На фоне войны на востоке Украины возник еще один конфликт — в Азовском море, до которого можно добраться только через пролив между Россией и Крымом. Здесь Россия с недавнего времени блокирует корабли, следующие на Украину и обратно. В этой связи растут опасения, что возникнет новый вооруженный конфликт.
В Мариуполе, крупнейшем порту на Азовском море, большинство кранов в последнее время простаивают без дела. Длинный пирс пуст — сегодня здесь пришвартовалось лишь одно судно. Два крана укладывают друг на друга многотонные металлические плиты. Алексей Мишенко подает сигнал одному из крановщиков, и огромная плита взмывает над пирсом. Мишенко отступает на пару шагов назад.
«Это товар от нашего комбината „Азовсталь". Он идет на экспорт», — говорит 32-летний Мишенко. По его словам, у него двое детей, а его жена — бухгалтер. Он работает в порту уже 13 лет.
«В последнее время дела идут не очень хорошо. До конфликта в Донбассе порт работал с полной загрузкой — все причалы были забиты до отказа. Порт жил, и ситуация была стабильной». Он отцепляет плиту от крана. Мишенко сейчас переживает за каждую свою рабочую смену. Руководство порта ввело короткие смены, зарплата сократилась примерно на 20%. Впрочем, пока ни один сотрудник не был уволен, заверил начальник порта Александр Олейник.
«Это очень важно, — подчеркивает он. — От этого зависит безопасность региона. Если у людей больше не будет работы, и они перестанут получать зарплату, возникнет социальная напряженность. И на какую сторону встанут тогда эти люди?»
Россия блокирует подступы к Азовскому морю
Крупный промышленный центр Мариуполь расположен на юго-востоке Украины, неподалеку от региона, оккупированного преступниками, пользующимися поддержкой России. Война там длится вот уже четыре с лишним года. Линия фронта пролегает примерно в 20 километрах отсюда. В Мариуполе в первые месяцы конфликта также шли боевые действия. Повстанцы, выступающие против Украины, обстреливали город ракетами, убивая при этом мирных граждан.
В начале 2015 года проукраинским силам удалось перейти в контрнаступление, и с тех пор в городе воцарился мир. Лишь изредка досюда доносятся звуки боев.
Однако пару месяцев назад ситуация в Мариуполе вновь обострилась — на этот раз на море. Дело в том, что Россия блокирует доступ в Азовское море и тем самым в Мариуполь и Бердянск, еще один важный промышленный центр на Украине.

Азовское море — внутреннее. По площади оно несколько уступает территории Нидерландов. Выход к нему имеют только Россия и Украина. С Черным морем его соединяет Керченский пролив между территорией России и Крымом. После аннексии Крыма в 2014 году Россия контролирует также и доступ к Азовскому морю.
На протяжении долгого времени Россия не мешала кораблям проходить через Керченский пролив. В конце концов, Россия и Украина много лет мирно сосуществовали в этом регионе.
Железнодорожное сообщение также нарушено
Но потом Россия построила мост, соединив Крым с континентом, и ввела ограничения на размер судов, которым дозволено проходить в Керченский пролив. С августа 2017 года они могут иметь высоту не более 33 метров. Российские порты на Азовском море расположены на относительном мелководье, и туда грузы в любом случае доставляются судами более мелкого размера. Однако с Мариуполем в этом плане возникла проблема, поясняет начальник порта Александр Олейник.
«До нас теперь из-за ограничений по высоте не могут добраться 140 кораблей. Из-за этого мы потеряли крупный контракт со сталелитейным концерном „Метинвест"», — сообщает он.
«Метинвест» — один из крупнейших сталелитейных и горнодобывающих концернов в Европе. Его штаб-квартира располагается в Мариуполе, где ему принадлежат два завода.
«Концерн поставлял сталь в США — миллион тонн в год. Теперь же он перебрался в другие порты — Одессу, Черноморск, Южный», — говорит Олейник.
Миллион тонн — внушительный объем. В общей сложности порт в настоящее время имеет оборот в шесть миллионов тонн. До войны оборот был примерно вдвое больше. Крупнейшие угледобывающие компании Донбасса, находящиеся теперь под контролем повстанцев, перевозили свою продукцию через Мариуполь. Теперь двусторонние связи нарушены, железнодорожного сообщения также больше нет.
Когда Россия в мае этого года ввела в эксплуатацию Крымский мост, добавилась еще одна проблема: теперь Россия ограничила проход кораблей в Азовское море и досконально досматривает их.
