подчиняющимися ему, — «независимые» республики, существующие при поддержке России.

Да, «американского лакея» Саакашвили давно нет, и поддерживаемый им Вашадзе не смог одержать победу на президентских выборах, второй тур которых состоялся 28 ноября 2018 года. Но также заметим, что новый лидер Зурабишвили, которую Москва рассматривает как «более сбалансированную» фигуру, уже в своих первых заявлениях употребила фразы в духе «я не планирую предпринимать инициативы для развития отношений с Россией, наш приоритет — сближение с Западом».

Теперь обратимся к Белоруссии — «ближайшему другу и родственнику» России. В последнее время происходят интересные события. К концу каждого года звучат заявления, указывающие на напряженность между Минском и Москвой, Лукашенко, который вот уже почти четверть века является президентом Белоруссии, опять заигрывает с Западом. Тем временем с Россией ведется пылкий торг по экономическим вопросам. В результате обе стороны остаются при своем! Но насколько это крепкая дружба?

В эти дни между Россией и Белоруссией снова холод. Путин и Лукашенко провели две многочасовых встречи за одну неделю, но какого-либо удовлетворительного заявления мы не слышали. По мнению одних, «торг вот-вот закончится», по мнению других, «спор во многом разросся», а некоторые говорят: «Кремль скоро убедит Белоруссию присоединиться к Российской Федерации». Якобы так будет расчищен путь к тому, чтобы Путин, у которого в 2024 году истечет последний срок полномочий, снова был избран лидером созданного «объединенного» государства. Правда, вчера президент Белоруссии в очередной раз сказал «никогда», однако споры и подозрения не прекратились.

Два дня назад газета «Коммерсантъ» поместила следующий заголовок: «Как Россия будет строить отношения с ближайшими соседями в 2019 году?»

Газета написала, что постсоветское пространство — источник постоянных проблем для России, и в 2018 году больше всего трудностей было в ее отношениях с Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдовой и Украиной. «Коммерсантъ», подчеркнувшая, что Москва находится в положении союзника Минска и открытого противника Киева, предположила, что в этом году между Россией и названными пятью соседними странами гарантированно будут происходить новые скандалы.

Темой, которую газета вывела на передний план, был лидер Армении Пашинян. Этот молодой лидер повторяет, что намерен разобраться с тем, что происходит в Армении в постсоветский период, положить конец коррупции и беззакониям. Но не только говорит об этом, но и делает некоторые практические шаги. В числе этих шагов было и задержание друга Москвы, бывшего лидера Кочаряна, и снятие с должности, несмотря на реакцию Москвы, генерала Хачатурова, возглавлявшего Организацию договора о коллективной безопасности, в которую входят шесть государств, включая Россию и Армению.

Куда будет двигаться Армения во внешней политике — точно предсказать непросто. Но совершенно ясно, что теперь Россия не может считать, что Армения «у нее в кармане».

Еще?

В Молдове постепенно нарастает политическая напряженность. Сторонников и противников России в стране, как несколько лет назад на Украине, примерно поровну…

Между Россией и Туркменией, которая пытается управлять ситуацией, ограничиваясь статусом наблюдателя в СНГ, существуют большие проблемы по закупкам газа.

Отношения с Азербайджаном омрачаются рядом проблем, прежде всего проблемой Нагорного Карабаха. В отношениях с Киргизией и Узбекистаном тоже происходят взлеты и падения. Даже таджикский лидер Рахмон, который в значительной степени стоит на ногах благодаря поддержке России, уже не так предсказуем.

Казахстан, второе влиятельное государство СНГ после России, не так близок к Москве, как раньше. Назарбаев, который возглавляет эту страну в течение 27 лет, проявляет такой интерес к сотрудничеству с Западом и Китаем, а также к «тюркским» структурам, что это беспокоит Кремль.

Экономическая поддержка взамен на «политическую лояльность»

Вывод?

«Сирийский лев» Россия далека от такого же успеха в отношениях со своими (вчерашними) «братьями».

Надо полагать, этому есть много причин. Но очень серьезное препятствие — несомненно, привычки, которые берут свое начало с очень давних времен, и прежде всего привычка «строить диалог на основе силы».

Тот, кто находится в положении «старшего брата», иногда трясет дубинкой, а часто управляет ситуацией, «развязывая кошелек». «Младшие братья» (или многие из них, например, «ближайший родственник» Белоруссия) настроены получить экономические преимущества и «не злить старшего брата» в политико-военном отношении.

А старший брат желает в первую очередь сохранения уважения к себе.

Иными словами, в то время как младшие действуют под влиянием инстинкта самосохранения и из материальных соображений, «забота старшего» — главным образом «политическая лояльность», которую он ждет со стороны своих родственников.

Что сказать? Это сложная задача!..

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.