23 августа судно «Вента Маерск» покинуло дальневосточный порт Владивосток, чтобы совершить путешествие большого значения. Проследовав по Восточно-Сибирскому морю и морю Лаптевых и прибывая в Санкт-Петербург 27 сентября, «Вента» идет по маршруту, который знаменует собой последнюю ступень развития морского транспорта в этих северных широтах. Специально укрепленное судно является первым в мире контейнеровозом, осмелившимся покорить русскую Арктику. Это путешествие — только эксперимент. Его целью является сбор данных и определение целесообразности маршрута, а не поиск коммерческой альтернативы существующим маршрутам «Маерск». Но эксперты также рассматривают данное предприятие в свете растущего интереса к Арктике со стороны международного сообщества.
За последнее десятилетие таяние ледяных щитов открыло ранее недоступные арктические судоходные пути. Государственная судоходная компания Китая COSCO является здесь одним из самых активных игроков. С 2013 года она совершила более 30 экспедиций в регион. Китай вложил деньги в строительство инфраструктуры вдоль арктического побережья России, а также в ее нефтегазовые скважины. Но для Китая Арктика — это лишь часть большой игры. Для России ставки выше: от региона зависит 30 процентов ее ВВП. «Будущее России — в Арктике, — говорит старший научный сотрудник Арктического института Мальте Хамперт. — Она станет важным коридором для добычи и транспортировки ресурсов в Азию и Европу». И пока Россия может устанавливать здесь правила. В конце концов, именно через ее территориальные воды проходит наиболее судоходный маршрут Арктики — Северный морской путь (СМП).
СМП пролегает от Баренцева моря, расположенного у границы России с Норвегией, до Берингова пролива между Сибирью и Аляской. Судам, проплывающим по СМП, требуется получать разрешение российских властей, которые взимают транзитные сборы и обеспечивают сопровождение ледоколами. СМП рекламируется как потенциальный соперник Суэцкого канала, потому что он может резко сократить время в пути между Азией и Европой. Например, корабль, следующий из Южной Кореи в Германию, проделает этот путь примерно за 34 дня через Суэцкий канал и за 23 дня через СМП. Но у арктического маршрута есть и недостатки: навигационный сезон от трех до четырех месяцев в году, непредсказуемые ледовые условия, высокие страховые сборы, дорогостоящие специализированные суда, отсутствие поисково-спасательных команд и вспомогательной инфраструктуры. Вот некоторые из причин, по которым, как считают эксперты, СМП не станет экономически оправданной альтернативой до 2040 года.
Хотя СМП, возможно, никогда не составит конкуренцию Суэцкому каналу в качестве основной артерии для грузоперевозок между Европой и Азией, он все еще может иметь важное значение для транспортировки ископаемого топлива. Чтобы быть коммерчески жизнеспособными, крупные контейнеровозы, использующие маршрут через Суэцкий канал, должны осуществлять на этом пути поставки нескольким клиентам. Эта бизнес-модель неосуществима в малонаселенной Арктике. Но для нефтяных танкеров и судов, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), экономически обоснованно обслуживать единые рынки, не останавливаясь во время рейса. Арктический маршрут хорошо подходит для такого рода судоходства. Также перспективы СМП улучшатся, если мир станет менее стабильным. Больше пиратства в районе Африканского Рога, больше заторов в Малаккском проливе, больше террористических нападений в Суэцком канале — все это делает контроль над Северным морским путем стратегически важным. Россия и Китай будут иметь здесь преимущество, встречая со стороны Америки не слишком жесткую конкуренцию.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 В арктических морях ракушками меньше днища обрастают... 
| 1 И пока Россия может устанавливать здесь правила... Только из за этого предложения стоило читать статью. 
| 3 дорогостоящие специализированные суда, отсутствие поисково-спасательных команд ------------ Тупое упрямство британцев забавляет. Специализированное судно в составе каравана не является поисково-спасательной командой причем для каждого каравана. ---------- СМП не станет экономически оправданной альтернативой до 2040 года. ---------- Дедушка Крылов. Виноград слишком зелен сказала хитрая британская лисица. Вот если бы Британия вошла в долю,то тогда сразу... 
| 0 На линии Мурманск - Дудинка круглогодичная навигация ещё с 70-х. 
| 1 Не надо смягчать. США встретят жёсточайшее давление в т.ч. в русле контрсанкционного пакета. 
| 1 А ведь строительство контейнеровозов и танкеров ледового класса это экономическая ниша в которой у России практически нет конкурентов. Как жаль что и эту отрасль отдадут китайцам, поскольку российские чиновники и управленцы способны лишь сосать ресурсы из территории и прятать деньги в зарубежных оффшорах. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 medieval alchemist, ну тут есть надежда. потамушо уже строят суда. и верфь сама просто ломовая строится. www.youtube.com/watch?v=LNjZRmtaAfo 
| 0 medieval alchemist, www.youtube.com/watch?v=LgVq7bd1GNU 
| 1 "Чтобы быть коммерчески жизнеспособными, крупные контейнеровозы, использующие маршрут через Суэцкий канал, должны осуществлять на этом пути поставки нескольким клиентам" насчет остального не знаю. Но контейнеровозам, следующим из азии на западное побережье северной и южной америк и далее, ч-з Панамский канал, отсутствие промежуточных портов в океане как то не сильно мешает. А длительность переходов там вполне сопоставимые. 
| 1 "....Россия надеется, что он приведет к богатствам Арктики..." (С) ____________________________________________________________________ Не надеется, а знает наверняка. Как раньше знали немцы, да и прочие разные европейцы и американцы. Не так, что ли?! "....Россия и Иран обсуждают вопрос прокладки сквозного судоходного канала из Каспийского моря в Персидский залив. Об этом сказал посол Ирана в России Мехди Санаи на встрече со студентами Санкт-Петербургского госуниверситета..." (С) Время идёт, идёт... Многое может ещё быть реализованным! Британцы ещё не обо всём знают. 
| 0 шире надо смотреть: при наличии достаточно мощных ледоколов, караваны можно будет водить прямо через полюс. это, в каком-то смысле, делает Северный Ледовитый новым Средиземным морем.
Показать новые комментарии (0)liova01
primusnik
GreyCat
Кольский лопарь
Паутиныч
medieval alchemist
goroshek-82
goroshek-82
vm09583
Villy_Churak
goroshek-82
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)