Ужесточение контроля с началом Чемпионата мира по футболу
В Мариуполе проблемами судовладельцев занимается компания Maritime Logistics. Ее директор Антон Шапран в последние недели стал для них этаким пресс-секретарем. «Сначала задержки составляли два-два с половиной часа, и это никого особо не волновало. Это объясняли тем, что только что введен в эксплуатацию новый мост, и речь идет о мерах безопасности, особенно в преддверии Чемпионата мира по футболу».
Турнир проходил с середины июня по середину июля, и в это время Россия ужесточила все виды контроля.
«Однако потом ЧМ-2018 закончился, а Россия, наоборот, расширила список судов, подлежащих контролю. С одной стороны, это хорошо, потому что тогда они могут оформлять больше судов. С другой стороны, это значит, что российская сторона не собирается прекращать контроль судов», — говорит Шапран. Весь август, по его словам, прошел в нервной обстановке, потому что суда задерживались все больше и больше — на день, на три дня, а иногда даже на пять.
Шапран подходит к большой карте моря, висящей на стене в его офисе. По его словам, суда перед Крымским мостом, за которым находится проход в Азовское море, задерживаются в первый раз.
«Затем они попадают в Керченский пролив, а потом на их пути, по идее, больше не должно возникать преград, но некоторые останавливают для проверки уже непосредственно в Азовском море. Это произвол».
Ситуация повторяется и на обратном пути, когда корабли покидают Азовское море. И это в отрасли, где на счету каждый лишний час! Судовладельцам из-за этого приходится нести дополнительные расходы в размере 6000-7000 долларов в день, сообщает Шапран. «От капитанов и судовладельцев я слышал, что они подали какую-то официальную жалобу, потому что боятся. Но они также опасаются, что их жалоба попадет „не в те руки", и в следующий раз у их кораблей будет еще больше проблем».
Уже сейчас понятно, что судовладельцы, ведущие международный бизнес, теряют интерес к порту Мариуполя, продолжает Шапран. Это имеет отрицательные последствия для экономики региона. «У фрахтовщиков возникают трудности с поиском судов. Не все судовладельцы готовы рисковать в связи с возможными задержками. Если кому-то срочно нужно доставить груз, ему приходится переплачивать или соглашаться на невыгодные для него условия судовладельцев».
Перманентная военная угроза
Новые проверки кораблей — только часть идущей вот уже несколько лет гибридной войны, целью которой является экономическое уничтожение Украины и провоцирование недовольства среди граждан страны, считает политолог Владимир Фесенко, руководитель киевского исследовательского центра «Пента». «Положение в Азовском море обострилось, потому что Россия после введения в эксплуатацию Керченского моста применяет новую тактику, которую я называю „тактикой огромной змеи". Она стремится постепенно экономически задушить порты Мариуполь и Бердянск», — говорит эксперт.
Крымский мост не только играет важную роль в транспортной сфере, но и является политическим инструментом в руках России, которая стремится как можно сильнее навредить Украине, выразил уверенность украинский министр инфраструктуры Владимир Омелян: «Когда украинские порты станут неэффективными и будут приносить убытки, многие люди, живущие в этих городах, потеряют работу. Они, конечно же, будут недовольны и, в первую очередь, будут обвинять украинское руководство в неспособности защитить их рабочие места».

К экономическим проблемам добавляется также постоянная военная угроза. Вот уже два месяца ходят слухи, что Россия готовит новое наступление на Украину и попытается захватить ее побережье на подступах к Крыму. И Мариуполь — первый крупный город на этом пути. Впрочем, политолог Фесенко не верит в эту версию. «Это уже, пожалуй, перебор. Но после событий 2014 года я не исключаю ничего. Возможно все», — говорит он.
Наблюдение со стороны ОБСЕ затруднено
Андрей Клименко — главный редактор специализирующегося на экономической и военной тематике интернет-портала «Блэк Си Ньюс» (Black Sea News). Он, по собственному признанию, исходит из того, что на Азовском море грядет обострение военной ситуации. «Это лишь вопрос времени. На суше, в Донбассе, русские столкнулись с ожесточенным сопротивлением и были вынуждены нести очень большие потери. На море же у них, по сути, полное превосходство».
