Вице-президент Джо Байден руководил той поддержкой, которую администрация оказывала Украине. Но сегодня Киев опасается, что Белый дом в новом составе отвернется от него, а Путин начнет наращивать давление.

Никто в американской администрации не обладает таким влиянием на Украину, как вице-президент Джо Байден. Будучи в команде Обамы ответственным за политику США в отношении Украины, он обеспечивал поддержку Киеву перед лицом российской военной интервенции и сумел наладить тесные личные связи с ее руководством. Но он проявлял жесткость из лучших побуждений, не раз откладывая предоставление Киеву финансовой помощи из-за обеспокоенности по поводу всепроникающей коррупции.

Вице-президентский срок Байдена подходит к концу, и следующему президенту придется решать, кто займет его место в уникальном качестве уполномоченного по Украине. Передача власти в США происходит в чрезвычайно важный момент, когда на востоке Украины продолжается война, Америка наращивает соперничество с Россией, а Европе все больше надоедает нескончаемая коррупция Киева.

Новый главнокомандующий будет приведен к присяге 20 января 2017 года на фоне нарастающей в Госдепартаменте, Министерстве обороны и Конгрессе тревоги по поводу действий России на Украине и в других местах. Видя, как Россия без разбора бомбит сирийский город Алеппо, проводит хакерские атаки против Национального комитета Демократической партии, поддерживает вооруженных сепаратистов на востоке Украины и бряцает ядерным оружием, американские дипломаты, военачальники и конгрессмены все чаще настаивают на проведении более агрессивной политики по отношению к Москве.

«Налицо стремление к более напористому подходу», — сказал один работник аппарата Конгресса, занимающийся вопросами Украины и России.

Многие считают, что кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон в большей степени готова бороться с Россией в интересах Украины и проводить более агрессивный внешнеполитический курс, чем администрация Обамы. Но украинские официальные лица с большой тревогой смотрят на ее соперника из Республиканской партии Дональда Трампа, который тепло отзывается о российском президенте Владимире Путине.

Даже президент Обама, будучи демократом, не хочет в полной мере взваливать на свои плечи бремя украинских проблем и невзгод. Отчасти это объясняется его боязнью спровоцировать открытое противостояние с Москвой. В 2014 году российские войска захватили и аннексировали Крымский полуостров, после чего Москва, согласно имеющейся информации, направила своих солдат на восток Украины поддерживать тамошних сепаратистов. В то время Обама наперекор Байдену и большинству своих советников решил не вооружать украинскую армию.


Обама опасается возникновения и эскалации военной конфронтации между Киевом и Москвой, в которой Россия может одержать верх. Он также хорошо помнит о то, что руководство в европейских столицах резко против таких действий. Вместо этого президент настоял на введении экономических санкций против России и согласился на то, чтобы Германия и Франция возглавили дипломатический диалог с Киевом и Москвой об урегулировании конфликта.

Но боевые действия продолжаются, и терпение Конгресса в отношении России на пределе. Некоторые законодатели сегодня ратуют за введение новых экономических санкций против Москвы. Высокопоставленные дипломаты недовольны срывом минских мирных соглашений и считают, что США пора занять ведущее место на этих переговорах вместо того, чтобы считаться с мнением Берлина и Парижа.

Достигнутое при международном посредничестве Минское соглашение помогло снизить накал боевых действий, которые в 2014 году шли очень активно. Но оно не смогло обеспечить прочное прекращение огня и возвращение удерживаемых сепаратистами территорий пол контроль Киева. Как сообщает Организация Объединенных Наций, за время начавшегося в апреле 2014 года конфликта на востоке Украины погибло почти 10 тысяч человек.

По мнению чиновников из администрации Обамы, очень мало шансов на то, что за 10 недель со дня голосования 8 ноября до вступления нового президента в должность удастся добиться большого прогресса по Минским соглашениям. Но это будет зависеть от того, захочет ли Путин отказаться от продолжающегося на Украине конфликта низкой интенсивности. Это маловероятно, так как Москва регулярно осуществляет провокации силами сепаратистов, наращивая давление на Киев.

Согласно электронным сообщениям старшего советника Путина Владислава Суркова, которые удалось недавно перехватить украинской хакерской группе, у Кремля имеются подробные планы по дальнейшей дестабилизации политики и экономики Украины. Подлинность этих документов пока не установлена.

