Заявление Каталонии о независимости от Испании, за которое проголосовал каталонский парламент в пятницу 27 октября по сути является символическим жестом по сравнению с подлинной независимостью. При этом для разрешения сложившейся ситуации потребуются навыки и опыт премьер-министра Испании Мариано Рахоя (Mariano Rajoy).
В последние пару дней я был в Барселоне и пытался осмыслить разыгрывавшуюся здесь сложную игру и мотивы, лежащие в ее основе. Большую часть четверга, 26 октября, казалось, будто каталонский глава Карлес Пучдемон (Carles Puigdemont) готов отказаться от объявления независимости и назначить региональные выборы в рамках конституции Испании. Когда стали поступать подобные сообщения, Антонио Банос (Antonio Banos), лидер партии, громче всех заявляющей о независимости в парламенте, крайне левой CUP, изменил фотографию своего профиля в Twitter на перевернутое изображение Пучдемона, обвиняя лидера автономии в вероломстве. Выступающие за независимость студенты стали собираться у здания правительства в знак протеста. Речь Пучдемона сначала отложили, а потом отменили. Банос повернул фотографию лидера Каталонии набок. Наконец, Пучдемон сделал заявление: он решил не назначать выборы. Вместо этого он призвал парламент решить, стоит ли объявлять о независимости. Банос перевернул фотографию Пучдемона в правильное положение.
Нерешительность Пучдемона была на самом деле попыткой предотвратить следующий шаг Рахоя — применение 155 статьи испанской конституции, позволяющей Мадриду ввести прямое управление в регионе. Правительство Рахоя отказалось отступать и оповестило Пучдемона, что скорые выборы никак не повлияют на его планы об отстранении правительства. В результате Пучдемону нечего было терять. Предоставив решение парламенту, в котором большинство составляет его электоральный блок и партия CUP, он знал, что решение об объявлении независимости будет принято, и решил сражаться до последнего.
Испания сделает то, что обещала, в течение следующих нескольких дней: испанский сенат впервые проголосовал в пятницу, 27 октября, за применение статьи 155. Сразу же после решения каталонского парламента Рахой пообещал «восстановить законность» в Каталонии. Тысячи людей, собравшихся на кромке парка в Барселоне рядом со зданием парламента, заворачивались в каталонские флаги и праздновали исторический исход голосования в пятницу. В этом солнечном беззаботном городе нет желания бороться за независимость. Даже сторонники независимости, с которыми я говорил, исключают сценарий с применением насилия.
«Я не буду умирать ни за флаг, ни за страну», — заявил Жорди Селлас (Jordi Sellas), отвечавший за культурные проекты в бывшем правительстве Каталонии, а теперь работающий стратегическим директором в телекомпании Minoria Absoluta. Несмотря на то, что Селлас является ярым сторонником независимости, посещавшим все митинги за выход из состава Испании и отметивший голосование ликующим сообщением в Twitter, он рассказал мне, кто каталонцы являются нацией торговцев, а не вояк, поэтому их борьба за независимость всегда будет мирной. «Люди никогда не будут воевать, — сказал он. — Это не стоит ни одной смерти».
Это позиция, кардинально отличающаяся от того, что я мог наблюдать в других сепаратистских регионах и странах, стремящихся начать самостоятельно распоряжаться собственной судьбой. Барселона в 2017 году — отнюдь не Киев в 2014, где люди готовы были умирать — и умирали — за европейский выбор Украины. Поэтому Альфонсо Лопес Тена (Alfonso Lopez Tena), юрист, возглавлявший сепаратистскую политическую партию и представлявший каталонский парламент в период с 2010 по 2012 год, сбрасывает со счетов шаги правительства Пучдемона, называя их «дешевым фарсом».
«Каталонцы не хотят независимости, они ее желают, — рассказал он мне. — Они любят себе нравиться, а ощущение себя жертвами во имя праведного дела тешит их самолюбие.
Это одна причина, по которой объявление независимости не означает окончательного разрыва с Испанией. Вторая причина состоит в том, что даже сами сепаратисты понимают: их государству не достает важного элемента суверенитета — международного признания. Никто в Барселоне кроме горстки крайне левых горячих голов не желает жить в никем не признанном государстве.
Поскольку прагматичные каталонцы хотят, чтобы их государство входило в состав Европейского союза, а чиновники ЕС и страны, входящие в его состав, заняли твердую происпанскую позицию, вряд ли независимая Каталония получит международную поддержку. Цель правительства Пучдемона состояла в том, чтобы форсировать вмешательство ЕС, чтобы он встал между противостоящими сторонами. Селлас говорит, что этого не произойдет. «Никто в ЕС никогда не обсуждал, какие меры можно принять в отношении нового государства, не входящего в ЕС, с 7,5 миллиона жителей Европейского союза».