Клименко упомянул около 60 военных судах, которыми Россия в настоящее время располагает в Азовском море. Большинство из них — быстроходные патрульные катера. Кроме того, речь идет о примерно десяти кораблях, вооруженных артиллерийскими установками и способными брать на борт бронетехнику и живую силу. С их помощью русские вполне могут захватить Мариуполь.
Впрочем, ОБСЕ не может подтвердить эти цифры, но не потому, что они недостоверны, а потому, что сотрудники ее миссии могут наблюдать лишь за ситуацией в охваченном боевыми действиями Донбассе, но не на Азовском море.
Тем не менее руководитель миссии ОБСЕ Александр Хуг признал: «Территория вокруг Мариуполя входит в пятерку регионов, где регулярно, до 90% случаев, наблюдаются нарушения перемирия».
Российские СМИ пишут о «пиратстве»
Ситуация вокруг Мариуполя остается напряженной, потому что территория, неподконтрольная украинским властям, весьма невелика, и, таким образом, там наблюдается очень высокая концентрация тяжелой военной техники, добавил Хуг.
Он отказывается строить предположения, по каким сценариям могла бы осуществляться эскалация ситуации, но заметил: «Если на южном побережье, то есть между Мариуполем и Новоазовском, положение накалится или даже начнутся столкновения, это, конечно, было бы одним из сценариев, с которым нам пришлось бы разбираться, укрепляя наши силы путем переброски наблюдателей из близлежащих регионов».
Пока наблюдатели ОБСЕ зарегистрировали ряд случаев, когда украинские власти задерживали российские корабли вместе с экипажами. В одном лишь порту Мариуполя было зафиксировано четыре подобных случая.
По меньшей мере одно судно — рыболовецкий траулер «Норд» с десятью членами экипажа — было задержано Украиной до того, как Россия ввела усиленный контроль в Керченском проливе, а именно в марте.

Российское руководство выразило тогда протест против нарушения Украиной двустороннего соглашения о совместном использовании Азовского моря, как заявила представитель российского МИД Мария Захарова. «Мы настаиваем на невиновности наших сограждан, подвергшихся нелегальным, агрессивным действиям силовых структур и судебных органов Украины», — подчеркнула она.
Российские СМИ тут же принялись писать о «пиратстве» в водах Азовского моря. Украинский министр инфраструктуры Владимир Омелян в свою очередь возмутился: «Россия захватила Крым. Они убили множество украинцев на востоке страны, а теперь говорят, что украинцы — пираты. В нашем Азовском море, по соседству с нашими азовскими портами?»
Взрывоопасная ситуация
Экипаж задержанного сейнера «Норд» — моряки с Крыма. Украина считает полуостров своей территорией, а его жителей, соответственно, украинскими гражданами, отказываясь признавать их российские паспорта. Поэтому многим морякам до сих пор так и не удалось вернуться домой, к родным.
Министр Омелян оправдывает действия властей: «Они противозаконно заходили в крымские порты — это единственная причина, по которой их задержали. Их задержание проходило в полном соответствии с международными и украинскими нормами».
Но именно это послужило для России поводом к ужесточению контроля на море. Это стандартный «шаблон», по которому действовали еще в советские времена, сказал Омелян. «Мы вспоминаем множество случаев, когда СССР говорил, что мы это сделали только потому, что на нас напала Финляндия. Или кто-нибудь еще. Но мы все знаем, что это не так. Россия была агрессором, когда вводила войска в Польшу или Чехословакию — якобы чтобы стабилизировать положение в коммунистических странах. Но разве это было так? Нет. С Украиной происходит то же самое. Каждый раз, когда они пытаются оправдать свои противоправные действия, они говорят, что кто-то начал первым».
Сложившаяся ситуация вполне может продолжить накаляться. Две недели назад Служба безопасности Украины (СБУ) занялась положением на Азовском, а также на соседнем Черном море. В соответствующем пресс-релизе говорилось, что Украина усилит свое военное присутствие на Азовском море и оснастит свою береговую охрану новейшим высокоточным оружием. Кроме того, правительству было рекомендовано принять новую морскую доктрину с целью защиты национальных интересов Украины на Азовском и Черном морях. Однако, по мнению многих экспертов, эти меры будут запоздалыми, да и недостаточными.
