Совет национальной безопасности и обороны Украины во главе с Александром Турчиновым подготовил проект закона о деоккупации Донбасса. Документ планировалось рассмотреть и утвердить на заседании СНБО в понедельник 19 июля, однако рассмотрение отложили. Турчинов объяснил это «необходимостью дополнительных консультаций с нашими стратегическими партнерами».


В то же время чиновники и депутаты, с которыми общалось «Громадське ТВ», предполагают, что Верховная рада рассмотрит проект закона «Об особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей Украины» осенью, ведь текущая сессия Верховной рады заканчивается 14 июля и народные депутаты уходят на каникулы.


Оккупация и агрессия РФ


В проекте закона прописано, что «Российская Федерация осуществляет вооруженную агрессию и оккупировала часть территории Донбасса». Это первая попытка украинских властей закрепить такую формулировку на законодательном уровне.


«Российская Федерация осуществляет вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию частей ее территории с помощью Вооруженных сил Российской Федерации», — говорится в проекте.


Временно оккупированные территории


В статье 1 проекта закона дается определение для временно оккупированных территорий, а также перечень военных формирований, контролирующих эту территорию. Это «территория, на которой размещены подразделения Вооруженных сил Российской Федерации; незаконные вооруженные формирования, созданные при содействии Российской Федерации, которые подчинены, управляются, контролируются и финансируются Российской Федерацией; на этой территории власть осуществляется оккупационной администрацией РФ», — говорится в статье.


Границы временно оккупированных территорий определяет Минобороны Украины по представлению Генерального штаба Вооруженных сил. Также на оккупированных территориях устанавливается особый правовой режим.


Документы и собственность


В статье 2 законопроекта речь идет о документах на ​​право собственности на оккупированной территории. В частности любые документы, решения и т.п., которые выдали на неподконтрольной украинским властям территории, являются недействительными. За людьми, независимо от того, имеют ли они статус переселенца, сохраняется право собственности на имущество, которое осталось на оккупированных территориях. Кроме того, право собственности сохраняется и за украинским государством: «За государством Украина, территориальными общинами сел, поселков, городов, расположенных на временно оккупированных территориях, сохраняется право собственности на имущество, в том числе на недвижимое, включая земельные участки».


Освобождение территорий


В статье 4 описана цель государственной политики по восстановлению суверенитета (над оккупированными территориями). Предлагается:


— освободить территории и восстановить конституционный строй;


— защитить права и свободы людей, пострадавших от российской агрессии;


В статье 5 говорится об обеспечении конституционного строя:


«Государственные органы используют имеющиеся возможности для защиты прав и свобод граждан Украины, проживающих на оккупированных территориях». Впрочем, какие именно используются возможности, не указано. Также отмечается, что надо «принимать исчерпывающие меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживания российской агрессии».


Культурные связи


В статье 6 говорится о восстановлении гуманитарных и культурных связей с людьми, которые живут на оккупированных территориях, а также о предоставлении гуманитарной и правовой помощи и доступ к украинским СМИ. «Основой защиты прав и свобод граждан… является содействие обеспечению их социально-экономических потребностей, восстановлению гуманитарных и культурных связей, доступа к украинским СМИ, национальных средств правовой защиты».


Ответственность и самооборона


Статья 6 закона гласит:


«Украина не несет ответственности за противоправные действия РФ как государства-агрессора и контролируемых ею незаконных вооруженных формирований на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей».


В статье 7 отмечается, что Украина имеет неотъемлемое право на самооборону, которое может быть реализовано. Для этого будут привлечены Вооруженные силы Украины, СБУ, Служба разведки, Национальная гвардия и другие силы. Об этом говорится в статье 8.


Разделение полномочий


Статья 9 сообщает, какие решения может принимать президент в период действия закона. «Президент принимает решение о применении Вооруженных сил, других военных формирований, для сдерживания и отпора вооруженной агрессии РФ…». Также президент принимает решение о военном положении.


В статье 10 говорится о распределении полномочий. Руководство силами и средствами возлагается на Объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины. Начальник штаба назначается президентом по представлению начальника Генерального штаба. Все привлекаются к обеспечению национальной безопасности в Луганской и Донецкой области, подчиняются начальнику Объединенного оперативного штаба.


Последняя статья сообщает, что порядок пересечения линии разграничения, а также правила провоза товаров также определяется начальником Объединенного оперативного штаба.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.