Эффект Байдена

Украинское правительство делает большую ставку на свой прямой канал связи с американским вице-президентом, и с уходом Байдена этот канал будет перекрыт. Влияние вице-президента основано на его яркой личности, на поддержке со стороны Обамы и на его многолетних усилиях по повышению роли США в Восточной Европе. Это и поддержка идеи расширения НАТО, и настаивание на американской военной интервенции на Балканах в 1990-е годы.

В случае победы Клинтон, что вполне вероятно, если верить данным опросов общественного мнения, не исключено, что отвечать за связи США с Украиной снова будет Госдепартамент. Клинтон и сама может взять на себя эту обязанность, так как она проявляет большой интерес к данному конфликту, о чем свидетельствуют и действующие, и бывшие сотрудники администрации.

Возможно даже, что в будущей администрации Клинтон Байдену будет отведена какая-то роль. Ее советники высказывают мысли о том, чтобы Клинтон сделала Байдена своим госсекретарем, о чем пишет Politico. Однако сейчас абсолютно непонятно, каковы перспективы у таких предположений.

Но ясно одно: следующему президенту придется назначить «смотрящего за Украиной», выбрав человека либо из Белого дома, либо из Госдепартамента. Об этом сообщил высокопоставленный чиновник из администрации, пожелавший остаться неизвестным.

Байден два или три раза в месяц говорит с украинскими руководителями по телефону, и он «хорошо владеет ситуацией», заявил Foreign Policy чиновник из администрации.

Украинские руководители подтверждают эту мысль и всячески превозносят работу Байдена. «Джо играет уникальную и ценную роль, и заменить его будет чрезвычайно сложно», — рассказала Foreign Policy бывший украинский министр финансов Наталья Яресько (Natalie Jaresko), ныне работающая научным сотрудником в Атлантическом совете.

Обама и Байден распределили между собой обязанности по Украине в условиях кризиса. Президент сосредоточился на том, чтобы обеспечить поддержку санкциям против России на переговорах с канцлером Германии Ангелой Меркель и другими европейскими лидерами. Задача Байдена, между тем, состоит в том, чтобы не дать Украине соскочить с крючка, обеспечить выполнение Киевом Минского соглашения и добиться от него неослабной борьбы с коррупцией внутри страны — ведь в любом из трех случаев европейские столицы могут в ускоренном порядке отказаться от санкционного режима.

«Вице-президент активно доносит до сознания украинцев, что они должны быть белее снега, что касается проведения реформ и обязательств по Минскому соглашению, дабы у европейцев не возникло ни малейшего повода для отказа от поддержки», — сказал чиновник из администрации.

Битва за украинские реформы

Связи Байдена с украинцами возникли вскоре после свержения президента Виктора Януковича в феврале 2014 года. Когда Янукович отказался подписывать долгожданное соглашение об ассоциации с Евросоюзом, а вместо этого согласился продать Кремлю гособлигации на сумму 15 миллиардов долларов, а также на скидки на российский газ, в Киеве начались массовые протесты. После продолжительных народных выступлений и столкновений между протестующими и милицией Янукович 22 февраля 2014 года бежал из столицы и направился в Россию, где и живет в настоящее время.

Главной задачей для Вашингтона стало обеспечить авторитет и доверие к новому правительству в Киеве, чтобы оно смогло осуществить трудный политический переход и спасти тонущую украинскую экономику. Но политическая культура на Украине страдала от дисфункции, ее органы власти были выхолощены, а страной заправлял альянс политиков и олигархов.

Из этой всеобщей свары появился бывший министр иностранных дел, министр экономики и кандидат в президенты Арсений Яценюк, заручившийся западной поддержкой. После революции Майдана он стал премьер-министром. Политик-миллиардер Петр Порошенко, который в предыдущем десятилетии занимал различные посты в кабинете министров и сколотил состояние на производстве кондитерских изделий, тоже вышел на политическую сцену после Майдана, став там ключевым игроком. 25 мая 2014 года Порошенко избрали президентом.

