Инициатива Китая «Один пояс — один путь» — план экономической экспансии, который повторяет торговые пути средневековых династий Тан и Юань через Евразию — чрезмерно амбициозен, потому что в его основе, как и в основе всех грандиозных стратегий, лежит честолюбие. Однако в его замысел вписано будущее Евразии.
Новый Шелковый путь служит нескольким целям китайских лидеров, которые стремятся превратить свою страну в полноценную сверхдержаву. Это брендинговая операция для тех многочисленных дорог, мостов, трубопроводов и железных дорог, которые Китай уже построил и которые связали его с бывшими советскими республиками в Центральной Азии, богатыми энергетическими ресурсами. В процессе инициатива «Один пояс — один путь» призвана развить — и одновременно окружить — мусульманский регион Китая, который граничит с Центральной Азией.
На западе Китай намеревается создать органичный альянс с Ираном — государством, которое благодаря своему внушительному размеру, расположению и численности населения, а также своей давней имперской традиции играет роль ключевой точки Ближнего Востока и Центральной Азии.
Более масштабной целью Китая является господство в Евразии, что влечет за собой необходимость низвести Россию до второразрядной державы.
Китай и Россия имеют общую границу протяженностью более 4 тысяч километров, представляющую собой бесконечную полосу березовых лесов, отделяющих российский Дальний Восток от китайской Манчжурии — границу, чьи точные очертания были окончательно закреплены только в прошлом десятилетии. В 1969 году отправка около 30 советских дивизий к этой границе и ответное развертывание 59 китайских дивизий привели к углублению советско-китайского раскола и стали причиной решения американского президента Ричарда Никсона наладить отношения с Китаем и начать политику разрядки напряженности в отношениях с Советским Союзом.
Мало в каких районах российское государство демонстрирует такую слабость, как на Дальнем Востоке. Население этнических русских составляет, по некоторым оценкам, лишь 6 миллионов человек. Китайские мигранты неуклонно продвигаются на север этой крайне малонаселенной сибирской глуши, богатой природным газом, нефтью, древесиной, алмазами и золотом, которые очень нужны Китаю. Китай уступил часть этого региона России только в 19 веке, когда династия Цин доживала свои последние дни, а оставшуюся часть — в 20 веке.
Между тем сейчас Китай обходит Россию в Центральной Азии. За последние 10 лет Китайская национальная нефтегазовая корпорация стала ведущей энергетической компанией в Центральной Азии. Китай перекачивает казахскую нефть в Европу и в Китай по своему трубопроводу, а также поставляет на запад Китая природный газ из Туркменистана. Кроме того, благодаря инвестициям Китая в Центральной Азии строятся энергетические системы и транспортная инфраструктура, что заметно меняет ландшафт этого региона и создает основу для реализации инициативы «Один пояс — один путь».
Призом является Иран. Расположенный на другой стороне Центральной Азии от Китая, Иран имеет население в 80 миллионов человек, и на его территории находятся богатые месторождения нефти и газа в Каспийском море и Персидском заливе. Для Пекина это служит мощным стимулом для того, чтобы строить железные дороги через территорию Ирана, заключать энергетические сделки с Тегераном, использовать китайские государственные компании для разработки иранских месторождений и отправлять туда армии предпринимателей. Российский Евразийский экономический союз, включающий в себя Белоруссию, Армению, Казахстан и Киргизию, был создан в 2014 году в качестве противовеса растущему влиянию Китая в Евразии.
Россия проигрывает Китаю не только на своем Дальнем Востоке и в Центральной Азии, но и в Европе. Пока Москва подтачивала независимость бывших советских республик в бассейнах Балтийского и Черного морей посредством подрывных операций и военных вторжений, Пекин укреплял торговые связи с европейскими странами. Антипатия администрации Трампа к принципам свободной торговли — в совокупности с очевидной амбивалентностью в вопросе защиты европейских союзников США — предоставила Китаю новые возможности в Европе, позволив ему расширить западные границы инициативы «Один пояс — один путь». Успехи Китая ослабят не только влияние США в Европе, но и влияние России.
К примеру, Греция из-за ее напряженных отношений с Евросоюзом и ее приверженности православию на первый взгляд должна сближаться с Россией. Однако она все больше попадает под экономическое влияние Китая, поскольку порт Пирея становится еще одной западной точкой нового Шелкового пути. Китай также ведет конкурентную борьбу за атомные станции и другие объекты энергетической инфраструктуры в Болгарии, Румынии, Польше и Чешской Республике. Стремление президента Владимира Путина бросать вызов Западу — пока Китай под руководством президента Си Цзиньпина без лишнего шума его обходит — демонстрирует его стратегическую недальновидность в период, когда российская экономика особенно уязвима.
Китай и Россия определяют свои отношения как «всеобъемлющее стратегическое партнерство», в рамках которого Россия поставляет нефть Китаю, и страны проводят совместные военные учения. По официальной версии, их отношения редко бывали лучше.