ЕС однако не хочет создавать проблемы в отношениях с одним из своих крупнейших членов. Пятничное голосование лишь немногим более легитимно, чем референдум, проведенный Пучдемоном 1 октября вопреки запрету со стороны конституционного суда Испании. Отделение региона от Испании одобрили всего 70 из 135 законодателей, а происпанские партии покидали палату после яростных выступлений против этого шага. Даже это стало возможно исключительно из-за того, что электоральная система в Каталонии склоняется в пользу менее населенных сообществ, где популярне каталонский национализм. У ЕС нет никаких законных оснований и никакого стимула смягчять промадридские настроения.
Испанский премьер-министр однако не должен повторить ошибки 1 октября: испанская полиция применяла чрезмерное насилие в отношении сторонников референдума, что вызвало гнев в Каталонии и сочувствие к сепаратистам в других странах мира. Переходя к управлению каталонским правительством, Рахой должен действовать осторожно. Несмотря на то, что каталонцы не хотят лезть в драку — даже в случае арестов среди лидеров-сепаратистов они протестовали мирно — Рахой, если он намерен претворить в жизнь угрозы своего правительства и выдвинуть против сепаратистов обвинение в мятеже, должен будет воплотить их так, чтобы исключить столкновения с полицией. Сторонники отделения крайне хорошо организованы, и в качестве своего последнего средства они прибегнут к повальным забастовкам в регионе, который приносит Испании пятую часть ее годовой экономической прибыли и отвечает за четверть ее экспорта.
На сей раз Мадриду придется также вложить больше ресурсов в следующие региональные выборы и постараться более внятно объяснить экономические недостатки выхода из состава Испании, что станет для зажиточных, усердно трудящихся каталонцев мощным аргументом, который им пока не был представлен им достаточно убедительно.
В идеале испанское правительство должно также рассмотреть возможность федерализации, чтобы снять напряжение. Но никто в Барселоне не ждет, что Рахой изберет этот путь, потому что его ключевой электорат выступает страстно против подобного шага. Попытки найти долгосрочное решение станут задачей будущих правительств, руководить которыми будет уже не Народная партия Рахоя. Все, чего можно ожидать от этого испанского премьера, — это осторожности с полной надежд Барселоной, чтобы она не превратилась в город, похожий на Киев в 2014 году, но только с пальмовыми деревьями.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 ...а почему это обязательно должна быть битва?... 
| -2 Чё та у валдайского говоруна в Каталонии не срослось,чё та пошло не так. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Он реально бог для вашей нации дегенератов, если вы видите Его руку во всём ,даже в Каталонии. 
| 0 Сперва свидомые тут целый месяц постили о том, что "Пучдемон слил", "каталонцы зас..ли", теперь им приходится менять методичку - оказывается это "у Путина не срослось". А о том, что там народ вышел на улицы не за госдеповские печеньки и обещание еврохолявы, майданутым тем более говорить неприятно. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Потому что в Барселоне на улицы вышли люди, а в Киеве - взбесившиеся свиньи. 
| 0 Лёня отошёл от своей обычной манеры притягивать за уши Россию к любым негативным событиям в мире и показывать, как Россия, в лице Путина, просчиталась. Это Лёне плюс. Но анализ, кому выгодны события в Испании, всё-таки необходим. События в Каталонии подрывают экономику Испании, а в её лице всего ЕС, что, несомненно, крайне выгодно конкурентам ЕС. Главным экономическим конкурентом ЕС являются США. 
| -1 А никаких битв и не нужно, Леня. Неотвратимая волна гражданского неповиновения — и как твой с «навыками и опытом» Рахой (который в действительности дурак и напыщенный индюк) сможет с этим совладать? Что он может? Полиция? Танки? Концлагеря? 
| 2 Народ Каталонии подзуживали давно. Разговоры о том, что Каталония кормит всех остальных лентяев Испании, запускались уже давно, подогревалось и настраивалось. Я уверен, что организаторы этого действа сыграли на жадности и самодовольстве каталонцев. И не факт, что эти силы - внутренние силы Каталонии. Никто из простых людей, попавших под действие этой пропаганды, не скажет вам с опорой на факты, как Каталония будет жить независимо, какая у неё будет валюта, в какие экономические и военные объединения она будет входить, какие отрасли промышленности смогут быть драйверами роста экономики после отделения, а какие умрут, к чему это приведёт. Люди верят, что независимость - это хорошо. Но никто не задаётся вопросом, чем конкретно ему придётся заплатить за независимость, которая не даст никаких реальных плюсов. Эта независимость не из-за фашистского режима, не из-за притеснений по национальному или языковому признаку, не из-за перекосов в экономике страны. Экономика Испании, конечно, не на подъёме, но нельзя сказать, что уровень жизни каталонцев падает быстрее, чем других граждан Испании. Есть у русского народа поговорка: от добра добра не ищут. Вам, конечно, укажут, что еще Томас Джефферсон сказал: "Древо свободы должно время от времени орошаться кровью патриотов и тиранов. Это его естественное удобрение." В данном случае я не вижу ни патриотов, ни тиранов. Вижу экономическую конкуренцию грязными методами. Но кровь может пролиться. 
