Русская православная церковь и ее украинский филиал — УПЦ МП — с завидным постоянством подбрасывают украинцам все новые доказательства того, что речь идет не столько о религиозной, сколько о политической и пропагандистской структуре.
Известны многочисленные случаи отказа священнослужители этой церкви отпевать умерших. И если их отказ достойно проводить в мир иной воинов АТО еще можно как-то объяснить, учитывая пропагандистскую функцию УПЦ МП, то последний случай с отказом отпевать 2-летнего малыша просто поверг всех в шок.
О церковно-политических аспектах деятельности РПЦ, об условиях ослабления ее влияния на Украине, об островках «русского мира» в независимом украинском государстве, а также о пользе неразумных руководителей во главе подобных структур своим мнением с «Обозревателем» поделился российский журналист Игорь Яковенко.
«Обозреватель»: Восьмого января в Киево-Печерской лавре прошла акция под лозунгом: «ФСБ, прочь из лавры!» Наместник лавры, митрополит Павел, вышедший пообщаться с активистами, «обрадовал» новыми интересными месседжами. В частности, заявил о том, что «Крым никогда не был украинским». По вашим оценкам, как будут развиваться события вокруг присутствия этой структуры на Украине? Сможет ли Украина избавиться от российского церковного влияния?
Игорь Яковенко: Думаю, на территории Украины есть тенденция к ограничению различных щупальцев путинской России, имперской России. А эти щупальца многообразны. Сейчас можно говорить о том, что в значительной степени спецслужбы Украины начинают избавляться от огромного количества сослуживцев, сокурсников, соучеников по милицейским школам, по школам КГБ. Это была чудовищная проблема, потому что Украина была дырявая, да еще и изъедена кротами, потому что на самом деле понятно, что люди, которые возглавляли и представляли спецслужбы на Украине, были в абсолютно дружеских, товарищеских, симбиотических отношениях с представителями спецслужб России. В этом состояла огромная проблема, с этим были связаны и серьезные военные и другие неудачи. Российские спецслужбы хозяйничали на территории Украины, причем, до самого последнего времени. Я надеюсь, что этот процесс заканчивается.
Второй процесс — это информационное влияние. Оно не прекращено, но, по крайней мере, очень сильно сокращено. В значительной степени гигантские информационные войска Путина начинают, что называется, останавливать под Киевом. Еще одно очень сильное влияние — безусловно, религиозное, церковное. Как известно, на Украине больше православных приходов, чем в России. Если говорить о Русской православной церкви, то она, конечно, в большей степени находится на территории Украины. Но так исторически сложилось, что Московская патриархия признана в качестве главной. И это серьезная проблема. Церковь — это отдельный институт, и здесь общественное мнение не имеет решающего значения. Я думаю, что потребуется очень серьезный и длительный процесс, потому что пока самостоятельность, автономия украинской православной церкви не признана в мировом православии. И считаю, что быстрым процессом это не будет.
Но главное здесь — не дожидаясь того, как и когда пройдет официальный процесс признания — просто «отрезать» эти щупальца господина Гундяева (патриарха Кирилла — прим. ред.). Мы прекрасно знаем, что из себя представляет Гундяев. Кстати, недавно вышло его большое интервью Киселеву, совершенно фантастическое и мракобесное. Там он, в частности, категорически выступил против безналичного расчета, считая, что это происки известно кого. И то, что у нас сейчас используются банковские карточки, это, по его мнению, возможность каким-то образом влиять на людей, осуществлять «тлетворное влияние Запада».
— Может, это подготовка к новым санкциям? К отключению России от системы СВИФТ (SWIFT)?
— Мне эта мысль в голову не приходила. Честно говоря, при всем своем крайне негативном отношении к Путину и при большом желании, чтобы этот режим рухнул, отключение от СВИФТ я расцениваю как что-то очень похожее на сбрасывание нескольких водородных бомб на города-миллионники. Здесь вместе с путинским режимом можно похоронить страну. Как государство — я не против. Но дело в том, что добра от этого не будет никому.