Правительство в Киеве под давлением
Еще в 2014 году США предложили Украине два старых корабля береговой охраны. Впрочем, при этом ей предлагалось взять на себя расходы на перегон кораблей через океан, а также на обучение своего персонала. До сих пор корабли поставлены не были. «Радио Свобода» несколько месяцев назад сообщило, что президент Петр Порошенко преследует собственные бизнес-интересы, и потому срочно необходимые его стране корабли до сих пор не достигли ее берегов. Другие источники говорят о многочисленных бюрократических проволочках. Эксперт по Черному морю Андрей Клименко считает, что американские корабли скоро поступят в распоряжение Киева, но:
«Нам нужно не два корабля, а десятки. Они не обязательно должны быть новыми — у США, Великобритании и других стран НАТО есть много списанных кораблей разных классов, которые вполне сгодились бы для защиты украинских берегов». Вообще же, по словам Клименко, НАТО недостаточно присутствует в регионе. Так, с 2014 по 2016 годы американский эсминец «Дональд Кук» (Donald Cook) совершал патрулирование Средиземного и Черного морей. Но два года назад он был переброшен в Балтийское море с целью защиты прибалтийских стран и Польши от России, которая незадолго до этого начала крупномасштабные учения вблизи границ НАТО. И это, по мнению Клименко, оказалось ошибкой, потому что Россия тем самым совершила отвлекающий маневр, ведь на самом деле она угрожает именно Украине, а не другим странам.
«Господин Путин обманул вас — ЕС, НАТО и США. В действительности русские вовсе не собираются нападать на страны НАТО. Ситуация совсем иная. Я бы хотел, чтобы ваши слушатели в Германии поняли — это окно возможностей для агрессии Путина против Украины на Черном море», — подчеркнул он.
Правительство в Киеве оказалось под давлением, особенно с учетом того, что Украине в следующем году предстоят президентские, а потом парламентские выборы.
Министр инфраструктуры требует новых санкций против России
В мариупольском порту накапливаются стальные плиты, произведенные на «Азовстали». Сотрудник порта Алексей Мишенко признался, что уже устал от бесконечного обострения ситуации. «Мы надеемся, что она успокоится, что стороны как-то договорятся. Раньше же они как-то договаривались, и от этого выигрывали все».
Не только сотрудник порта, но и его директор Александр Олейник ожидает от правительства прагматичных действий: «Мы ждем только одного: что война закончится. Что наступит стабильность. Кризис длится уже слишком долго. Думаю, нужно делать поменьше радикальных заявлений и больше задействовать дипломатию».
В экспертных кругах говорят, что Украина под давлением России могла бы возобновить водоснабжение Крыма. До аннексии полуостров снабжался по каналу с территории Украины. Но Киев перекрыл его, из-за чего в Крыму возникли большие проблемы.
Министр Омелян опровергает эти утверждения. По его словам, об этом никто не думает. Вместо этого он настаивает на введении новых санкций против России. В частности, они могли бы быть направлены против ее портов на Азовском море.
«Россия для нас — не партнер, а враг. С ней нельзя искать компромиссы». Одно, однако, уже ясно: Крым Россия просто так не отдаст. Будет ли она пытаться захватить и украинское побережье Азовского моря или ограничится «только» экономическим уничтожением этого региона, пока неизвестно. Это станет понятно в ближайшие месяцы».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 11 вся сущность хохлов -Украина ничего не делает, чтобы спасти свои порты, а только мечтает, что США дадут ей корабли, и не один, а десятки. Раскрыть всю ветку (8 сообщений в ветке) 
| 1 Пингвин, история свидетельствует, что США помогают (за наличные), только тем, кто сам умеет защищаться. Если посмотреть на события Великой Отечественной войны, то серьезные поставки из США в СССР по программе ленд-лиза начались только в 1943 г. после Курской битвы. 
| 0 vikdialog, А до этого, в 1941м и 1942м были "несерьозные", шуточные ? 
| 0 vikdialog, довольно странно. Советские побеждают, а Америка усиливает им поддержку. По логике американским выгодна победа советских. 
| 0 w.p.58, америкосам выгодно продать победителю, ибо проигравший вряд ли когда-нибудь вернул бы им долг за поставки по ленд-лизу. Для америкосов бабло всегда на первом месте. 
| 0 quicortop, w.p.58, "шуточные", "по логике" Для американецев ВМВ, для единственных в мире, это была ХОРОШАЯ, по их же признанию, война. Они торговали со всеми, а потом пошли сами за добычей (объявив войну ими же поддушеной Японии, влезли в Европу, открыв фронт, когда РККА). В итоге, испытав новые виды вооружений на европейских кроликах, они планировали потребовать компенсацию за свою "доброту" (лизинг) как с проигравших, так и победителей. "Пусть дубасят друг друга", — сказал ещё сенатор Трумен. Не дружите вы оба с логикой, изучать нужно вопрос всесторонне, прежде чем выкладывать свои лозунги и домыслы. 