Байден наладил личные связи с правящим дуэтом, а затем начал настаивать на проведении различных реформ на Украине. Он помог неоперившемуся правительству получить пакет помощи от Международного валютного фонда на 17,5 миллиарда долларов, поддержал коренную перестройку в неэффективном и коррумпированном газовом секторе, оказал содействие в реализации резонансных реформ в скандально известной своей нечестностью милиции, и настоял на создании независимого антикоррупционного бюро для борьбы со злоупотреблениями и взяточничеством. Вице-президенту, оказывавшему содействие Киеву, который очутился в очень непростой ситуации, на помощь пришла заместитель госсекретаря по европейским и евразийским делам Виктория Нуланд, тесно сотрудничавшая с новым кабинетом Украины и с прозападными технократами. Кроме того, ему помогала министр торговли США Пенни Прицкер (Penny Pritzker), оказывавшая поддержку рыночным реформам.

«Самым важным моментом был выбор времени. Байден приехал, когда Украина отчаянно нуждалась во внимании мирового сообщества, и обеспечил Киеву такое внимание», — сказал внештатный научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Балаш Ярабик (Balazs Jarabik).

Личное участие вице-президента в дипломатических усилиях позволило ему выстроить прочные отношения с украинскими политиками.

«Байден настоящий человек. Он делает то, во что верит. У него есть четкие представления, есть сила воли», — заявил Foreign Policy Яценюк, ушедший в апреле в отставку.

По словам Яценюка, Байден настолько упрочил авторитет США среди украинских законодателей, что в Киеве начали прислушиваться к критике со стороны Вашингтона, когда процесс реформ на Украине затормозился. Одним из примеров стало зажигательное выступление вице-президента в украинском парламенте в декабре 2015 года, когда он призвал депутатов ограничить власть олигархов и оправдать надежды революции Майдана.

Строгое, но участливое отношение Байдена стало еще более очевидным, когда украинская политика начала возвращаться к своим старым привычкам. Несмотря на серию мер по усилению прозрачности в работе правительства и спасению балансировавшей на краю пропасти экономики, Киев начал замедлять, а в некоторых случаях и полностью остановил реализацию антикоррупционных реформ.

Недовольство в обществе начало нарастать в конце 2015 года, когда Порошенко поставил на должность генерального прокурора ветерана украинской политики и близкого соратника президента Виктора Шокина. Шокин весьма неумело вел коррупционное дело, заведенное на бывшего ставленника Януковича, позволив ему бежать из страны.

Должность генерального прокурора, которого назначает лично президент, имеет на Украине преувеличенное значение. Генерального прокурора часто используют для давления на соперников и для заключения своекорыстных политических и коммерческих сделок. Революция Майдана должна была покончить с такой спекулятивной практикой, но Шокин всем напоминал о том, что в стране изменилось очень мало. Он сам только усиливал такие представления, препятствуя следствию по делу двух высокопоставленных прокуроров, арестованных по обвинению в коррупции; а министр экономики Айварас Абромавичюс в своей критике назвал его по имени, а затем подал в отставку в знак протеста против откладывания реформ.

Раздраженный отступлением Порошенко, Белый дом отказался предоставлять гарантии займа на один миллиард долларов, пока не будет уволен Шокин. Байден лично сообщил об этом Порошенко по телефону.

«Петро, ты не получишь этот миллиард долларов», — заявил Байден президенту Украины. — Хочешь, оставь генерального прокурора на своем посту. Но ты должен понять — если ты сделаешь это, мы тебе денег не дадим«. Об этом Байден вспоминал в своем интервью Atlantic.

Через какое-то время Порошенко отправил Шокина в отставку. Но в результате серьезно пострадала репутация украинского руководителя в Вашингтоне — и на Украине. А рейтинги популярности Порошенко с тех пор зависли на уровне жалких 10%.

«Трудно искоренить коррупцию в системе, когда твой генеральный прокурор не только продажен, но и держит на должностях своих закадычных дружков и ставленников, а также активно противодействует расследованиям по делам олигархов и государственных чиновников, — сказал высокопоставленный представитель американской администрации. — Убрать Шокина было необходимо. Но этого недостаточно для того, чтобы Украина продолжала движение по пути реформ».

После инцидента с Шокиным прозападная коалиция в составе Яценюка и Порошенко также начала разрушаться, так как эта пара стала ссориться и порочить друг друга в средствах массовой информации. Яценюку едва не вынесли вотум недоверия в парламенте по инициативе партии Порошенко, что вызвало острый политический кризис. После продолжительной междоусобицы, в ходе которой Яценюк утратил доверие западных партнеров Украины, ему пришлось в апреле уйти с поста премьер-министра.