— Кирилл вспомнил и об Украине…
— Он очень радовался, что в XIX веке, когда Россия была жандармом Европы, она вела захватнические войны. Гундяев страшно радуется кровавым войнам, которые развязывала Российская империя. По поводу Украины — это достаточно лицемерная история. Он сказал, что будет молиться за умиротворение, опять это вранье про братоубийственную войну на территории Украины и прочее. Кстати говоря, у нас есть человек, его фамилия Венедиктов Алексей Алексеевич, главный редактор «Эха Москвы». Он тоже недавно рассказывал, что на Украине гражданская война, что наших войск там нет, пленных ведь мало… По сути дела, «Эхо Москвы» — это филиал «России сегодня», «России 1», «России 2» и так далее.
Так что в отношении РПЦ главная задача — просто блокировать на территории Украины всякое присутствие Московского патриархата. Это сложно, это отдельный институт. Я как человек неверующий не могу дать добрый совет или проинструктировать, как здесь поступать. Но то, что это очень мощная пятая колонна на территории Украины — для меня это совершенно очевидно. Владимир Гундяев — это очень опасный враг Украины. Это надо очень хорошо понимать — и верующим, и неверующим, всем, кому дорога независимость Украины.
— Вы говорите, «надо обрезать щупальца», блокировать присутствие РПЦ… Вот вам конкретный пример. Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра, Святогорская лавра. Островки «русского мира», куда ходят десятки тысяч людей, граждан Украины. Как можно с ними поступить?
— Любая конкретная рекомендация с моей стороны была бы чрезвычайным нахальством и бестактностью, граничащей с идиотизмом. Что тут можно сказать? У нас на территории путинской России эти вопросы решаются очень просто — административно. Кого надо — того запрещают. Как экстремистскую организацию или еще как-то. Например, у нас практически запрещен протестантизм. Формально он вроде как есть, но очень многие ветви протестантизма запрещены. Понятно, что протестантизм — это наиболее опасный враг православия, поскольку он наиболее свободный, наиболее реформируемый и в меньшей степени подвержен этим средневековым вещам.
Есть проблемы с католичеством, с другими конфессиями. Я не очень понимаю, как это можно сделать по украинскому законодательству, но, с моей точки зрения, можно рассматривать вопрос передачи имущества в формате, в котором присутствовала бы какая-то внутрицерковная дискуссия среди верующих. Чего хотят верующие Украины? Они хотят быть под Гундяевым или они хотят все-таки удовлетворять свои религиозные чувства в храмах, которые ориентированы на Украину?
— Условно говоря, украинские верующие сегодня разделены на три категории: тех, кто, несмотря ни на что, остался верен Московскому патриархату; тех, кто выбрал украинское православие, и тех, кто находится вне церкви. Кстати говоря — вы не считаете, что позиция русской церкви на Украине отчасти будет приводить к отказу верующих от института церкви как такового? Дескать, делайте, что хотите. Уже сегодня наблюдается тенденция к секуляризации общества.
— Я думаю, что этот процесс, безусловно, будет происходить, и не вижу здесь ничего страшного. Разумеется, мне довольно трудно поддерживать такой сугубо религиозный разговор, поскольку я человек неверующий. Но я бы не стал преувеличивать процессы секуляризации, которые идут во всем мире. Любимое выражение моих коллег — «многожильный провод». Здесь процессы идут в разных направлениях. Например, есть совершенно очевидная клерикализация многих стран, которые имеют отношение к исламу. Последние события в Иране носят далеко не антиклерикальный характер. Да, если считать веками, то какая-то секуляризация происходит, но это небыстрый процесс и процесс с некоторыми возвратными движениями. Так что ничего страшного в этом нет.
Но мне кажется, здесь ключевой вопрос — вопрос политики украинской власти, украинского государства. Здесь церемониться с попами не стоит — они являются либо сотрудниками спецслужб, либо сочувствующими, либо безумцами, которые являются проводниками этой политики. Никто не вламывается на алтарь, никто не мешает богослужению, но есть граждане Украины, которые должны соблюдать украинские законы и не являться проводниками имперской политики. Не уверен, что все приходы, которые подчиняются Московскому патриархату, надо закрывать и административным образом передавать другим людям. Но индивидуально, в отношении тех священнослужителей, которые являются проводниками Российской империи, мне кажется, надо разбираться. Это нормально.
— На Украине разработаны два «церковных» законопроекта, против которых не на шутку ополчился Московский патриархат. Но там не говорится об отъеме храмов и другого имущества, как об этом кричат на митингах. Там всего лишь предлагается вернуть священников в правовое поле и позволить верующим самим определять, какому центру должен принадлежать тот или иной приход.