| 4 Пингвин, если бы в Севастополе была база НАТО, германские СМИ обратили бы внимание на препятствование судоходству России? Меня одолевают смутные сомнения. 
| 0 Чтоб я так жил, они обязательно обратили бы внимание на то, что Россия слишком близко придвинула свои границы к базе НАТО. 
| 0 Марсианин, Россия агрессирует, продавая свои товары (нужный газ) и продвигая культуру на Запад, нагло борется с терроризмом, подкупает своё население социальными улучшениями, бессовестно радует его и приезжих олимпиадами и чемпионатами мира, побеждает в них, бесцеремонно запускает космонавтов. Настоящая империя "зла" (а теперь и "лжи" — отказа от признания вины во всём).☺ 
| 26 кусочки правды все таки просачиваются, Украина действительно объявила торговую, транспортную и главное водяную блокаду Крыма. Чего они вообще ожидают? Пусть радуются что их суда вообще хоть как то проходят Керченский пролив. Я бы совсем запретил 
| 41 "Крым Россия просто так не отдаст." "Просто так" тут лишнее. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 3 theone82, ПОДДЕРЖИВАЮ!!! 
| 1 theone82, Да если бы предположим, вместо Путина пришёл Навальный . мы бы сами себя не отдали ) 
| 0 ДенисКрым, этот интернет-болтун (простите, блогер) даже предположительно в власти не придёт. 
| 4 Россия применяет «тактику огромной змеи», пытаясь задушить украинскую экономику Поэтому и инвестирует столько в территорию 404? 
| -28 Немецкий болван думает что построить флот - дело пары дней ? Украина разрушала свою армию десятилетиями, под руководством москвы и с молчаливого согласия НАТО и ЕС, а теперь, на тебе - Украина ничего не делает.... Раскрыть всю ветку (9 сообщений в ветке) 
| 7 quicortop, ну, конечно, в том что "Украина разрушала свою армию десятилетиями" Москва виновата. 
| 1 quicortop, Россия должна была оснастить нацистские батальоны современным оружием и выдать атомные бомбы, чтобы "масколяку на гиляку" моглм применить это против россиян? 
| 0 Чтоб я так жил, Ну про "нацистские" батальоны я отвечать не буду, уверен что фамилии героев-"повстанцев" Мильчаков, Раевский, Жучковский и т.д. вам все равно ничего не говорят. В остальном - вы правы. Хотя если бы не Крым и донбасс, Украина бы до сих пор варилась бы в этом "братском" де*ьме, зато теперь у нее есть четкие ориентиры - кстати, спасибо путену за это ! 
| 0 quicortop, спасибо Путину? А Сталину надо было говорить спасибо Гитлеру за великую победу? Четкие ориентиры - это здорово! Одна беда, необходимо чтобы эти ориентиры вели именно к светлому будущему. Мне тоже нравится, что мы больше не зовемся братскими народами, не платим оброк с России в виде субсидий ценами на нефтегаз, ваши трубы не мешают нашим трубным заводам, ваши вагоны и пр. ж/д изделия тоже не мешают возрождению НАШЕГО производства. Теперь у нас будут собственные двигатели для своей военной промышленности. А вы будете втридорога закупать зарубежный вертолетный хлам. Для заполошных - у меня западенская фамилия, бывший брат. 
| 4 quicortop, "Украина бы до сих пор варилась бы в этом 'братском' де*ьме, зато теперь у нее есть четкие ориентиры" Ориентиры в Ад. В де*ьме варились исключительно свидомые прозападные идиоты и потомки бандеровцев, а "москаляку на гиляку" кричали все 70 лет советской власти, правда в прокуренных подсобках и кухнях. Укроина — "нация" предателей, которые постоянно искали, кому всучить свою "незалежность" подороже: москалям, ляхам, шведам или туркам. Теперь продались америке, которая сунула няньчиться в предателями европейцам. Те согласились лишь за долю в грабеже советского наследства. Никакому Западу свидомые не нужны, только как кучка дымяшегося дерьма на пороге России. При этом заложниками хунты, опирающейся на "демократические" репрессии к несогласным, находятся подавляющая часть обитателей Украины. Часть от вашей "гидности" сбежала на заработки (а скорее всего навсегда) на Запад, другие — в Россию (и возвращаться не хотят). От вас США теперь такая же польза, как от прибалтик — грозить соседу. И просить, как Польша, на карачках ввести американские войска для защиты собственных проворовавшихся задниц (от народного гнева, которых достали удушающие "реформы" МВФ). 
