Новый президент США в первую очередь увеличит расходы и после этого закроет экономические границы. Оба политических решения негативно скажутся на Бразилии.

После политического урагана, прошедшего по Соединенным Штатам в начале этого месяца, настало время собирать обломки и попытаться понять, какими последствиями чревата победа на выборах Дональда Трампа для мира и, следовательно, для Бразилии. Главный вопрос теперь в том, выполнит ли Трамп все те обещания, что он дал во время предвыборной кампании. Даже если авторитетные американские учреждения и помогут несколько умерить пыл будущего президента, правительство Трампа будет способствовать значительным изменениям внутри и за пределами Соединенных Штатов.

У таких развивающихся рынков, как Бразилия, не остается сомнений: резонанс, вызванный действиями Трампа, будет означать менее благоприятную обстановку. С введением протекционистской политики и иммиграционной реформы, обещанных новым президентом, Мексика и ряд стран Центральной Америки действительно рискуют многое потерять. Скорее всего будут частично пересмотрены даже недавно возобновленные отношения с Кубой. В случае Бразилии воздействие правительства Трампа носит более косвенный характер. За отсутствием планов проведения каких-либо серьезных торговых переговоров или уже подписанных соглашений, которые могут быть расторгнуты, экономические отношения между двумя странами в краткосрочной и среднесрочной перспективе не должны особенно пострадать. В геополитическом плане Латинская Америка и Бразилия продолжат находиться там же, где и в последние десятилетия: на периферии приоритетов Вашингтона.

Реальный риск для Бразилии проистекает из потенциальных последствий предпринимаемых Трампом мер на международном рынке. И в лучшем, и в худшем случае перспективы Бразилии вызывают тревогу. При благоприятном сценарии Трамп будет способствовать экономическому росту за счет политики налогового стимулирования, увеличивая расходы на инфраструктуру и снижая налоги. В конце концов, эта комбинация решений приведет к инфляционному давлению и, следовательно, к циклу роста процентов в Соединенных Штатах. Именно такие прогнозы ведут к обесцениванию валют развивающихся рынков.

Самым безрадостным сценарием станет тот, при котором Трамп начнет реализовывать протекционистскую торговую программу и поддерживать геополитический изоляционизм. Он уже пригрозил поднять тарифы на китайский импорт и вывести Соединенные Штаты из НАФТА (экономического блока, объединяющего три страны Северной Америки). Президент Трамп едва ли в полной мере выполнит оба обещания, однако риск торговой войны, чреватой негативными последствиями для общемирового экономического роста, вполне реален. Кроме того, более изоляционистская политика Соединенных Штатов также будет способствовать повышению геополитических рисков в ряде регионов. Помимо угрозы обращения вспять недавних важных переговоров, например, соглашения по борьбе с изменением климата или ядерного договора с Ираном, сближение Трампа с Россией Владимира Путина может изменить баланс сил на Ближнем Востоке, провоцируя дополнительную нестабильность в регионе.

Вполне вероятно, что мы станем свидетелями обоих вариантов развития событий, но не одновременно. В краткосрочной перспективе будет преобладать более оптимистичная линия, поскольку, имея большинство в Конгрессе, Республиканская партия вряд ли пойдет против программы налогового стимулирования. А вот для формирования протекционистской повестки дня понадобится немного больше времени, ведь в дополнение к возможному отрицательному воздействию на американскую промышленность, на принятие некоторых мер требуются месяцы. О выходе из НАФТА, например, должно быть объявлено за шесть месяцев. Поэтому геополитические риски как правило проявляются постепенно.

Оба сценария губительны для Бразилии. С одной стороны, сильный доллар, обусловленный экономическим ростом США, заставит бразильский Центробанк подавать сигнал тревоги применительно к понижению процентных ставок. С другой стороны, протекционизм серьезно ударит по темпам роста глобальной экономики, нанеся вред всему миру.

Теперь и без того трудная задача урегулирования экономики станет для правительства президента Мишеля Темера настоящим испытанием. Еще до изменений в международной ситуации правительство Темера запустило амбициозную программу налоговых реформ, таких как проект конституционных поправок в отношении потолка государственных расходов и реформу социального страхования. Возможное принятие обеих в несколько разбавленном виде будет означать, в лучшем случае, очень медленное и постепенное регулирование траектории долга. В менее благоприятных внешних условиях правительству Темера придется представить более амбициозную реформу социального обеспечения, чтобы завоевать доверие инвесторов.

Избрание Трампа и осложнившаяся внешняя ситуация будут иметь для Бразилии два последствия. Первое касается реформ в Конгрессе. Как это ни парадоксально, более мрачный экономический сценарий должен усилить давление на законодателей, чтобы избежать «полного провала» правительства Темера. В конце концов, без малейшей перспективы восстановления экономики народное недовольство политическим классом будет неуклонно расти. К тому же массивная поддержка законодательным органом правительства Темера — несмотря на низкий уровень одобрения президента — исходит из сознания того, что крах его правительства будет иметь катастрофические последствия для политического будущего большей части парламентариев, в настоящее время сидящих в Конгрессе. При имевшихся благоприятных экономических показателях правительство Темера до недавнего времени рисковало натолкнуться на нежелание законодателей поддержать непопулярные реформы. В мире после Трампа этот риск снижается. Причин для того, чтобы правительство и Конгресс оставались в состоянии боевой готовности, теперь хватает.

Политический шторм в США также является напоминанием о следующих президентских выборах в 2018 году. В то время как бразильский политический класс должен отреагировать на растущий риск большей склонностью поддержать реформы, избиратели скорее всего проявят возмущение, особенно если экономическая ситуация не начнет улучшаться. Поэтому выборы в 2018 году будут отмечены не противостоянием правых и левых, а стремлением к политическому обновлению, которое ответит запросам населения. Мы будем делать ставку на кандидата, который выступит за продолжение реформистской повестки дня. Однако при серьезных колебаниях экономики возрастет риск появления очередного популистского кандидата.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.