— Вот это, мне кажется, идеальный вариант. Если говорить о государственной политике в отношении религии, то Украина как светское государство может и должна следовать этому курсу светского государства. Она должна выстраивать отношения не с институтом церкви. Что с ней выстраивать? Это общественная организация. С чего бы выстраивать какие-то отдельные отношения с обществом филателистов? А вот с гражданами надо выстраивать отношения.
Конституция защищает свободу совести. А свобода совести заключается в том, что человек должен иметь право молиться там, где он считает нужным. И если церковь как институт препятствует этому — а так бывает, — то любому государству, не только Украине, правильнее стоять на стороне гражданина, а не на стороне института. Светское государство — не против церкви. Оно за человека, в том числе за человека верующего.
— Вы не считаете, что руководство РПЦ и руководство филиала РПЦ на Украине могло бы действовать немного умнее? Например, сменить одиозного наместника Киево-Печерской лавры, не допускать резонансных случаев с отказом в отпевании и прочее. Избрать иной способ общения с верующими. Возможно, они могли бы сохранить свое влияние на Украине, если бы просто — простите — включили мозги.
— Тут есть одна очень хорошая история. Если бы Гитлер был умнее, то вполне возможно, у Земного шара были бы большие неприятности. Если бы все мировые злодеи были очень умными, то наша история, наверное, закончилась бы довольно давно. Гений и злодейство, конечно, совместимы — в этом классик был неправ. Талант и злодейство тоже совместимы. Но они совместимы не всегда — только в исключительных случаях. Поэтому то, что во главе, скажем так, достаточно плохой организации, которой является РПЦ, стоят не очень умные люди — это хорошо. Где ж я вам возьму столько умных попов? Там ведь все-таки происходит негативный естественный отбор. Все-таки умные и талантливые люди, как правило, стараются реализовываться в других местах.
Носить странную женскую одежду, давать обет безбрачия и удовлетворять свои сексуальные потребности какими-то странными способами, поклоняться каким-то странным предметам — костям и прочему — это все не свидетельство большого ума. Отбор в такие организации происходит не по признаку большого таланта. Кстати, в нашей РПЦ есть потрясающий мужик, святой Лука Войно-Ясенецкий. Это просто фантастический человек, который одновременно сочетал в себе несколько ипостасей. Он — архиепископ, действующий уникальный хирург, автор потрясающих книг и технологий по гнойной хирургии. Всю свою жизнь провел в сталинских концлагерях. Из них его призывали во время войны, чтобы он устраивал госпитали. Он оперировал, писал книги, одновременно служил. Это великий человек. Но о нем же никто не знает.
Его бы его поставить во главу угла — дескать, вот, что такое РПЦ, что такое православие. Если бы у нас попытались поднять на щит Александра Меня — была бы трудная история. У них ведь шерсть дыбом становится на загривке, когда они видят свободных людей. Поэтому попы и рулят. Это естественный отбор.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 2 Украинец верует не в Бога, а в чумичку от хозяина. 
| 1 Игорь Яковенко 1979—1988 — инструктор, а затем заведующий отделом пропаганды и агитации Дзержинского райкома КПСС, Москва. ...странно..)) Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 крымнаш, ))) 
| 0 крымнаш, ничего странного. Прохвост - он где угодно прохвост. 
