Направьте шпиона через линию фронта распространять слухи. Сбрасывайте листовки над вражеской территорией. Изматывайте противника, используя людей его собственной национальности, которые будут вещать по радио на его языке (здесь уместно вспомнить нацистского пропагандиста «Лорда Хау-Хау» и американку японского происхождения по прозвищу «Токийская роза», которая вела передачи на милитаристскую Японию). Тактика деморализации стара, как политика и война. А теперь мы знаем, как выглядит версия этой тактики во втором десятилетии 21-го века.


Под давлением конгресса, проводящего расследование, компания Facebook передала ему примерно три тысячи рекламных материалов и ссылок на страницы, которые были оплачены и созданы русскими троллями. Среди них поддержанная Кремлем фальшивая организация Secured Borders (Защищенные границы), якобы находящаяся в Айдахо. Она размещала в сети сообщения об иммигрантском «отребье», и ее вебсайт до своего закрытия собрал 133 тысячи подписчиков. В августе 2016 года его русские создатели вполне реально организовали демонстрацию в Твин-Фолз, участники которой выступили с протестом против мнимого «всплеска насилия в отношении американских граждан».


В то же время другие российские агенты финансировали и рекламировали двоих чернокожих рэперов, которые всячески поносили «расистскую… (нецензурная лексика, — прим. пер.)» Хиллари Клинтон. Они также воспользовались названием мусульманской группировки и заявили от ее имени, что Клинтон «создала, профинансировала и вооружила» «Аль-Каиду» и «Исламского государство» (запрещены в России — прим. пер.). Тем временем тысячи компьютерных ботов, действуя в Твиттере, постоянно выступали с сообщениями в пользу Трампа, убедив отреагировать на свои послания многих реальных людей.


Все эти игры нам хорошо знакомы. Русские на протяжении нескольких лет используют аналогичную тактику в Европе, где пророссийские пользователи социальных сетей через Facebook, Twitter и многие другие платформы давно уже выражают поддержку крайне левым и крайне правым партиям. Во время недавних выборов в Германии официальные российские СМИ и целая сеть российских ботов распространяли сообщения с предостережениями о том, что иммиграция является серьезнейшей угрозой для Германии, и всячески продвигали антииммигрантскую партию «Альтернатива для Германии».


Как и в прошлом, русские своими материалами не стремились создавать межэтническую вражду или политические разногласия в США и в Европе. Вместо этого они всячески старались усилить уже существующие противоречия, используя послания, сеющие распри и возбуждающие эмоции. Было бы совершенно неправильно называть источником этой проблемы Россию. В ныне не существующем КГБ были целые управления, занимавшиеся распространением слухов и созданием фальшивых экстремистов. Преемники этой организации просто раньше других осознали, что кампании в социальных сетях — это весьма экономичный способ, при помощи которого обедневшая экс-сверхдержава может вмешиваться в политику других государств. А в 2016 году они оказались в числе самых разнообразных группировок, среди которых был штаб Трампа и целая сеть троллей из лагеря конспирологов и альтернативных правых. Все они целенаправленно создавали группы в Facebook и сеяли вражду и противоречия в интернете, нацеливая свои сообщения конкретно на те или иные слои населения.


На самом деле эта проблема не ограничивается одной только Россией. Кто воспользуется этими методами в следующий раз — и каким образом? Если русские сумели сообразить, как создать в Твиттере фальшивые аккаунты движения Black Lives Matter, то почему этого не могут сделать другие? Могу себе представить, как многочисленные группировки, многие из Америки, захотят воспользоваться в своих целях фальшивыми аккаунтами во время общественных беспорядков или стихийных бедствий для нагнетания паники и страха. Могу себе представить, что многие люди захотят взять под свой контроль аккаунты Министерства обороны, как это попытались сделать русские хакеры, а потом распространять через них ложную информацию во время военного конфликта. В этой игре не существует серьезных барьеров. Стоят эти усилия недорого, много времени они не отнимают, особых высоких технологий и специальной аппаратуры не требуют. Не Россия, а Facebook, Google и Twitter обеспечили технологии и аппаратуру для создания фальшивых аккаунтов и ложных объявлений. Не Россия, а Facebook, Google и Twitter создали возможности для нацеливания этих материалов на определенные группы населения. Очень многие страны и политические организации — с левого, правого фланга и с других участков политического спектра — быстро научатся этим методам в своих целях.


Отчасти эта угроза появилась на почве невежества и безграмотности, ибо люди просто не знают, как все это работает. Но это уже не может служить оправданием. Есть все основания распространить действие законов о прозрачности в политической рекламе, о правде в объявлениях и о клевете на социальные сети и на традиционные средства массовой информации. Сегодня возникает масса доводов против анонимности, по крайней мере, против анонимности на публичных форумах социальных сетей и в разделах комментариев, а также в пользу удаления ботов в соцсетях. Эксперименты Facebook показали, что разговор становится цивилизованнее, когда люди пользуются своими именами. Право на свободу слова предоставлено людям, а не строчкам компьютерных кодов.


Нет никаких шансов на то, что Белый дом под руководством Трампа возьмет на себя решение данной проблемы с учетом того, что он больше всех выигрывает от этих разрушительных и сеющих разногласия методов и технологий. Но есть и другие политические лидеры (в конгрессе, в штатах), которые обязаны об этом подумать. Об этом также обязаны задуматься граждане, учебные заведения и компании информационных технологий. Альтернативой станет антиутопия, в которой грязные трюки избирательного сезона превратятся в образ жизни и действий для каждого.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.