Накануне в социальных сетях много шутили по поводу фотографии папы Франциска рядом с Трампом и его дамами, женой и дочерью, разряженными в стиле семейки Адамс. Трамп скалился, а Бергольо, казалось, мечтал быть от них где-нибудь подальше.


Помимо мрачнейшего выражения лица, Франциск преподнесТрампу не свою «книгу об экологии», как некоторые обобщают, но как раз энциклику «Хвала Тебе» (Laudato Si'), содержащую полную противоположность тому, что говорит и делает Дональд Трамп.


Не знаю, читали ли вы когда-либо эту энциклику, ее можно найти в сети в бесплатном доступе, но в основе ее лежит самый прозрачный, четкий и радикальный манифест против экономической парадигмы, основанной на эксплуатации природных ресурсов, ископаемого топлива, избытке отходов и — внимание — на слишком большом разрыве в обществе.


В этой энциклике папа действительно через каждые семь строк говорит нам, что между этими двумя феноменами — эксплуатацией планеты и социальным неравенством — существует тесная взаимосвязь, не только философская, но и практическая, политическая, повседневная.


Бергольо в сущности утверждает, что в мире всегда были две противоположных концепции отношений с природой. Одна основана на мысли, что природа обслуживает человека, который таким образом имеет полнейшее право использовать ее, как ему вздумается; вторая концепция основана на убеждении, что человечество должно охранять природу, заботиться о ней, так как оно само является ее частью.


Папа римский добавляет, что современная диалектика воплощается в столкновении между существующим капитализмом и другой моделью экономических, экологических, социальных отношений, в которой экология планеты подразумевает также социальную экологию: современный капитализм действительно создал систему, в которой планета постоянно эксплуатируется, после чего лишь малая часть человечества пользуется богатствами, произведенными в рамках этого типа развития.


Трамп точно не прочитает текст, который ему вручил Бергольо, ведь этот текст длиннее сообщения в Twitter.


Однако если, как утверждают некоторые, накануне в Риме действительно встретились «два лидера-популиста», то в данном случае очевидно, что не все виды популизма одинаковы.