Однако существует заметный торговый перевес в пользу Китая, а падение цен на нефть сделало Китай значительно менее зависимым от России. Россия продает оружие соперникам Китая — Индии и Вьетнаму. Но Китай уже скопировал российские оружейные разработки.
Эти более глубокие геополитические реалии означают, что Китай и Россия будут союзниками, только пока им это удобно. И, поскольку соперничество между Россией и Китаем является долгосрочным, недооцениваемым и разворачивающимся в удаленных районах — что делает его малоинтересным для западных СМИ — его довольно легко игнорировать.
Геополитические амбиции Китая, как и амбиции России, являются следствием нестабильности внутри страны. Китайское государство демонстрирует наибольшую слабость на западе — то есть на территориях восточной части существовавшего в прошлом Туркестана — где живет мусульманское уйгурское меньшинство, к которому господствующая этическая группа, ханьцы, относится с опаской.
Ислам стал для уйгуров основой альтернативной идентичности, независимой от китайского государства. В отличие от жителей Тибета с их Далай Ламой, у уйгуров нет руководящей элиты, которая могла бы поддерживать связь и вести переговоры с Пекином. Они являются воплощением анархической силы, которую любая экологическая катастрофа или иная чрезвычайная ситуация может легко спровоцировать на восстание. Проект «Один пояс — один путь», который должен экономически и политически сблизить тюркскую Центральную Азию с Китаем, отчасти призван лишить уйгуров тыловой базы в случае восстания.
Китай могут остановить только его собственные внутренние демоны. Как написал Сэмюель Хантингтон (Samuel P. Huntington) в своем классическом исследовании 1968 года под названием «Политический порядок в меняющихся обществах», чем сложнее становится структура общества, тем более отзывчивыми должны становиться его институты — в противном случае формирование достаточно многочисленного среднего класса будет оказывать дестабилизирующее воздействие.
Китайская автократия — именно благодаря своим успехам — может столкнуться с кризисом легитимности по мере роста социальной, этнической и религиозной напряженности в районах, где проживают ханьцы и уйгуры, особенно если экономический рост будет и дальше замедляться, разрушая надежды этих этнических групп. Таким образом, конечный успех инициативы «Один пояс — один путь» будет определяться не столько достижениями в Центральной Азии и других регионах, сколько тем, что будет происходить внутри Китая.
США, у которых есть давние политические союзники, нуждающиеся в защите от запугивания со стороны Китая в Восточной Азии и от травли со стороны России в Центральной и Восточной Европе, выигрывают от тихого геополитического соперничества между Пекином и Москвой. Поскольку соперничество между Китаем и Россией во многом определяется их географической близостью — именно поэтому оно будет сохраняться — у Америки появится больше возможностей для маневров, а также для смягчения ли ужесточения позиций по отношению к этих двум державам в зависимости от ситуации.
США необходимо помешать Китаю обрести такое же влияние в Восточном полушарии, каким пользуется Америка в Западном полушарии. Однако Вашингтону придется сделать это таким образом, чтобы в процессе не уступить Центральную Европу и часть Ближнего Востока России.
Решение этой головоломки для США лежит за пределами геополитики. Поскольку у Вашингтона нет территориальных амбиций в Евразии, местные населения не относятся к американцам с таким же подозрением, с каким они относятся к русским или китайцам. Посредством настойчивого продвижения принципов свободной торговли, защиты прав человека и гражданского общества, Америка повысит свой авторитет в тех обществах этого региона, которые в настоящий момент переживают период стремительной социальной трансформации.
Именно так США получат право доступа в Евразию, не пытаясь настраивать одну державу против другой во времена, когда российско-китайское соперничество является гораздо менее очевидным, чем во времена Никсона. То самое экономическое развитие, которое продвигает Китай, сделает общества вдоль нового Шелкового пути — особенно в Иране и Центральной Азии — гораздо более сложными в управлении.
Именно универсальные ценности, которые президент Трамп презирает, могут сейчас принести геополитические дивиденды. Популистская и националистская повестка, которая ограничивает американские интересы Северной Америкой, в итоге сделает положение США на другом конце мира маргинальным.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 13 Слоган "Разделяй и властвуй" - краткая суть этой статьи. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 1 vmevius, вообще то это английская работа стравливать..,а тут амеры... 
| 0 olvas, А чьи наследники амеры? 
| 4 Опять они лезут со своими протухшими "ценностями" . Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| -2 samsonoff.aleksei2012, пока Россия берегла Среднюю Азию и Каквказ от американского влияния, и не давала возможность туркменскому и узбекскому газу выхода на европейский рынок, Китай себе проложил с этих стран две нитки газопровода и нефтепровод. Китай проложил шоссе Средняя Азия -западная Европа, выкупил половину нефтяных месторождении в Казахстане, в каждую страну ЦА вложил миллиардные инвестиции, они попали в орбиту китайских зону интересов. А влияния России в эти страны опустилась до нуля. Так что дальше воюйте в Сирии, будьте марионетками отживших диктаторов. 
| 0 Balta, Вы прелестны! 