| 0 Угрюм-Бурчеев был прохвост в полном смысле этого слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом, всеми помыслами. Прямая линия соблазняла его не ради того, что она в то же время есть и кратчайшая — ему нечего было делать с краткостью, — а ради того, что по ней можно было весь век маршировать и ни до чего не домаршироваться. Виртуозность прямолинейности, словно ивовый кол, засела в его скорбной голове и пустила там целую непроглядную сеть корней и разветвлений. Это был какой-то таинственный лес, преисполненный волшебных сновидений. Таинственные тени гуськом шли одна за другой, застегнутые, выстриженные, однообразным шагом, в однообразных одеждах, все шли, все шли… Все они были снабжены одинаковыми физиономиями, все одинаково молчали и все одинаково куда-то исчезали. Куда? Казалось, за этим сонно-фантастическим миром существовал еще более фантастический провал, который разрешал все затруднения тем, что в нем все пропадало, — все без остатка. Когда фантастический провал поглощал достаточное количество фантастических теней, Угрюм-Бурчеев, если можно так выразиться, перевертывался на другой бок и снова начинал другой такой же сон. Опять шли гуськом тени одна за другой, все шли, все шли… Еще задолго до прибытия в Глупов, он уже составил в своей голове целый систематический бред, в котором, до последней мелочи, были регулированы все подробности будущего устройства этой злосчастной муниципии. На основании этого бреда вот в какой приблизительно форме представлялся тот город, который он вознамерился возвести на степень образцового. Посредине — площадь, от которой радиусами разбегаются во все стороны улицы, или, как он мысленно называл их, роты. По мере удаления от центра, роты пересекаются бульварами, которые в двух местах опоясывают город и в то же время представляют защиту от внешних врагов. Затем форштадт, земляной вал — и темная занавесь, то есть конец свету. Ни реки, ни ручья, ни оврага, ни пригорка — словом, ничего такого, что могло бы служить препятствием для вольной ходьбы, он не предусмотрел. Каждая рота имеет шесть сажен ширины — не больше и не меньше; каждый дом имеет три окна, выдающиеся в палисадник, в котором растут: барская спесь, царские кудри, бураки и татарское мыло. Все дома окрашены светло-серою краской, и хотя в натуре одна стороны улицы всегда обращена на север или восток, а другая на юг или запад, но даже и это упущено было из вида, а предполагалось, что и солнце и луна все стороны освещают одинаково и в одно и то же время дня и ночи. В каждом доме живут по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков, причем лица различных полов не стыдятся друг друга. Одинаковость лет сопрягается с одинаковостию роста. В некоторых ротах живут исключительно великорослые, в других — исключительно малорослые, или застрельщики. Дети, которые при рождении оказываются необещающими быть твердыми в бедствиях, умерщвляются; люди крайне престарелые и негодные для работ тоже могут быть умерщвляемы, но только в таком случае, если, по соображениям околоточных надзирателей, в общей экономии наличных сил города чувствуется излишек. В каждом доме находится по экземпляру каждого полезного животного мужеского и женского пола, которые обязаны, во-первых, исполнять свойственные им работы и, во-вторых, — размножаться. На площади сосредоточиваются каменные здания, в которых помещаются общественные заведения, как-то: присутственные места и всевозможные манежи: для обучения гимнастике, фехтованию и пехотному строю, для принятия пищи, для общих коленопреклонений и проч. Присутственные места называются штабами, а служащие в них — писарями. Школ нет, и грамотности не полагается; наука числ преподается по пальцам. Нет ни прошедшего, ни будущего, а потому летосчисление упраздняется. Праздников два: один весною, немедленно после таянья снегов, называется "Праздником неуклонности" и служит приготовлением к предстоящим бедствиям; другой — осенью, называется "Праздником предержащих властей" и посвящается воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных. От будней эти праздники отличаются только усиленным упражнением в маршировке. Такова была внешняя постройка этого бреда. Затем предстояло урегулировать внутреннюю обстановку живых существ, в нем захваченных. В этом отношении фантазия Угрюм-Бурчеева доходила до определительности поистине изумительной. Всякий дом есть не что иное, как поселенная единица, имеющая своего командира и своего шпиона (на шпионе он особенно настаивал) и принадлежащая к десятку, носящему название взвода. Взвод, в свою очередь, имеет командира и шпиона; пять взводов составляют роту, пять рот — полк. Всех полков четыре, которые образуют, во-первых, две бригады и, во-вторых, дивизию; в каждом из этих подразделений имеется командир и шпион. Затем следует собственно Город, который из Глупова переименовывается в "вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича город Непреклонск". Над городом царит окруженный облаком градоначальник, или, иначе, сухопутных и морских сил города Непреклонска обер-комендант, который со всеми входит в пререкания и всем дает чувствовать свою власть. Около него… шпион! В каждой поселенной единице время распределяется самым строгим образом. С восходом солнца все в доме поднимаются; взрослые и подростки облекаются в единообразные одежды (по особым, апробованным градоначальником рисункам), подчищаются и подтягивают ремешки. Малолетние сосут на скорую руку материнскую грудь; престарелые произносят краткое поучение, неизменно оканчивающееся непечатным словом; шпионы спешат с рапортами. Через полчаса в доме остаются лишь престарелые и малолетки, потому что прочие уже отправились к исполнению возложенных на них обязанностей. Сперва они вступают в "манеж для коленопреклонений", где наскоро прочитывают молитву; потом направляют стопу в "манеж для телесных упражнений", где укрепляют организм фехтованием и гимнастикой; наконец, идут в "манеж для принятия пищи", где получают по куску черного хлеба, посыпанного солью. По принятии пищи выстраиваются на площади в каре, и оттуда, под предводительством командиров, повзводно разводятся на общественные работы. Работы производятся по команде. Обыватели разом нагибаются и выпрямляются; сверкают лезвия кос, взмахивают грабли, стучат заступы, сохи бороздят землю, — все по команде. Землю пашут, стараясь выводить сохами вензеля, изображающие начальные буквы имен тех исторических деятелей, которые наиболее прославились неуклонностию. Около каждого рабочего взвода мерным шагом ходит солдат с ружьем и через каждые пять минут стреляет в солнце. 
