Итоги визита президента Владимира Путина в Японию обе стороны называют своим дипломатическим успехом. И Путин, и его партнер по переговорам Синдзо Абэ очень нуждаются сейчас в таком успехе. Для российского президента Япония — это одна из немногих экономически высокоразвитых стран, не присоединившихся к экономическим санкциям против России в связи с Крымом и Донбассом, и укрепление экономических отношений с ней для России представляется некой альтернативой отношениям с Евросоюзом. Для Японии же развитие отношений с Россией, как экономических, так и политических, является важным вследствие активизации политики Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, имеющей явную антияпонскую направленность. Однако насколько заявления Путина и Абэ об «историческом» и прорывном» визите соответствуют реальному положению вещей? О чем смогли договориться российский президент и японский премьер?

Звучит вроде бы солидно: совместная хозяйственная деятельность на Южных Курилах, свободное безвизовое посещение бывшими жителями Южных Курил могил предков, свободное приграничное перемещения жителей Сахалинской области и Хоккайдо, сотрудничество в сфере увеличения продолжительности жизни и здравоохранения, открытие японского амбулаторного реабилитационного центра на Дальнем Востоке, сотрудничество в педиатрии и профилактике сердечных и онкологических заболеваний, совместная разработка энергоресурсов на Дальнем Востоке и в других российских регионах, российско-японское сотрудничество в демонтаже реакторов аварийной АЭС «Фукусима-1» и в ветряной энергетике… Но все эти заявления — на уровне протокола о намерениях. Ни одного конкретного соглашения во время визита Путина в Японию подписано не было. Лидеры двух стран договорились только начать или продолжить переговоры по всем указанным вопросам, равно как и по проблеме заключения мирного договора. Вот здесь-то и зарыта собака! Заключение мирного договора с Россией в Токио жестко увязывают с решением территориальной проблемы. Речь идет об островах Южно-Курильской гряды — больших островах Итуруп, Кунашир и Шикотан и группы малых островов Хабомаи, которые Япония считает своими и требует их безоговорочного возвращения.

Вкратце история российско-японского размежевания в районе Курильских островов такова. 7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали первый русско-японский договор — Симодский трактат о торговле и границах. Граница была проведена между островами Итуруп и Уруп. К Японии отходили Южно-Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, к России — Северные Курильские острова от Урупа и до Камчатки. Сахалин же остался неразделенным совместным владением двух стран. 7 мая 1875 года был подписан Петербургский договор, по которому Россия передала Японии права на все Курильские острова в обмен на отказ Японии от Сахалина. К тому времени Аляска и Алеутские острова, единственные русские владения на Американском континенте были уже проданы, США. Центр российской экспансии на Дальнем Востоке сместился в Приморье, в связи с чем контроль над Сахалином приобрел особое значение.

После поражения Российской империи в русско-японской войне, согласно Портсмутскому мирному договору от 5 сентября 1905 года, Япония получила южную часть Сахалина с прилегающими островами. Граница на Сахалине прошла по пятидесятой параллели северной широты. Тем самым Япония отступила от положений Петербургского договора, что в дальнейшем дало СССР, как правопреемнику Российской империи, моральное право требовать возврата Северо-Курильских островов.

Перед тем, как вступить в войну с Японией в августе 1945 года, Советский Союз добился согласия Англии и США на возвращение ему Южного Сахалина и Курильских островов. Соответствующее соглашение было подписано 11 февраля 1945 года в ходе Ялтинской конференции. При этом в соглашении не упоминалось, какие именно из Курильских островов подлежат возвращению. Южные Курильские острова были заняты советскими войсками 1-4 сентября 1945 года в основном уже после подписания акта о капитуляции Японии, последовавшего 2 сентября.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско Япония подписала мирный договор с США и их союзниками. Она официально отказалась «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору». Однако позиция японского правительства заключается в том, что Курильские острова (острова Тисима) в тексте договора не включают Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи, а включают в себя лишь те острова, суверенитет над которыми Япония приобрела по Петербургскому договору 1875 года. В любом случае СССР Сан-Францисский договор не подписал.

Позиция Японии сводится к тому, что граница между Россией и Японией должна вернуться к той границе в районе Курил, которая была установлена Симодским трактатом 1855 года. А вот советская и российская позиция по территориальному вопросу неоднократно менялась под влиянием политической конъюнктуры. 19 октября 1956 года СССР и Япония приняли московскую декларацию, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические отношения между двумя странами, а также зафиксировала согласие СССР на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора. 19 января 1960 года Япония подписала Договор о взаимодействии и безопасности с США. После этого Хрущев 27 января 1960 года заявил, что поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведет к расширению территории, используемой американскими войсками.

После этого Советский Союз почти до самого конца своего существования отказывался признавать само существование территориальной проблемы в отношениях с Японией. Впервые ее признал 18 апреля 1991 года Михаил Горбачев во время визита в Японию. 13 октября 1993 года лидеры России и Японии Токийская декларация о российско-японских отношениях, в которых Россия признавала все соглашения между СССР и Японией, включая декларацию 1956 года. Однако передачи островов Хабомаи и Шикотан так и не произошло.

Очевидно, что подписать мирный договор без разрешения проблемы Южных Курил не получится. А поскольку по этой ключевой проблеме никакого сближения позиций сторон во время визита Путина в Японию не произошло, то переговоры по большинству экономических соглашений рискуют еще очень долго оставаться безрезультатными. Например, в отсутствие мирного договора японское правительство не сможет гарантировать кредиты на японские инвестиции в России, что исключает реализацию масштабных инвестиционных проектов. Вернуть же Японии Южно-Курильские острова Россия сможет только тогда, когда экономическое положение страны станет совсем плохим, и японские инвестиции будут иметь жизненно важное значение для российской экономики. Тогда, может быть, будет заключено какое-то соглашение по принципу «территории в обмен на инвестиции».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.