| 0 Balta, лестно слышать это от обитателя американской колонии 
| 0 Ну, чё? За мир во всём мире? 
| 1 Всё моё - сказало злато Всё моё - сказал булат Всё куплю - сказало злато Всё возьму - сказал булат (с) А.С. Пушкин 
| 11 Очередная попытка выдать желаемое за действительное. Для России, как и для Китая, как и для Ирана главный враг, не соперник, а УЖЕ именно враг - США и их блок. И пока это так, они будут только сближаться. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 1 главный враг, не соперник, а УЖЕ именно враг - США и их блок ------- ромей, какой блок? Вы о чем? НАТО? Так убеоите США и посмотрите что получится. Последний раз блок Европа показала аж в первой мировой. С той поры есть сильный и группа шавок. И Вы серьезно считаете что еще более изнеженная Европа будет за что-то драться (кроме драки с заведомо слабым?) Они во вторую войну сумели только испортить воздух и тут же сдались. 
| -4 ромей, пока российская Моська тявкает на американского слона, Китай поводок Моську крепче наматывает в свои руки. 
| 0 Balta, не выдавай себя... Ой , описалась! Не выдавай желаемое за действительное! 
| 5 Более масштабной целью Китая является господство в Евразии, что влечет за собой необходимость низвести Россию до второразрядной державы. -------- США оперирует в рамках своего понимание геополитики. А она у США остановилась 17 веком и политикой канонерок. Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| 1 GreyCat, Думаю, что россия нужна Китаю, пока что, сильной. Чтобы Штаты не смогли зайти с тыла. 
| 0 liova01, если так рассуждать, то здесь взаимная необходимость. Как в драке "спина к спине" 
| 1 GreyCat, Примерно об этом я и подумал. Есть сильный враг за лужей. У России и Китая, думаю, есть немеряно проблем меж собой, но оттуда угроза больше. Примерно, как у братьев. Меж собой регулярно грызутся, но только при отсутствии внешней угрозы. 
| 0 liova01, не уверен в немерености проблем между Россией и Китаем и наоборот. Заметим, что об этих проблемах чаще всего рассуждает Запад причем в духе "а неплохо бы их усилить", чтобы не допустить сближения. Причем конкретные проблемы не озвучиваются. Все в общем и целом. Если авторы и углубляются, то на первое место ставят вопросы конкуренции. Но это не проблема, а нормальный процесс. 
| 1 GreyCat, Проблемы есть. Но внешний враг силён и коварен. Пока он силён дружим с Китаем. 
| 5 Звучит страшновато - с каким апломбом и безапелляционности автор преподносит стратегию Китая. Но потом наткнулся на это: "Пока Москва подтачивала независимость бывших советских республик в бассейнах Балтийского и Черного морей посредством подрывных операций и военных вторжений", и понял, что автор просто идиот, и при том малоинформированный. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 1 chaldonc, А вы не слышали о российско-китайских совместных учениях флотов на Балтике? Оно афтырю и привиделось. 
| 3 chaldonc, Он не малоинформированный. Он с богатейшей фантазией! 
| 3 США - Китай, Россия, начало 21 века Британия - Германия, Франция, Начало 20 века Формула известная, только вот захотят ли переменные подставляться в неё? Россия и Китай, скорее, постоянные, и своих формул у них есть... 
| 1 Понятно, что вокруг мощные конкуренты - Китай, Евросоюз с США, но так было всегда, только раньше это были более-менее разрозненные игроки (по крайней мере, в Европе и на Ближнем Востоке), а сейчас все достаточно сложно переплелось в условиях глобализма. Ситуация осложняется к тому же и тем, что мы дали соседям слишком большую фору в связи с частичным распадом империи. Причем настолько огромную, что, как это ни странно звучит для такой военизированной державы, как Россия, пришлось все начинать заново, с отстраивания армии. И если бы не наличие у нас ядерного оружия все могло закончиться для страны очень печально. Да и сейчас долгосрочные перспективы выглядят не слишком радужно, хотя ситуация по прежнему под контролем властей и при разумном руководстве наша конкурентоспособность будет расти и мы сумеем добиться равноправного партнерства. 
| 8 Пургу несет полную.. Приезжай в Благовещенск или Хабаровск. Посмотри, как и кто за товаром бегает с китайской стороны.. Они же скупают все, на что глаз положили - от мороженого до мяса с молоком. Термин помните из 90-х годов : "Челночники с сумкой клетчатой "мечта оккупанта"? Так вот, сейчас китайцы так же жратву таскают на тот берег Амура.. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 Foxbat, даже пиво с местной Хабаровской Балтики тащат. Ну в Москве есть дебилы, кто статью за чистую монету примет.
Показать новые комментарии (0)vmevius
olvas
liova01
samsonoff.aleksei2012
Balta
liova01
samsonoff.aleksei2012
Альфонс
Ядовитый Гад
ромей
GreyCat
Balta
сам за себя
GreyCat
liova01
GreyCat
liova01
GreyCat
liova01
chaldonc
liova01
liova01
Alter echo
semenmihajlov60
Foxbat
farecey
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)