| -6 Да и России тоже. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 2 И много в России униатов и католиков? 
| 4 Ну, положим, если собака умеет не только тявкать, но и говорить заученные фразы, это не делает ее российским журналистом... Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 адепт свидетелей Путина, Да сажать надо этого Яковенко..Конкретно за эту статью - за разжигание межрелигиозной вражды и оскорбление чувств верующих.. 
| 3 Кастрюльный бред читать не стал. Ибо это сродни прочтения записок умалишенного. Прочел только начало. Кастрюли специально устраивают провокации, но делают это на столько бредово, ну чего взять с географического недоразумения и его жителей? В церкви никогда не откажут в отпевании, но кастрюли уже на телах своих вояк пытаются разжечь ненависть. Ну типа того что послужил пушечным мясом для скакуасии, так пусть и твое мертвое тело послужит. Если человек не был крещен при жизни, то его не станет отпевать ни одна церковь, ни РПЦ, ни Константинопольская, ни Греческая, ни даже филаретовская раскольническая. Даже детей. Это общецерковный закон. А эти убожества используют тела тех кого послали умирать за себя в своих ничтожных целях. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 1 leksandrr, филаретовская церковь будет отпевать любого подонка, если при жизни он боролся с "москальским империализмом". В этом вся суть раскольнической церкви. 
| 0 leksandrr, вы сути дела не знаете. крестили у филарета. а отпевать принесли в упц мп. как справедливо заметили некоторые тов. в украине - ты же не позовешь попа отпевать мусульманина. вот и мп-вцы сказали - зови филаретовцев. 
| 1 Вроде журналистка, а пишет неграмотно: не враг, а враХ, плохо вас в недопиндоукропии учат. 
| 4 Какой-то малообразованный этот "журналист" Яковенко ( что не странно). Святитель Лука никогда не был в "сталинских концлагерях" : он трижды был в ссылках - что, согласитесь не одно и то же. _____ Носить странную женскую одежду, давать обет безбрачия и удовлетворять свои сексуальные потребности какими-то странными способами, поклоняться каким-то странным предметам — костям и прочему — это все не свидетельство большого ума. ________ Носить вышиванку с балаклавой, отрастить хвост на голове, кричать СУГС к месту и ни к месту, поклоняться гомосексуалисту Бендере и учить людей - кому им молиться - вот ОН, признак большого ума по Яковеке. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 Рэнд, ну и в дополнение, если мне не изменяет память, то в православии у священнослужителей нет обета безбрачия, только у принявших монашеский постриг, а потому поп православный в отличие от попа католического ни к гомосексуализму, ни к педофилии как правило не склонен. 
| 4 Это была чудовищная проблема, потому что Украина была дырявая Да она и щас дырявая, в прямом смысле слова. (жаргон зеков)... 
| 3 В Укропии все враги, кто не бендеровец. 
| 2 "Кстати говоря, у нас есть человек, его фамилия Венедиктов Алексей Алексеевич, главный редактор «Эха Москвы». ------------------------------------------ Кстати, он действительно ваш человек. Совершенно точно не наш. Первый раз за много лет вижу, чтобы украинский журналист сказал правду.
Показать новые комментарии (0)Krymchanin from Lithuania
крымнаш
antoha52
jadefalcon
jadefalcon
vmevius
Krymchanin from Lithuania
адепт свидетелей Путина
uzgen1974
leksandrr
Roadstar
ню-ню
Donpedro
Рэнд
Romarius71
Кирдык Мирдыев
russlan
shg200
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)