| 0 Вполне адекватный взгляд на каталонскую проблему. Особенно точно описывает ситуацию Альфонсо Лопес Тена (Alfonso Lopez Ten): «Каталонцы не хотят независимости, они её желают. Они любят себе нравиться, а ощущение себя жертвами во имя праведного дела тешит их самолюбие. Ещё один важный пункт, что понять остальных испанцев: Каталонцы, сторонники независимости, расисты или, как сейчас модно говорить, супремасисты. Они на бытовом уровне и даже публично постоянно заявлют о своем превосходстве над остальными испанцами, вплоть до генетического. Они постоянно говорят о том, что испанцы их обкрадывают или что они содержат испанских бездельников. Всё это длится уже лет 30. За всё это, испанцы очень злы на каталонцев. Каталонцы никак не хотели понимать, что их экономическое благосостояние напрямую зависит от того, что Каталония (7млн.жителей) являются часть рынка всей Испании (47 млн.жителей). Процесс независимости Каталонии запустил в Испании несколько спонтанных и не совсем спонтанных процессов, которые только за этот октябрь месяц уже лишили Каталонию звания самого богатого региона Испании. Началось отток ресурсов (капитала, банков, производств и т.д.) из Каталонии в остальную Испанию. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 ovchi, Каталония пишем — Галисия, Андалусия, Баскенланд в уме... 
| 0 zwaan, кстати, Рахой галициец. Галицийцы люди нормальные, без выпендрёжа. Главная черта галицийцев, с точки зрения испанцев, это нежелание высказывать своё мнение на прямой вопрос. В некотором смысле то, что происходит сейчас между Каталонией и Испанией, это попытка каталонца (Artur Mas) поиметь галицийца (Mariano Rajoy). Посмотрим... Как говорят испанцы, если ты встретишь галицийца на лестнице, ты никогда не поймёшь спускается он по этой лестнице или поднимается... Такого человека сложно поиметь, даже каталонцу... Кстати, Франко тоже был галицийцем. 
| 0 АТО будет? Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 nicos08, нет. Будет жуткая головная боль, но биться ею об стену наврядли есть подходящая ремедия... 
| 0 nicos08, АТО не будет. Но наказание рублём (евро) уже месяц как идёт... Каталонцы торговцы, любят деньги, удар по карману для них хуже всего... 
| 0 nicos08, сначала нужно обосновать. Найти руку Москвы, следы русских хакеров...) А пока демократические бомбардировки откладываются НАТО призвало решать проблему Каталонии мирно korrespondent.net/world/3900875-nato-pryzvalo-reshat-problemu-katalonyy-myrno 
| 0 ЛеонID, Турчинова на них нет. 
| 0 В последние пару дней я был в Барселоне и пытался осмыслить разыгрывавшуюся здесь сложную игру и мотивы, лежащие в ее основе. ----------- Судя по статье - зря Леня замахнулся на это. Не сумел, не осилил. Не хватило умишка для нормального анализа. Да и язык работа быстрее извилин. Людоблюз - не мыслитель. 
| 0 Независимость Каталонии очень своеобразная и зависит от удивительных параметров. Каталонцы, например, готовы отказаться от независимости, если из-за неё Месси, не дай Бог, уйдёт из Барсы или, что будет вообще катастрофой, Барса перестанет играть в испанской футбольной лиге, точнее, перестанет играть конкретно с Реал Мадридом. Вчера вечером власти Жироны демонстративно сорвали испанский флаг со здания мэрии, где раньше был мэром ПучДеМонт. Кстати испанский флаг там уже пару лет как не висел и вчера утром его пришлось в срочном порядке повесить. Сегодня утром, та же мэрия Жироны на полном серьёзе заявляет, что они конечно сторонники независимости, но первый, в 80-летней истории футбольного клуба Жироны, матч против Реал Мадрида, намеченый на это воскресенье, т.е завтра, никто бойкотировать не собирается! Более того, весь город будет с упоением следить за игрой и цивилизованно болеть за Жирону... Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 ovchi, Все правильно. "Футбол состоится при любой погоде"(С)
Показать новые комментарии (0)ЭР
бабай
shg200
Pluto999
shg200
2m
zwaan
2m
ovchi
zwaan
ovchi
nicos08
zwaan
ovchi
ЛеонID
2m
GreyCat
ovchi
ldv64
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)