С тех пор Киев продолжает непоследовательно и с перебоями осуществлять реформы, а против привилегированных кругов из прошлого начали выступать политики новой волны и активисты, стремящиеся направить страну по западному пути.

Примером последнего столкновения является продолжающаяся междоусобная борьба между Генеральной прокуратурой и созданным недавно Национальным антикоррупционным бюро Украины (НАБУ). Новый орган был сформирован для расследования резонансных коррупционных дел, однако НАБУ вступило в прямой конфликт с прокуратурой, которая видит в нем своего политического конкурента. Драматический инцидент произошел в августе, когда сотрудники прокуратуры провели обыски в НАБУ, обвинив его в незаконной слежке. Позднее они задержали, бросили за решетку и избили двоих следователей из этого бюро.

Поставки оружия на Украину

Американская политика в отношении Киева заключается не только в подталкивании украинских властей к проведению реформ. На нее оказывает влияние и война, которая по-прежнему тлеет на востоке Украины в Донбассе. Если рухнет Минское соглашение, и возобновятся боевые действия, следующий президент снова столкнется с дебатами — однако не только о новых санкциях против Москвы, но и о том, поставлять или нет оружие украинским войскам, воюющим с пророссийскими сепаратистами.

Вопрос о поставках Киеву оружия, особенно противотанковых систем, вызвал ожесточенные споры внутри администрации и за ее пределами в 2014 году, когда война была в разгаре.

По словам Дерека Шолле (Derek Chollet), который в то время занимал высокую должность в Министерстве обороны, советники Обамы буквально единодушно призывали его поставить оружие украинским силам безопасности. «На моей памяти это был один из тех редких случаев, когда почти все высокопоставленные должностные лица в администрации Обамы выступали за осуществление действий, против которых был президент», — написал Шолле в своей книге The Long Game (Долгая игра).

Белому дому так не хотелось провоцировать напряженность в отношениях с Россией, что он повез на Украину нелетальную военную технику на грузовиках вместо того, чтобы перебросить ее на американских военных самолетах. Он боялся, что «серые хвосты» этих самолетов будут восприняты как провокация.

Боевые действия низкой интенсивности на востоке продолжаются, и каждую неделю поступает информация о потерях. Но крупномасштабные наступательные действия никто не проводит, а линия фронта застыла. В результате требования вооружить Киев пошли на убыль. «Проблема стояла острее, когда конфликт был в „горячей“ стадии», — сказал высокопоставленный представитель администрации.

За последние два года также повысилась боеспособность и организованность украинских вооруженных сил, которым Соединенные Штаты оказывают помощь и содействие в обучении. Это было сделано после того, как Киев приступил к осуществлению реформ. Тем не менее, украинские чиновники говорят, что они поднимут вопрос о поставках оружия перед следующим президентом в надежде получить поддержку от обеих партий на Капитолийском холме.

Киев и новый Белый дом

Если заглянуть в будущее, то непрочное Минское соглашение останется внешнеполитическим приоритетом в работе следующего президента, потому что оно занимает центральное место в напряженных российско-американских отношениях. Киевские официальные лица благоприятно отзываются о возможном приходе Клинтон в Белый дом и очень надеются, что их просьбы найдут положительный ответ.

«Хиллари — сторонница Украины. Она знает об Украине все», — заявил бывший премьер Яценюк.

В отличие от нее, Трамп не проявляет особого сочувствия к украинским бедам и даже вторит российской точке зрения на происходящие там события.

Когда Трамп в июле дал интервью Джорджу Стефанопулосу (George Stephanopoulos) из ABC News и намекнул на то, что Россия не вторгалась на территорию Украины, а крымчане довольны, живя под властью Москвы, Киев отреагировал с огромным возмущением. Яценюк написал на своей страничке в Facebook, что Трамп своими комментариями «попирает ценности свободного и цивилизованного миропорядка, и нормы международного права».

На полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре Клинтон встретилась с Порошенко, и они согласились с тем, что «солидарность с Украиной важна для противостояния российской агрессии», о чем свидетельствует пресс-релиз канцелярии украинского президента.

Порошенко также хотел встретиться с Трампом, однако эта встреча не состоялась. В то время пресс-секретарь администрации украинского президента сказал, что штаб республиканского кандидата не дал ясного ответа о проведении встречи.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.