После горячих споров, которые привели к рекордному количеству воздержавшихся от голосования, комиссия по правам человека Генеральной ассамблеи ООН приняла резолюцию, осуждающую «временную оккупацию» Крыма Россией, обвиняя ее в многочисленных нарушениях прав человека на территории полуострова.

В тексте резолюции, окончательное принятие которого запланировано на декабрь, говорится о нарушениях прав и дискриминации «резидентов временно оккупированной территории Крыма, включая татарское сообщество», этническую группу тюркского происхождения, веками проживавшую на полуострове. Пусть и дипломатическим путем, ООН таким образом осудила аннексию Крыма и все, что за ней последовало.

В неподвижном молчании международного сообщества, руководствуясь смехотворными доводами о защите русскоговорящего населения Украины, в марте 2014 года Россия аннексировала Крым после того, как в результате народных протестов был свергнут пророссийский президент Украины Виктор Янукович. Об уличных волнениях, как и о вторжении России на принадлежавший Украине полуостров звучало множество разнообразных и конспирологических легенд как в поддержку России, так и против нее, однако с тех пор ситуация так и не сдвинулась с мертвой точки.

Вскоре после захвата Крыма Москва формализовала аннексию с помощью фарсового референдума, в котором подавляющее большинство населения высказалось в поддержку действий России. В то же время, когда российский флот входил в Черное море, на востоке Украины начиналась самая настоящая война за независимость (она продолжается и до сих пор), в которой Москва прямо и косвенно принимает участие, пытаясь дестабилизировать обширные украинские регионы, используя наемников (в том числе иностранных).


Аннексия Крыма Москвой привела к принятию пресловутых международных санкций, а также позволила понять, каким мощным притяжением обладает антилиберальный режим Путина для демократических стран, где считается, что в правовом государстве должен главенствовать «закон и порядок». Европейцы многократно разделялись относительно линии поведения, которую необходимо соблюдать в отношениях с Москвой, многие политические движения в Европе простили реакцию России, озвучивая порой даже антинацистские доводы!

Проект резолюции, представленный в Стеклянном дворце Украиной, был поддержан 73 голосами, 23 высказались против, 76 воздержались. Страны Европы, Великобритания, США проголосовали за резолюцию, в то время как Россия, Армения, Белоруссия, Венесуэла, Сирия, Иран и Китай высказались против нее. Воздержавшиеся в большинстве своем входят в так называемую «Группу неприсоединившихся».

Текст резолюции призывает Россию незамедлительно положить конец «незаконным задержаниям, пыткам и другому жестокому, бесчеловечному, унизительному обращению и отозвать дискриминационные законы». В том числе Москве предлагается освободить незаконно заключенных украинцев, дать возможность культурным и религиозным учреждениям возобновить свою деятельность, отозвать решение Верховного суда от 29 сентября прошлого года, в рамках которого орган местного самоуправления — Меджлис крымских татар (запрещенная в России организация — прим. ред.) — был объявлен экстремистской организацией.

Без напряжения с Киевом в последние 20 лет татарское меньшинство смогло сформировать демократические институты, позволившие этому сообществу защищать и развивать свою культуру и традиции, а также исповедовать свою религию. Татары были одной из этнических групп, которые в России веками подвергались преследованиям, в том числе массовой депортации в Узбекистан при Сталине. В течение последних двух лет они вернулись в кошмар прошлого.
 
«Ухудшение» ситуации с соблюдением прав человека в Крыму с начала незаконной аннексии Российской федерацией было освещено подробными документальными свидетельствами верховным комиссаром ООН по вопросам соблюдения прав человека, в которых перечислялись «аресты, плохое обращение, пытки и угрозы, осуществляемые против представителей политической оппозиции и меньшинств; имеет также место несоблюдение фундаментальных прав человека в отношении тех, кто не принимает навязываемого законодательства и языка, а также российского гражданства на полуострове».

В 2015 году украинский парламент принял резолюцию, признававшую компетенцию Международного уголовного суда о фактах, имевших место во время уличных протестов, и требовании представить Януковича перед судьей с третьей стороны за преступления, совершенные при подавлении протестов в феврале 2014 года.

16 ноября 2015 года, осознав опасность со стороны ООН, президент России Владимир Путин заявил, что Москва не будет подписывать Римский статут Международного уголовного суда, который она так и не ратифицировала, в том числе потому, что прокурор Гааги в то же время начал дело в отношении конфликта на Украине и, возможно, российских авиаатак в Сирии.

Резолюция Генеральной ассамблеи ООН не имеет обязательной силы и не предусматривает расширения международных санкций в отношении российского режима, которому дозволено действовать без всякой цензуры и критики и который часто представляет себя перед мировой общественностью в качестве жертвы международного заговора. Достаточно вспомнить высказанное Москвой недовольство после объявления НАТО об отправке своего контингента в страны Балтии с целью увеличения военного присутствия.

В начале года в самый разгар войны с ИГ (запрещенной в России террористической организацией — прим.ред.) в документе Пентагона утверждалось, что главной угрозой для США и, следовательно, для всего западного мира является Россия, а не исламский терроризм. С появлением Дональда Трампа в Белом доме в отношении Москвы будут, безусловно, звучать менее воинственные интонации, что не снимает проблему безнаказанности военных действий России за рубежом и агрессивного подавления несогласия в своей стране, которые продолжают оставаться ее открытой, кровоточащей раной, не позволяющей ей стать правовым государством.

Генеральная ассамблея ООН четко изложила пункты своих обвинений, но что же будет дальше?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.