| 5 quicortop, украинский болван думает, что Запад устроит свидомым рай на земле своими МВФ-реформами. И будете вы житт долго и мучительно в картонных коробках от холодильников или на теплотрассах, как большинство жителей западного "рая". Некоторые это поняли и не очень стремятся, счиаютая, что окупиться может только упоротая русофобия. А потом будут винить Москву (как поляки после Варшавского восстания), что та не помогла им против американского мордора, который их посадил в договую яму в заношенных кружевных труселях. 
| 8 quicortop, под руководством Москвы? Вы, батенька, что-то не то курите, за это курево положен не детский срок. На Украине были крупнейшие военные верфи и великолепные компетенции. Где они? Что они родили после того, как стали свободными от голодоморов и прочего? 
| 4 quicortop, ориентиры действительно четкие, вернуться к истокам и свиньям хвосты крутить, чубатые свинопасы, что с них взять...носятся со своей ненькой как со списанной торбой, думают что пупы земли и все им должны против москалей помогать...и виноваты у чубатых, кто угодно но не они сами...а что касается Москвы, то под руководством Москвы на 404ю поступали миллионные заказы, зачастую в убыток таким же предприятиям на территории РФ, а чубатые в своем репертуаре, продавали в третьи страны оружие и пилили его, но опять виноваты москали...нет это чубатым спасибо, что показали нам москалям ориентиры и мы наконец сняли с шей этих свинопасов, адьос не братья... 
| 1 quicortop, поддерживаю! Украина делает важное дело - Украина СКАЧЕТ! :) 
| 15 В рот вам ноги, ублюдки. "Норд" с экипажем для начала верните. 
| 13 "Повстанцы, выступающие против Украины, обстреливали город ракетами, убивая при этом мирных граждан" Врёте, фрицы. Если верить Евроньюс и прочим западным СМИ, повстанцы обстреливали собственных детей в собственных детских садах. 
| 8 Мда, как говорится двойные стандарты так из статьи и "выпирают". Устроили укры экологическую катастрофу в Крыму-это хорошо, Панамакс под крымским мостом проплыть не может (хотя они отродять в Азов не заходили-осадка не позволяет), так это "вселеннское зло". Ничему немцев время не учит. Ледовое побоище, русско-прусская война, пруссаки Наполеона, Первая мировая, Второя мировая, а они как бараны: Дранг нах остен. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 Вячеслав с севера, немцев нет с 45 года. Есть "население" в амерский колонии под ником "ФРГ". 
| 5 - когда помимо всего прочего не пишут о том, что вытворяют сами власти Украины, действительно выглядит неприглядненько "российский агрессор", только вот почему то умалчивают данные по суднам, которым ничего не мешает пройти под Крымским мостом и укробеспредел таможенного досмотра, в итоге необъективно получается, да и чего от немцев ждать объективности то - зачем она им. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 kirov43, вы пропаганду с журналистикой, пожалуйста, не путайте. 
| 0 2m, и действительно, не нашел тут журналистики. 
| 6 Однако пару месяцев назад ситуация в Мариуполе вновь обострилась — на этот раз на море. Дело в том, что Россия блокирует доступ в Азовское море и тем самым в Мариуполь и Бердянск, еще один важный промышленный центр на Украине. А захват гражданского судна в водах общего пользования. Как это называется? Правильно, пиратство... Так что Украина начала заниматься помимо убийств мирных жителей еще и пиратством...
Показать новые комментарии (0)Пингвин
vikdialog
quicortop
w.p.58
Марсианин
Чтоб я так жил
Чтоб я так жил
Марсианин
Чтоб я так жил
g00d
theone82
vikdialog
ДенисКрым
vikdialog
Недождётесь
quicortop
vikdialog
Чтоб я так жил
quicortop
U-2
Чтоб я так жил
Чтоб я так жил
U-2
шатун-шах
Консервативный реакционер
Добрый Эээх
W.C.SpiritOnOff
Вячеслав с севера
w.p.58
kirov43
2m
kirov43
n-tutynin
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)